Каспар Кенинг: "Научись помогать, чтобы курировать"


Еда становится все более и более популярной темой различных проектов в области современного искусства. Например, на Manifesta-11 куратор Каспар Кёнинг готовил ужин в рамках своего проекта «Научись помогать, чтобы курировать или, что люди делают за копейки или вообще без денег» и ответил в интервью artandyou.ru почему это искусство?

Куратор Каспар Кенинг

. Кэролин Стил. Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь.

В мире около 30% нормальной еды попадает в мусорное ведро. Производители и сетевые супермаркеты создают вид спокойствия, продолжая делать сверхприбыли благодаря реализации продукции по накрученным ценам. Остатки — просто выбрасываются. Эта проблема охватывает людей в разных частях планеты.  В эпоху глобальной экономики мы связаны друг с другом больше, чем прежде, еда, а точнее управление и контроль над пищевыми цепочками, является одним из элементов био-политики. Питание непосредственно связано с нашей жизнью, и власть определяет многое в этой сфе­­ре. Как факт, бесконечное потребление, экологический кризис, нехватка природных ресурсов и тому подобное с одной стороны, а с другой стороны никакого сопротивления, только продвижение на рынке новых продуктов и товаров.

Еда становится все более и более популярной темой различных проектов в области современного искусства, которые выставляются на таких международных платформах, как биеннале, Documenta, во всевозможных галереях, музеях и т.д. Обозреватель Artandyou.ru Бермет Борубаева познакомилась с Каспаром Кёнигом (Kaspar König), когда он готовил ужин в рамках своего проекта «Научись помогать, чтобы курировать или, что люди делают за копейки или вообще без денег»  на параллельной программе MANIFESTA 11.

Бермет Борубаева: Каков был твой профессиональный и творческий путь, как получилось, что ты стал заниматься тем, чем занимаешься сейчас?

Каспар Кёниг: Как промышленный дизайнер и саунд-художник или как трансдисциплинарный исследователь я всегда утверждал, что необходимо делать что-нибудь удобоваримое с вопросом приготовления пищи. У тебя в мыслях есть какой-то слегка уловимый запах или идея, или звук, и теперь тебе нужны ингредиенты, чтобы доставить тебя туда, где твоё воображение ждет тебя. В качестве художественного исследования в Высшей Школе Искусств Цюриха (Zürcher Hochschule der Künste (ZHdK), Zürich) мы создали группу «Медленные и пряные кураторские практики», и с этого момента мы считаем, что:

приготовление пищи, в то время как вы обедаете вместе и говорите о «пище» и / или «пище для мозгов», вносит в исследование социальные навыки. Часто разговор о «пище» это уже приглашение к беседе, если вы уже хотите подумать, например, над тем, что можно было сделать вместе в следующий раз.

Куратор Каспар Кенинг

Проект Каспара Кенинга на 11 Манифесте

ББ: Можете ли вы рассказать больше о своем проекте «Научись помогать, чтобы курировать или что люди делают за копейки или вообще без денег» для биеннале «MANIFESTA 11»?

KK: MANIFESTA 11 — большая «компания», которая представляется каждые два года в разных городах всего света и выдержала уже свое 11-е издание. Это означает, что это уже своего рода глобализированная машина, локализованная в искусстве. Для нас, как группы и для меня, как личности, я постоянно нахожусь в поиске ответа на вопрос, какова же подлинная мотивация для кого-либо, чтобы что-либо сделать? (И особенно деньги зачастую заставляют нас делать вещи, которые нам совсем не хочется) ….

В «Donate to Curate» мы хотели это сломить, возвращаясь к простоте, социальности, локальности, а также найти в доступной форме то, что на самом деле нас сближает и вызывает обоюдный интерес к взаимодействию друг с другом.

Какие простые вещи могут способствовать гармоничному проживанию людей вместе (совершенно не знакомых друг другу), чтобы наслаждаться жизнью? Небольшое количество воды, чтобы пить и еды, которую можно разделить. В нашем проекте мы искали остатки различных материалов и даже продуктов питания, которые уже выпали из любой пищевой цепи. Таким образом, по сути выброшенная  или найденная в мусорном контейнере еда была использована для приготовления пищи. Это очень контрастирует со «стандартными» представлениями в Цюрихе и поэтому было легко вызвать интерес.

ББ: Почему подобный проект представлен в области искусства? Почему вы / мы называем это искусством?

KK: Искусство задает вопросы и не всегда предлагает решения. Таким образом, в основе проекта лежит опыт, когда собрав людей вместе, удивляешь их простотой и общностью потребностей. Мы готовили по очереди и приглашали художников, чтобы они нам что-то рассказали, провели небольшой мастер-класс или показали работы в одном контексте с нашим проектом. Вы могли и сами «пожертвовать» свои усилия и посмотреть, какую реакцию это вызывает у гостей. Гости с удовольствием принимали участие во всеохватном гостеприимстве и заботе, с того момента, как им было предложено занять это почетное место.

Я называю это искусством, потому что, наслаждение тёплыми моментами с совершенно незнакомыми людьми стало редкостью, и, хотя это кажется очевидной базовой потребностью, она должна быть организована, чтобы распознать эту общность вновь.

И «мы» называем это искусством, потому что данный проект не оставил тебя равнодушной и ты захотела написать о нём. Это фантастическая цепная реакция! И она может продолжаться, если читатель вдохновится что-то сделать после прочтения этого интервью.

ББ: Что сподвигло тебя провести такой перформанс?

KK: Внутренняя мотивация, как я упоминал ранее. Вдохновляет большая группа, состоящая из великих людей, которые хотят работать вместе.

Мне нравятся делать такие преобразования и изменения с очень компактным лимитом времени без особых затрат ресурсов или с использованием вторичного сырья.

У нас был небольшой бюджет, и группа «Slowspicy» решила пожертвовать его для гостей проекта, чтобы к концу события каждому участнику в знак признательности презентовать небольшой конверт. Было довольно трудно определить правильное место для этого и выполнить всю бумажную работу. Это сбивало с толку, так как наши умонастроения были уже в режиме кооперации с повышенной чувствительностью и необходимость заполнения форм противостояла этому потоку.

ББ: Как часто ты делаешь подобные проекты?

KK: В целом все мои проекты, как правило, являются дополнением к существующему проекту, тем самым заманивая к следующему проекту частично переосмысляя то, что я только что узнал, с другой стороны в целом дополняя новыми аспектами. Таким образом, абсолютно разные проекты вырабатывают коды и правила для взаимопонимания и сотрудничества.

В проекте «Мой город — мой инструмент» я стараюсь вдохновить людей найти свободные лакуны в городе, чтобы использовать их как инструмент, который превращает эту пустоту в элемент сопротивления. Одновременно мы, как хакеры взламываем город таким подходом. Взлом времени у сообщества «Slowbiking» является попыткой в противовес ускоряющемуся ритму жизни отстоять «медленность» и простые развлечения с живой музыкой. Звуковой ландшафт приглашает художников создать контекстуализированные звуковые произведения, которые соотносятся с сущностью самого этого пространства.

Проект «Звучащий велосипед / Sonic-bicycle» делает улицу самым большим полигоном для подсчета поездок на велосипеде методом преобразования этих данных в звуковую форму. И еще один текущий проект www.synestizer.com, который преобразует звуки с разных веб-камер виртуальных каналов и в результате дает вам еще один общий саундтрек.

В проекте «MetAteM» мы предлагаем случайным прохожим остановиться на мгновение, чтобы поэкспериментировать с нашими собственными самодельными инструментами и готовыми цифровыми аналогами. Так как невозможно перечислить все мои проекты я остановлюсь на этих, которые близки всем моим интересам.

ББ: Насколько сложно было найти продукты, из которых был приготовлен ужин?

KK: Это было гораздо проще, чем я думал. В био-магазинах, организованных по принципу справедливой торговли, и на рынках нам с пониманием отдали продукты, у которых только что прошел срок годности или по какой-то причине были негодны к продаже. Качество продуктов по-прежнему оставалось хорошим, и тут постепенно начинаешь осознавать, что по причине существующей логистики в пищевых цепочках мы выбрасываем 50% произведенной пищи, и клубника, которая окончательно прогнила в наших холодильниках – очередное доказательство. Наше общество полно отходов, и мы все это знаем. Это является прямым индикатором экономического неравенства, я думаю, что у нас должно вызывать приятное чувство, когда еда попадает не в мусорное ведро, а съедается без остатка людьми или животными.

ББ: Почему ты готовишь один и другие люди совсем не помогают? Почему ты должен тратить своё личное время, чтобы это сделать?

KK: Да, мы уже готовили совместно в этом проекте. Тем не менее есть большое преимущество, когда один человек исполняет обязанности «шеф-повара» (даже если только временно), таким образом она или он может собрать ингредиенты с помощью тех, кто любит готовить и вместе сделать ужин.

Исходя из нашего опыта происходит как в той самой поговорке «слишком много поваров портят бульон» — небольшая иерархия помогает созданию отменного вкуса (может и в искусстве так?). В нашей кураторской практике часто возникает подобный вопрос.

Проект "Donate to curate"

Проект «Donate to curate»

Как на самом деле мы можем сотрудничать? И не является ли самая сильная идея лидирующей, таким образом задавая тон иерархии?Необходимо ли искусству ради прогресса пройти через испытания на прочность и проверить возможности, чтобы выжить и стать сильнее?

По сути, подобное происходит и в процессе приготовления пищи: вы должны знать, как использовать знания, чтобы готовить, в данном случае используя  специальные ингредиенты, доставшиеся именно сегодня, одновременно с определенными кулинарными навыками, набором кухонных приборов и благодаря помощи людей, окружающих вас.

ББ: Почему этот проект важен для тебя?

KK: Мы, как в группе, но также и в наших индивидуальных практиках все часто сталкиваемся с «за» и «против» потребительского общества, загрязнением окружающей среды, неравенством и апокалиптическими сценариями. Наша пища для размышления находится прямо перед нами. Понимать это и работать с этим очень важно. Не только что-то редкое и исключительное может считаться искусством, но и трансформация обыденности самыми разнообразными фантастическими способами создают красоту нашей жизни. Если мы всё же утопаем в рутине, то  всегда из этого может получиться идеальный перформанс, освобождая на полном ходу от силы трения в наших гробах.

Так что если вы собрались это сделать, сначала выпейте / поужинайте со мной!

Бермет Борубаева.

© 2017 artandyou.ru и авторы

avatar