Коллекционеры Михаил Опенгейм и Люсинэ Петросян: "Главный критерий – это эмоция, которая остаётся после увиденного"


Известные московские коллекционеры том, как формировали свою коллекцию и галерею, какие ориентиры в искусстве актуальны для них по сей день.

indexartstory
Фото: Майи и Владимира Опара.

Михаил Опенгейм и Люсине Петросян — известные московские коллекционеры. В октябре 2014 года  в Старопименовском переулке д.14 открылась галерея ARTSTORY, в основу которой легли произведения из собрания Михаила Опенгейма и Люсинэ Петросян, в большинстве своем относимые к так называемой «второй волне» авангарда. Это произведения различных авторов,  таких как: Евгений Рухин, Николай Ситников,  Ольга Булгакова, Леонид Пурыгин, Анатолий Зверев, Оскар Рабин, Олег Целков, Моисей Фейгин, Наталья Нестерова и другие.  За последние 3 года галерея ARTSTORY представила московской публике насыщенную выставочную программу, в том числе с привлечением произведений из крупных частных коллекций и музейных собраний.

Расскажите пожалуйста о том, как давно вы начали собирать коллекцию, и с чем это решение было связано? Кого вы привлекали в качестве экспертов или какие другие факторы были для вас определяющими в подборе собрания?

Михаил Опенгейм: Самую первую картину, я приобрел больше 20 лет назад, но коллекционером стал гораздо позднее.

Критериями покупки тех или иных работ, для меня всегда было одно: нравится или не нравится произведение искусства. Чье бы ни было мнение или совет, для меня особо роли не играло.

галерея ARTSTORY
«Коллекция историй – 2» выставка к 3-хлетию галереи ARTSTORY. Фрагмент экспозиции.

Повлияла ли деятельность галереи и выставки, которые вы делаете, на ваше собственное видение коллекции и понимание ее дальнейшего развития? Обращаете ли вы внимание на современных авторов и если да, то какими критериями оперируете?

М.О.: Мы открыли галерею как раз в то время, когда многие закрывались и ощущался дефицит достойных выставочных пространств. Мы хотели иметь свою качественную площадку на которой художники, творчество которых нам близко, могли бы показывать людям своё творчество. И этому принципу мы следуем до сих пор.

Люсинэ Петросян: Галерея ARTSTORY обращает внимание то что сделано с душой, вне зависимости от возраста автора либо произведения. Главный критерий – это эмоция, которая остаётся после увиденного.

галерея ARTSTORY.
Василий Шульженко. «Писательские дачи». 2013. Холст, масло.

Безусловно, мы очень ценим в нашей истории искусства имена, которые входят в ваше собрание. Но насколько инвестиционно оправдано коллекционирование неофициальных художников. Их время на рынке уже сейчас или еще предстоит? 

Л.П.: Мы не рассматриваем себя как инвесторов в искусство и никогда не рассматривали. Никто не может знать, что нас ждет впереди. Коллекционер должен в первую очередь руководствоваться тем, что он чувствует, приобретая картину, а не кажущейся инвестиционной привлекательностью. На наш взгляд, пока у нас нет сложившегося арт-рынка со всеми его механизмами.

М.О.: Этот вопрос опять же находится в области инвестирования, и он не про коллекционирование.Потому что коллекционирование, – это покупка того, что тебе действительно нравится и без чего ты не хотел бы оставаться. А расстаться с такой вещью даже на пике популярности художника всегда жалко. Каждый коллекционер хочет иметь у себя шедевры. Вопрос лишь в том, что является шедевром, а что нет, и у каждого на это может быть свой взгляд.

галерея ARTSTORY
Галерея ARTSTORY. Фрагмент экспозиции.

Большинство художников из вашей коллекции начали работать в период брежневского застоя и перестройки, какие истории их произведения рассказывают нам сегодня и какие уроки мы можем из этого вынести?

Л.П.: Я считаю, что нам с Михаилом повезло, потому что многие из тех художников, кого мы любим, – живы. У нас есть возможность с ними общаться и получать от этого удовольствие. Потому что огромное значение имеет твое личное отношение к автору, хотя творческая составляющая все-таки находится на первом плане. Всегда приятно, когда автор оказывается не просто большим художником, но еще и достойным человеком.

М.О.: Главный урок, – это то, что художественные произведения могут быть актуальны вне зависимости от времени их создания. То есть искусство – вечно.

Напоследок, расскажите какую-нибудь самую запоминающуюся историю, приключившуюся в рамках вашей собирательской деятельности?

Л.П.: У нас, конечно, накопилось немало интересных историй, потому что мы работаем с творческими людьми. Ну, вот, к примеру, была у меня была незабываемая история с Наттой Конышевой. Когда-то я делала выставку с участием ее работ. До открытия оставались считанные минуты, приехало телевидение, и пришла Натта Конышева. Я очень обрадовалась увидев ее и подумала, что она хочет дать интервью. Вместо этого она достала фломастер из сумки и стала рисовать на уже не принадлежавшей ей работе. Я была в шоке, пыталась увести Натту от картины, но это было бесполезно. В результате картину пришлось снять с выставки, и спрятать от автора, желающего ее переписать…

Натта Конышева. «Дама с Единорогом в метро». Оргалит, масло, 55х61 см.
Натта Конышева. «Дама с Единорогом в метро». Оргалит, масло, 55х61 см.

Почему люди коллекционируют? Читать далее.

Интервью: Катя Карцева

Сайт галереи