Пьеса в трех актах: история творчества, жизни и любви Игоря Вулоха


Выставка Игоря Вулоха «Поля-двойники» в RUARTS Foundation представляет творчество мастера за несколько десятилетий, очерчивая круг его ближайших взаимодействий.

extlink_thumbs2Fa82Ffiles_0125252F3125252F13141_19e816c66fc3b90cfa09d95d2395f6119a0c5408.jpg_sliderWebsiteImageX1_1686137600__1.jpg_originalSize_0_

Открывшаяся в RUARTS Foundation выставка к 85-летию Игоря Вулоха занимает три этажа и проводит зрителя сквозь всю жизнь незаслуженно подзабытого нонконформиста. И это шанс узнать художника с самых разных сторон, если знакомство с ним происходит впервые. 

Игорь Александрович Вулох (3 января 1938, Казань – 28 ноября 2012, Москва) — художник-нонконформист 60-х годов, один из классиков абстракции и минимализма. Родился в Казани, в 1958 году окончил Казанское художественное училище им. Н. И. Фешина, затем учился на художественном факультете ВГИКа. Начало творческого пути художника пришлось на конец 50-60-х годов. Именно в этот период складывается параллельное официальному искусство – нонконформизм. Игорь Вулох в силу крайнего индивидуализма всегда был в стороне от разных групп, его путь – путь одиночки. Однако творчество мастера стало органичной частью нового международного художественного движения. Работы Вулоха представлены в крупнейших музейных собраниях, в том числе, в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге, Музее современного искусства в Дании, Государственном музее концептуального искусства в Греции и важных частных коллекциях.

Игорь Вулох
Игорь Вулох. «Без названия»,
1965, холст, масло.
Игорь Вулох
Игорь Вулох. «Без названия»,
диптих, 1963, холст, масло.

История начинается с любви Вулоха к поэзии его большого друга — Геннадия Айги, к стихам которого Игорь Вулох писал графические работы.

Поэтический сборник Геннадия Айги, Дания
Игорь Вулох «Пейзаж»,
полиптих, 2003, холст, масло

Второй этаж — это медитативный, «белый период» Вулоха про любовь, написанный после трех лет жизни в Лавре; здесь произведения художника вступают в диалог с работами его жены, Наталии Туколкиной-Охотой — ее керамикой, одеждой, эскизами. 

Фарфоровые тарелки по эскизам Игоря Вулоха

Третий этаж завершает рассказ о Вулохе, приоткрывая завесу последних лет его жизни — болевший Альцгеймером с 1981 года, художник продолжал творить до самой смерти в 2012 году. Кстати, последняя написанная им картина тоже включена в экспозицию — она и является последним аккордом выставки. 

Игорь Вулох, «Без названия»
2012 / акрил, бумага
Игорь Вулох, «Без названия»
2012 / акрил, бумага
Айдан Салахова. Слезы из серии «Стена плача», 2015. каррарский мрамор. 

Совриск ведет с творчеством Вулоха свой собственный диалог — например, мраморные слезы Айдан Салаховой из серии «Стена плача» как бы намекают на вымученную, но светлую любовь между художником, страдавшим алкоголизмом много лет, и женой, боготворящей его даже после смерти. 

А для тех, кому надоели биографические справки, есть возможность послушать истории о Вулохе как о человеке, а не как о художнике: в каждом цикле о нём говорят на видео жена, дочь и пасынок — по очереди. В этом ключе Вулох сам по себе выступает экспонатом, требующим изучения посредством взгляда на работы и знакомства с житейскими историями, прятавшимся за ширмой семейного наследия. 

Валерий Генде-Роте.
Следы человечьи (первый снег). 1964 г.

До 12 ноября 2023 года. Часы работы: Вт-Вс 11:00 – 20:00
Трубниковский пер. 6, Москва.

Текст и фото: Катерина Алабина