Андрей Ерофеев: "Перформанс автоагрессивен"

Куратор Андрей Ерофеев

Андрей Ерофеев — один из самых скандальных российских кураторов. Его проект «Осторожно, Религия» в Музее и общественном центре им. Сахарова в 2006 стал фигурантом беспрецедентного, а потому резонансного дела по пункту «б» части 2-й статьи 282-й УК РФ («Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды»). Другой проект «Запретное искусство», нацеленный на исследование «характера и тенденций институциональной цензуры в области искусства» способствовал тому, что  Ерофеев уволели с поста главы отдела Новейших течений Третьяковской галереи по обвинению в «злоупотреблении служебным положением и образованием в сфере культуры и истории для совершения преступной деятельности». 

Андрей Ерофеев родился в 1956 г. в семье советских дипломатов в Париже. В 1978 окончил отделение истории искусства  Исторического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова. В 1984 защитил кандидатскую диссертацию по теме «Художественное объединение «Мир Искусства» и русская культура начала ХХ века».  1989 — 2002 гг. руководил сектором новейших течений в музее-заповеднике «Царицыно». За это время собрал коллекцию нон-конформистского искусства, насчитывающую более 2-х тысяч произведений. 2002-2006  – заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи.

В результате Ерофеев имеет уникальный статус в российском арт-сообществе, как один из самых  авторитетных искусствоведов и кураторов.

Сегодня перформансы Pussy Riot, Павленского обсуждаются аудиторией, значительно более широкой, чем художественная тусовка. Многие, конечно, задаются вопросом, искусство ли это? В чем границы художественного перформанса, где разница между перформансом и противоправной деятельностью, хулиганством? 

Андрей Ерофеев: Последнее время стали достаточно расширенно трактовать понятие «перформанса», имея ввиду некое игровое поведение, игровую неадекватность. Когда человек входит в роль, когда он какими-то пластическими высказываниями, то есть высказываниями своего тела пытается донести некую метафору будь то социального протеста, метафизического или экзистенциального свойства, высказать свои страдания, радость, страхи, фобии и так далее.

Я думаю, художественный перформанс отличает от любого другого игрового поведения, то что агрессия, если таковая есть, направлена на самого автора. Художественный перформанс автоагрессивен.

А в случае с делом против Pussy Riot, обвинения беспочвенны? 

Иногда перформанс действительно связан с вандализмом, но тогда этот вандализм имеет чисто символический характер. Вот как, например, повели себя Pussy Riot? Они же не громили Храм Христа Спасителя, они вошли аккуратно, десять секунд попрыгали и вышли. То есть сделано это было чисто символистки.

Да, безусловно, нарушение границ — было. Можно сказать, что это некое хулиганство. Но это было чисто символическое вторжение. Интервенция, но не физическая.

Поведение политического хулигана же отмечено агрессией физической, физиологической или словесной превращается в коммулятивный снаряд, который нарушает спокойствие и нормальную обстановку в обществе. Вообще, профессиональное сообщество существует для того, чтобы определять границы искусства. Чиновники же от культуры часто пытаются взять на себя функцию, которая им не вменяется.

Пять правил перформанса Елены Ковылиной. Читать далее.

avatar