Горком графиков на Малой Грузинской и "выставки-20"


Создание секции живописи при Горкоме графиков на Малой Грузинской, 28 стало важной вехой легитимизации неофициального искусства в СССР. Наиболее посещаемыми стали знаменитые выставки - 20

Выставки 20

Тема выставочной деятельности Двадцати московских художников до сих пор остается малоизученной. Практически невозможно найти каталоги выставок, узнать какие именно работы были представлены на выставках разных лет. Наиболее известная работа на эту тему – книга А.К. Флорковской «Малая Грузинская 28. 1976-1988». Однако, мы говорим об очень значимом явлении в советском и российском искусстве, о выставках группы художников, каждую выставку которых посещали по примерным подсчетам около 70-90 тысяч человек, о таком успехе сегодня мечтает каждый художник и галерист. Тем более, удивительна такая популярность, что речь идет об андеграундном искусстве, искусстве совершенно новом для большинства посетителей этих выставок.

Горком графиков

До 1970-х годов ХХ века в Советском союзе большинство художников-авангардистов были безработными, или перебивались случайными заработками. Чтобы
узаконить свой статус и исключить преследования правоохранительными органами по закону о тунеядстве, 7 июня 1976 году авангардистам было разрешено объединиться в секцию живописи при Московском объединённом комитете
профсоюза художников — графиков, который располагался на ул. Малая Грузинская дом 28. Решение о создании секции живописи на базе Объединённого Комитета в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС Гришин В. В. Сам Горком графиков был образован еще в середине 30-х годов как профсоюз технических художников (перерисовка со слепых фотографий, картография, рисунки растений, внутр. органов и т.д.), ретушеров и фотографов московских издательств. Структура напоминала МОСХ со своими секциями: живописи, графики, плаката, фото. В секцию живописи и было принято около 100 художников — участников квартирных выставок и выставок на ВДНХ. Таким образом, власти решили проблему организованного надзора за инакомыслящими живописцами. Художникам была выделена часть подвала в доме на Малой Грузинской 28, которая служила им и офисом и выставочным залом. Трудоустроенные живописцы начали готовиться к своей первой серьёзной акции — первой общей выставке Секции живописи. Выставка вызвала острый интерес у москвичей и продолжала свою работу с января по февраль 1977 года. Однако во время проведения этой выставки стало понятно, что ввиду ограниченности выставочной площади, один художник не может показать более 1 — 2-х своих работ. Внутри секции постепенно зрело недовольство, возникали конфликты, и в связи с этим художники начали группироваться в небольшие коллективы.

Георгий Костаки и его коллекция русского авангарда. Читать далее.

В 1977 году в Горкоме решено было создать группу художников, человек 20, чтобы ритмизировать выставочную деятельность живописной секции, как-то ее структурировать. Особенно выделялись творческие группы «20 московских художников», «Мир Живописи», группа «21 московский художник», «Мост», «18 московских художников». Среди них наибольшую известность и популярность приобрела группа «20 МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ». Всего состоялись 10 выставок «Двадцатки». Сегодня мы уже можем говорить о том, что художники Малой Грузинской вошли в историю европейской и мировой культуры. Их работы находятся во всех самых известных галереях и музеях мира. Прежде всего это художники 60—70-х годов: Владимир Немухин, Оскар Рабин, Олег Целков, Эрнст Неизвестный, Анатолий Зверев, Александр Харитонов, Владимир Яковлев, Вячеслав Калинин, Иля Кабаков, Эдуард Штейнберг, Эрик Булатов, Дмитрий Плавинский, автор этих строк и другие. Их творчество — это новая художественная форма, акцентирующая условность средств и сдержанность целей. Это своеобразный «эволюционный скачок направленности интеллекта в эстетику XXI века».

Первая выставка «Двадцатки» прошла 3 марта 1978 года. В первый состав «Двадцатки» вошли: С. Блезе, В. Глухов, Д. Гордеев, Т. Глытнева, В. Линицкий, А. Лепин, К. Нагапетян, В. Провоторов, Владимир Петров-Гладкий (ст.), Вячеслав Петров-Гладкий (мл.), Н. Румянцев, И. Снегур, М. Стерлигова, В. Савельев, Н. Смирнов, С. Симаков, В. Скобелев, В. Сазонов, А. Туманов, С. Шаров. Вторая выставка состоялась 23 марта 1979 года. Участниками второй выставки являлись: С. Блезе, В. Глухов, Д. Гордеев, Т. Глытнева, В. Линицкий, А. Лепин, К. Нагапетян, В. Провоторов, В. Петров-Гладкий (ст.), В. Петров-Гладкий (мл.), В. Савельев, И. Снегур, В. Сазонов, Н. Смирнов, С. Симаков, В. Скобелев, А. Туманов, К. Худяков, В. Чернов, С. Шаров. Третья выставка с 28 февраля по 16 марта 1980 года. Четвёртая — с 10 марта по 28 марта 1981 г. Пятая — с 19 августа по 30 августа 1982 г. Шестая — с 10 марта по 3 апреля 1983 г., Седьмая — с 5 марта по 5 апреля 1984 г. Восьмая — с 5 марта по 7 апреля 1985 г. Девятая — с 12 марта по 20 апреля 1986 г. Десятая выставка «Двадцатки» — с 27 марта по 30 апреля 1987 г.

Англоязычная газета «Интернэшнл геральд трибюн» от апреля 1986 г. писала: «Десятки тысяч москвичей приходят посмотреть произведения художников, представителей андерграунда в Москве на Малой Грузинской 28». За 10-летний период существования творческой группы «Двадцать московских художников» в ней осуществляли свою выставочную деятельность 35 человек. На выставках побывало более миллиона посетителей. Люди стояли в длинных очередях по многу часов, в холодное время года даже жгли костры для обогрева. Некоторые картины художников были представлены на выставках уже после смерти их авторов.

Горком графиков

Из книги Анны Флорковской «Малая Грузинская, 28. 1976—1988» (Издательство «Памятники исторической мысли», Москва 2009. Научное издание напечатано по решению НИИ «Теории и истории изобразительного искусства Российской Академии Художеств»):

Вернемся к первым выставкам живописной секции в Горком графиков. Первая выставка 7 художников прошла в 1976 и особого интереса у публики не вызвала, в то время как первая общая выставка, на которой приняли участие более 150 художников, когда работами были плотно завешены стены полуподвального помещения, вызвала живейший интерес зрителей.

В 1977 году в Горкоме решено было создать группу художников, человек 20, чтобы ритмизировать выставочную деятельность живописной секции, как-то ее структурировать. У истоков создания группы стояли Э.Дробицкий, К.Нагапетян и И.Снегур. Каждый из участников новой группы должен был представлять направление, не только фигуративные, но и беспредметные. Ориентированы художники были на станковую картину, владение формой которой, было, по мысли начальства, гарантией профессионального мастерства. Подобный подход в те годы вовсе не выглядел чем-то особенным: на станковую картину были ориентированы и официальные живописцы, и большинство представителей подпольного искусства. Так возникла группа «20 московских художников», ежегодные выставки которой проходили с 1978 по 1988, на протяжении 10 лет, пользуясь огромным интересом у широкой публики.

Состав группы менялся с течением времени, хотя и были художники, входившие в ее состав на протяжении всех 10 лет. Это С.Блезе, Т.Глытнева, Д.Гордеев, В.Линицкий, К.Нагапетян, В.Петров-Гладкий, В.Провоторов, С.Симаков, И.Снегур, А.Харитонов, К.Худяков, Ю.Чернов, С.Шаров. Художники М.Гельман, В.Глухов, В.Казьмин, А.Куркин, Ю.Миронов, Е.Поливанов, В.Скобелев, Н.Смирнов, А.Фролов принимали участив в большинстве выставок группы. Ряд художников появлялись, в силу разных причин, на выставках эпизодически, это П. Беленок, В.Калинин, В.Кротов, К.Кузнецов, А. Лепин, Румянцев, В. Сазонов, М. Стерлигова, А.Туманов, С. Файбисович.

Выставки группы сопровождались каталогами с цветными репродукциями картин, что было тогда небывалым успехом независимого искусства. Возможность издания каталогов была заслугой Э.Дробицкого, Именно при Дробицком живописная секция выросла в крупное явление отечественного искусства. Дар художника счастливо сочетается у Дробицкого с даром организатора. Живописная секция, пестрая и разрозненная, требовала особого чутья от того, кто ее возглавлял: баланса внутренних интересов Горкома и способности противостоять внешнему давлению власти, необходимость смягчать и приводить к «общему знаменателю» векторы художнических устремлений, одновременно не подавляя и не заглушая творческую атмосферу в секции, все эти непростые противоречия Дробицкий умел решать.

Группа «20 московских художников» стала в первые годы существования живописной секции своеобразным противовесом двум тенденциям: тяготению к рафинированным выставкам для элитарного зрителя и безграничной пестроте общих осенних и весенних выставок. Отбор художников в группу «20» был достаточно случайным, но одна из причин их успеха – точное попадание в «ситуацию» времени и места, обеспечившую колоссальный успех у публики. За те три недели в году, что шла выставка, ее посещало от 70 до 90 тысяч человек, выстоявших предварительно в многочасовых очередях, так памятных до сих пор очевидцам. Подобный интерес зрители в ту пору демонстрировали только к некоторым выставкам в музеях, в основном западного искусства, и к творчеству Ильи Глазунова.

Художник Константин Худяков

Взрыв широко зрительского интереса к живописи «20» объясняют по- разному: кто-то предпочитает видеть в нем свидетельство неразвитости художественного вкуса своих современников (напомню, что в очередях стояла московская и иногородняя интеллигенция, а на выставках бывали члены МОСХа). Однако, присутствие широкой публики, ее жадный интерес к искусству яркому и событийному, были обусловлены самим временем, реализацией в искусстве постмодернистских стратегий, для осуществления которых присутствие широкой публики необходимо.

Провоторов Владислав

К концу 1960-х мощный импульс авангарда во всех видах искусства коренным образом меняет свою природу, преобразуясь в новый фундамент, осмысляясь уже как «история». Ж.-П. Лиотар в 1979 году определил это явления как «состояние постмодерна». Специфику искусства художников «20», их успех у публики невозможно адекватно оценить вне того факта, что рубеж 70-х-80-х годов был временем кристаллизации в отечественном искусстве эстетики постмодернизма. Эстетики, основанной на дуализме высокого и низкого, массового и элитарного, эстетического и пластического новаторства и консерватизма, смешения художественных языков, эпох и стилей, пристрастия к иронии и игры с цитатой. Ярким проявлением подобных стратегий в искусстве стали выставки группы «20», ее участникам удалось повернуть искусство лицом к зрителю, окончательно вырвав его из тисков вынужденного подполья.

Участники «20» своей задачей ставили экспонировать на ежегодных выставках группы, обычно проходивших весной, только новые работы, несмотря на то, что зрители часто просили художников выставлять картины с предыдущих выставок. На новых выставках должны были появляться «программные» экспозиционные вещи, в результате, каждый из участников год от года реализовал собственную художественную концепцию, и далеко не каждый преследовал коммерческий успех – большинство художников работало в Худфонде, как художники-оформители, дизайнеры.

Атмосфера «выставок 20-ки»

В трех небольших подвальных залах (в них вел длинный коридор), лишенных естественного освещения (некоторое время живописной секции принадлежал зал на втором этаже, но в начале 1980-х он был отдан под конференц-зал профсоюза работников культуры), в которые вел длинный коридор, с очень плотной развеской и не менее плотной зрительской массой, экспонировалось по 3-5 работ каждого из участников группы. Художники активно общались с публикой, и не только во время вернисажа, но и в другие дни. Они стояли возле своих работ и отвечали на вопросы публики, вступали в дискуссии, объясняя свою творческую концепцию. Это было по-настоящему новым и свежим подходом к экспонированию, требующим смелости от художников (суждения публики были самые неожиданные) и подлинной заинтересованности от зрителей. Это был живой диалог со зрителем, от которого все (и художники, и публика) успели отвыкнуть.

Новаторским на выставках «20 было соединение в выставочном пространстве живописи и музыки. Композитор Михаил Чекалин пришел в выставочный зал на Малой Грузинской и познакомился с художниками группы «20 московских художников», в 1979 году. Их совместные экспозиции стали первыми в практике отечественного искусства второй половины ХХ века выставками, где рядом с живописью зазвучала музыка, хотя опыты по объединению выразительных средств разных видов искусства начались еще в начале 1960-х годов.

Специально для группы «20» Чекалин пишет в начале 1980-х музыкальные сочинения, в том числе такие как «Симфониетта воздуха», «Медитация для препарированного органа», «Медитация с колокольчиком», «Звуки-краски», полижанровую музыку, сочетающую классику, джаз, фри- джаз, рок и психоделику. Сочинения Чекалина, в 1980-е он называл её «пространственной музыкой», сопровождали выставки «20» с 1980 по 1988 годы. В то время электронная музыка, написанная и сыгранная на синтезаторе, представляющем собой оркестр в миниатюре и позволяющем воспроизводить необычное и «деформированное» звучание, была самым модным и новым музыкальным жанром.

Музыка Чекалина в те годы была такой же оппозицией к классической консерваторской музыке, как и живопись художников Малой Грузинской к официальному искусству. Подход к музыкальному сочинению как к полотну: полистилистическому, разнофактурному эклектическому целому, элитарному и массовому одновременно, во многом был тождественен пониманию живописи художниками-семидесятниками. Многие из них работали как дизайнеры и архитекторы и их художественное мышление не ограничивалось инструментарием одного только вида искусства, они творили – в согласии с творческим вектором 1970-х – среду/энвайронмент, в котором взаимодействовали «фрагменты» и «выплески» разного по языку творчества: музыки, дизайна, архитектуры, живописи, графики. Единым целым с музыкой живописные работы делало движение-перемещение зрителей в насыщенном музыкой и живописью выставочном пространстве.

Выставки группы «20 московских художников» вообще могут расцениваться как синтез различных творческих «я», как «коллективное произведение», выходящее за рамки живописи одного автора. На зрителя, входящего в подвальные помещения выставочного зала, буквально обрушивалось насыщенное живопись и музыкой пространство. Преображенное не экспозиционной концепцией, не архитектурой помещения, а плотной и эклектичной развеской картин и музыкой. Для убедительности впечатления, которое это пространство могло производить на зрителя, нужно представить, какой однообразной и серой была среда, окружающая человека брежневской эпохи в его повседневной жизни.

Выставки «20» отличались разноплановой по стилистике, по качеству, по темам живописью: всё фрагментарное, «кусками» – прекрасная метафора «разорванного сознания» зрителя-современника. Полифоническая музыка Чекалина с многослойным, фактурным звуком, сложной тканью, соединявшей симфоническую классику, джаз, прогрессив-рок и арт-рок являлась звучащим эквивалентом полистилизму живописцев- семидесятников, их расширенной ассоциативности, метафоричности, прорастающей пластической метаморфозой.

Представление о произведении искусства как о динамическом синтезе пространства, объекта, цвета, движения, света, музыки появляется именно в 1970-е годы, которые отмечены мощным интеллектуальным прорывом: в творческую среду тогда входили такие понятия как континуальность сознания, историчность, психоделика. Формировалось единое «культурное поле», художники, литераторы, музыканты творчески взаимодействовали, не ограничиваясь возможностями своих профессиональных областей.

В статье использованы материалы:

  • Флорковская А.К. «Малая Грузинская, 28. 1976—1988», Издательство «Памятники исторической мысли», Москва 2009. Научное издание напечатано по решению НИИ «Теории и истории изобразительного искусства Российской Академии Художеств»
  • Шпагин М. «Соблазны фиолетовой карьеры», Газета «Московский комсомолец», 15.10.75г.
  • Нехорошев Ю. «Авангард мещанства», Газета «Вечерняя Москва», 10.04.1975г.