6 фактов о природе коллекционирования


Очарование коллекционирования в том, что оно, с одной стороны, удовлетворяет эгоистичным страстям собирателя, но для всего человечества зачастую становится олицетворением ценностей совсем иного порядка. Истинные мотивы коллекционирования в нашем тексте.

искусство в интерьере

До определенного момента коллекционирование представляет человеку возможность выгодного представления себя в обществе. Действительно, в Древнем Риме знание искусства и способность критически судить о нем считались  признаками образованности и высокой культуры, что послужило поводом для создания целых частных коллекций произведений искусства. В Новое время, выявившее конфликты аристократии и буржуазии, коллекционирование давало возможность финансово окрепшим буржуа показать, что в своих привычках и обычаях они ни чем не хуже знатной по происхождению аристократии. Сегодня, в условиях общества потребления коллекционированию импонирует  принцип “Я есть то, что я покупаю”.

Социальные предпосылки коллекционирования:

№1 Коллекционирование — это культура досуга.

Потребность в принадлежности к социальной группе, причастности, поддержке. Коллекционирование объединяет людей по интересам, задавая общение по данному поводу. Это особенно ярко выражено в новомодных течениях и субкультуре, богеме и околобогеме, в предпочитаемых стилях поведения и общения и других социальных критериях. Так коллекционирование современного искусства открывает возможность посещать закрытые вечеринки, благотворительные аукционы, превью выставок, презентации каталогов и арт-проектов и другие светские мероприятия, где собирается бомонд.

№2 Коллекционирование — это маркер социального статуса

Увлечение коллекционированием может являться своего рода маркером общественного положения,  принадлежности к интеллектуальной или финансовой элите, даже если увлекающийся человек реально этому статусу не соответствует. Так приобретение дорогостоящих объектов может быть расценено, как следование социальным кодам, присущим миру роскоши.

Потребность в уважении и признании. Данная потребность во многом вытекает из предыдущей. Это подразумевает придачу ценности самому себе, обусловленную обладанием вещами, этими ценностями наделенными. Увлечение коллекционированием привлекает тщеславным стремлением к констатации собственной интеллектуальности, эрудированности и глубины.  В некотором роде противопоставляется обыденности и заурядности.

Тем не менее, становится ясно, что в рамках этих уровней потребностей, мотивы коллекционирования не связанны с истиной его природой. Почему одни с увлечением, граничащим с дуростью, скупают по нереальным ценам произведения искусства, взвинчивая рынок, другие собирают коллекции пчел, третьи носятся по миру в поисках редких антикварных книг на тему, скажем, коневодства? Весь остальной мир обычно смотрит на них как на сумасшедших. В данной связи, становится понятно, что истинные мотивы коллекционирования лежат гораздо глубже, нежели стремление выгодно выставить себя в обществе.

Личностные мотивы коллекционирования:

№3 Коллекционирование — это реализация потребности в самовыражении.

Они находятся на  высшем уровне человеческих потребностей, связанном:

  • с самореализацией, потребностью в самовыражении. Здесь заложены такие потребности, как эстетическое удовольствие, эмоции, переживания, духовный опыт, потребность в познании и т.д.

В основе коллекционирования лежит собирательство того, что имеет некую ценность. Но, что есть ценность? Ценность можно определить как некое значение, представляемое известным предметом или духовным явлением для удовлетворения той или иной потребности человека. Существуют предметные и субъективные ценности. Предметные ценности – это все, что имеет овеществленное качество, материальная вещь является в определенном смысле ценностью, которая характеризуется общественной функцией данной вещи. Итак, предметная ценность – это материальная ценность. Но, существует также понятие субъективной ценности,  присущей предмету не от природы, а потому что он стал носителем неких других смыслов, абстрагированных от внутренней структуры объекта самого по себе.

В своей книге «Система вещей» французский  культуролог Жан Бодрийяр пишет: «В этом смысле в определенный момент вещи, помимо своего практического использования, становятся еще и чем-то иным, глубинно соотнесенным с субъектом; это не просто неподатливое материальное тело, но и некая психическая оболочка, в которой я царю, вещь, которую я наполняю своим смыслом, своей собственностью, своей страстью».

И именно эти потайные смыслы и страсти в действительности сподвигают человека к коллекционированию. Существует несколько научных теорий, так или иначе объясняющих этот феномен.

№4 Коллекционирование — это страсть быть первым, игра.

По авторитетному мнению Йохана Хейзинги «человеческая культура возникает и развертывается в игре», и коллекционирование, в том числе тоже — есть игра,  в которой «как и в спорте, ставятся цели достижения превосходства над другими (собрать больше и лучше). Возникает форма внутренней иерархии: владелец самой богатой коллекции занимает место на вершине с такой же гордостью, как обладатель олимпийской медали». В данной связи, став  частью коллекции предмет частично теряет свою функцию, по крайней мере, в сознании коллекционера он становится еще одним самородком его коллекции. Коллекционирование подразумевает потерю предметом своего функционального назначения, так как его ценность заключается уже не в нем самом, а как в составном элементе коллекции.

Соответственно, одной вещи становится мало — коллекция тем лучше, чем она больше. Значит, приобретение новой вещи несет в себе лишь временное удовлетворение, поскольку остаются еще другие предметы, не входящие в конкретную коллекцию. В идеале необходимо собрать все, сделав свою коллекцию наиболее полной. А поскольку коллекционирование само по себе обычно подразумевает собирательство редких или дорогостоящих вещей, а чаще и то и другое, а охоту за вещью обычно ведут еще и другие коллекционеры, то каждое новое  приобретение воспринимается как настоящий трофей. Здесь есть момент соперничества, азарта, следовательно – это игра.

№4 Коллекционирование — это недостижимость цели.

Так коллекционирование – это страсть быть первым. Согласитесь, удовлетворив свои приоритетные потребности, человек теряет чувство возбуждения от их осуществления, это объясняет, почему многие состоявшиеся  личности, были страстными коллекционерами – им необходимо было ставить себе новые задачи для достижения.

Академик Павлов еще в 1916 году, в своем докладе, посвященном рефлексу цели, называет коллекционирование самым типичным его примером. У Павлова коллек­ционерская страсть — это «стремление собрать части или единицы большого целого или огромного собрания, обыкновенно остаю­щиеся недостижимыми». Согласитесь, людям, всего добившимся в жизни, и в тоже время, получающим удовольствие от самого процесса следования своей цели, такая возможность недостижимости цели может показаться весьма заманчивой.

Так, Петр I собирал все, что было диковинно, и впоследствии это послужило созданию Кунсткамеры; Сталин и Наполеон собирали наручные часы; Черчилль — оловянных солдатиков; Гагарин начал коллекционировать кактусы; в то время как Армстронг – предсмертные записки самоубийц; Бисмарк увлекался собиранием градусников, а у Гетте была крупнейшая коллекция минералов. Этот список можно продолжать до бесконечности, как ни странно, но все выдающиеся люди что-нибудь да собирали. Павлов пришел к заключению, что коллекционирование :“…есть темное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его также непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи…». Итак, еще один мотив коллекционирования — это недостижимость цели.

№6 Коллекционирование – это  сублимация, вымещение сексуальной энергии.

В теории психоанализа Зигмунда Фрейда центральное место занимает теория смещенной энергии, а именно сублимации. “Сублимация — это эффективная защитная реакция организма, направленная на высвобождение излишков сексуальной энергии и перенаправление её в более мирное русло, такое как коллекционирование или любое другое искусство и творчество”.  Это объясняет,  почему одни более склонны к коллекционированию, чем другие, потому что у одних накопленной невымещенной энергии значительно больше. В данной связи, коллекционирование как бесконечный процесс, подходит здесь как нельзя лучше.

С точки зрения ваше сказанного, может показаться, что главное в коллекционировании – сам процесс, а что коллекционировать не важно. Это, конечно же, не так. Коллекционирование начинается со страсти человека к тому или иному предмету, явлению. По Бодрийяру у каждой вещи имеются две основных функции — быть используемой или быть обладаемой.  Большинство людей стремится к обретению в вещах, прежде всего, функциональности. Даже покупая люксовые товары, человек стремится получить за счет бренда, возможность идентификации своего социального статуса, то есть тоже использует вещь по назначению. Но тогда это всего лишь вещь, которую не жалко и выкинуть, вещь, которую не оставишь в наследство потомкам. Когда вещь особенно дорога, когда в ней есть душа, человек начинает стремится сделать ее только своей, обладать ей.

Не стоит путать коллекционирование с фетишизмом, в данном случае оно не несет столь очевидного сексуального контекста. Тем не менее, может выступать как “мощный компенсаторный фактор в критические фазы сексуальной эволюции”. Имеется ввиду, что в моменты латентных периодов сексуального инстинкта, в детстве или, наоборот, зрелом возрасте,  сексуальная энергия направляется на обладание вещами. Неслучайно, дети часто стремятся иметь не одну, а все игрушки данной серии. Вообще детское коллекционирование достаточно обычное для психологии явление. А в зрелом возрасте, когда эмоции и страсти окружающего мира становятся менее занятными, более обыденными, человек начинает создавать свой мир, наделять его своими страстями и эмоциями.  «Вещь для человека, — пишет Морис Реймс, — это что-то вроде неживой собаки, принимающей его ласки и на свой лад умеющей их возвращать, что-то вроде зеркала, верно являющего ему не реальный, а желанный образ».

Более  того, коллекция как собрание уникальных вещей, подразумевает одновременно соотношение количества и качества. Каждый предмет в коллекции ценен, с каждым коллекционер имеет некую интимную, лишь ему одному понятную связь, которая подчас равносильна общению с живым человеком, и в тоже время коллекция во всей своей полноте подразумевает целый ряд таких вещей, которые находятся в безграничной власти обладателя. Отношения между людьми никогда не позволят соединить в себе одновременно неповторимую уникальность и приравнивание к остальным, это неизбежно вызовет конфликт. Коллекционирование же способно дать беспрепятственное упорядочивание, распределение и контролирование вещей по собственному усмотрению -“Аромат гарема, вся прелесть которого во взаимопроникновении серийности и интимности”.

Феномен коллекционирования сопровождает человечество на протяжении всей его многотысячелетней истории, еще и потому что несет в себе экзистенциональные стремления индивида жить и существовать даже после своей смерти. Дело в том, что коллекция, неся в себе художественную, научную, историческую, религиозную и т.д. ценность  вовлекается в сферу общественного бытия человека и становится носителем определенных духовно-культурных ценностей для всего человечества, часто определяя национальное богатство страны и тем самым, занося имя ее создателя в мировую историю. Создание обширной и ценной коллекции – реальный шанс увековечить свое имя в памяти потомков. Так, П.М. Третьяков был далеко не единственным русским предпринимателем, однако имена других широкой общественности неизвестны, в то время как  его имя как обладателя самой большой коллекции русского искусства, и впоследствии основателя музея,  останется в памяти потомков на многие столетия вперед.

Историческая динамика коллекционирования:

В разные культурно-исторические эпохи феномен коллекционирования занимал разные позиции в интегрированном поле духовных ценностей, имел разные формы своего воплощения. Соотношение побудительных мотивов также различалось. Коллекционирование, являясь важной характеристикой развития человеческого общества, во многом транслирует в своих формах ключевые смыслы культурно-исторических эпох. Так в Древнем Риме, собирались коллекции военных трофеев, оружия, доспехов, различных военных знаков отличия.  В Средневековье коллекционирование представляло собой главным образом собрания предметов культа и священных реликвий.  В Возрождение коллекционирование подразумевало в основном собрание предметов искусства – живописи и скульптуры. В Новое время формируются крупные собрания отражающие приоритеты развития науки и т.д.

Золотой век русского меценатства. Причины и особенности. Читать далее

Коллекции могут собираться по этническому национальному признакам, различаться по объекту коллекционирования – нумизматика, фалеристика, библиофилия, филателия и т.д.  И, тем не менее, всегда присутствуют в жизни человека. Именно  частные собрания впоследствии легли в основу большинства европейских музеев, послужили стимулом для научных открытий, содействовали дружественным дипломатическим отношениям между странами и т.д.

Очарование коллекционирования кроется в том, что оно, с одной стороны, связанное с интимным внутренним миром человека, удовлетворяет его, по большей части, эгоистичным страстям — тщеславия, обладания, азарта, доминирования, превосходства, самолюбования. Тем не менее, для всего человечества зачастую становится олицетворением ценностей совсем иного порядка, способствуя содействию и приумножению наследия всего человечества, поднятия национального самосознания соотечественников на многие поколения вперед.

Коллекционирование и арт-консалтинг art2b