Пьер Броше: "Искусство начинает существовать тогда, когда художник находит своего покупателя"


Телеведущий канала Культура, француз, известный коллекционер произведений современного искусства о том, как собрать коллекцию по демократичным ценам.

1

Пьер, здравствуйте. Поздравляю вас с открытием выставки «Пазл Пьера Броше«, которая идет сейчас в МАММ. Мы встретили вас прогуливавшимся по выставке в одиночестве уже после дня открытия, что вы чувствуете, когда видите свою коллекцию в пространстве музея на всеобщем обозрении, когда она становится публичной?

Пьер Броше: есть коллекционеры, которые собирают искусство только для того, чтобы хранить это у себя дома. А у меня другие цели. Во-первых, у нас очень много всего и все физически не может поместиться в квартире или в офисе. Поэтому такие выставки дают возможность мне самому увидеть те вещи, которые уже несколько лет стояли на складе. Во-вторых, конечно мне приятно делиться с людьми своей страстью к коллекционированию. В-третьих, мне всегда было интересно поддерживать молодых художников. И мне приятно продемонстрировать, что многие из тех, чьи работы я собирал еще не очень известными стали теперь «звездами».

Действительно практически все художники на этой выставке очень известные — Виноградов и Дубосарский, Тимур Новиков, Влад Монро и другие, которые являются нашими лучшими художниками. Вы знали их еще до того, как они стали знаменитыми?

Пьер Броше: по-разному. С Тимуром Новиковым я познакомился, когда он уже был достаточно известным. Мы вместе издавали книжку, когда у него была выставка в 1992 году в Стеделейк Музее в Амстердаме. И я у него тогда приобрел несколько работ. А вот в случае с Монро, я его первый коллекционер. И на этой выставке есть еще художники, которые сейчас уже очень известные, но я был первым, кто стал покупать их работы. Например, Синие Носы, Влад Монро, Гор Чахал, Каллима, Шеховцов, Чтак и другие. А из молодых это Макаров, Горшков.

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. Мишки. Холст, масло.2008

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. Мишки. Холст, масло.2008

Насколько для вас важно, чтобы вам нравился художник, как человек? Бывает такое, что покупаете у кого-то просто из хорошего отношения к нему, как человеку, чтобы помочь материально?

Вы знаете, у меня есть друзья художники, у которых я ничего не купил. Бывает такое. Но если я увижу интересного человека и у него есть интересные работы я постараюсь что-то приобрести. Хотя иногда бывает такое, что я могу упустить тот момент, когда художник продает работы в моем диапазоне цен, потому что у меня на тот момент нет денег. А потом, когда он уже начинает продаваться дороже, я или не хочу или не могу себе его позволить. Вообще, я считаю, что если художник очень быстро растет в цене, то я ему уже не нужен. Мне интересно поддерживать тех художников, которые в этом нуждаются. Когда я собирал Монро, я чувствовал, что это ему действительно важно. И Синие носы тоже. И Чтак. На меня бывают нападки со стороны некоторых людей, что я скупил все за бесценок и теперь обладаю прекрасной коллекцией. Но на самом деле, я купил в то время за те деньги, которые и мне и художнику показались адекватными. Я был готов столько заплатить, а художник был готов за столько отдать. Дело не в этом даже. Например, Валерий Чтак говорил мне, что я был первый, кто пришел к нему, спросил сколько это стоит и достал деньги. Никто никогда до меня этого не делал. И он мне сказал, что почувствовал, что стал крутым художником, потому что увидел, что я его уважаю. И здесь вопрос не в том, сколько конкретно денег, а в том, что этот жест он расценил, как хорошее отношение к нему.

Я убежден, что искусство начинает существовать тогда, когда появляется этот обмен, когда художник находит своего покупателя, получает деньги за свою работу.

Анатолий Осмоловский. Хлеба. Дерево. 2007

Анатолий Осмоловский. Хлеба. Дерево. 2007

Начинающим коллекционерам часто говорят, что подходить к коллекционированию стоит обдуманно, чтобы вся коллекция в общем имела «свое лицо». А по какому принципу вы собираете искусство?

Все зависит от того, когда вы начинаете и сколько у вас есть на это средств. Например, если вы хотите начать собирать искусство 60х — 70х годов, то этот временной отрезок уже свершившийся и понятно что есть, кто есть и так далее. Или допустим вы решаете, условно говоря: «Буду собирать работы художников только черные и коричневые и больше ничего, никаких красных работ я не приобрету». Почему бы и нет, но такого рода стратегии хорошо работают только когда вы собираете старое искусство. Если говорить обо мне, то я собираю также иконы и в основном иконы 18 века, причем обязательно нехарактерные, чем-то необычные. Но, когда вы собираете современное искусство, у вас нет такого выбора. Или вам надо быть пророком, но я таких коллекционеров не знаю, которые знали бы наперед, какие тенденции и художники появятся завтра и таким образом можно было бы уже сегодня придумать, что «сыграть» завтра. Или опять же вы можете решить, собирать допустим только скульптуры и объекты. Почему нет, сколько коллекционеров столько и подходов. Что касается меня, то особых подходов у меня нет за исключением того, что я покупаю то, что мне кажется интересным. Иногда это даже не вопрос того, что лично мне нравится, так как «нравится» — это достаточно субъективное понятие.

Я покупаю, когда считаю, что в этот момент, в этом контексте, в этой исторической, экономической стадии жизни общества,  работа передает дух своего времени.

Алексей Каллима. Граница Холст, сангина, уголь. 2007

Алексей Каллима. Граница Холст, сангина, уголь. 2007

Мне сложно охарактеризовать однозначно каким было искусство в начале 1990-х. Были петербургские художники, были московские и все они по отдельности были разные. Но на мой взгляд, художники 1990-х были более веселые, более открытые, более готовые к общению с иностранцами. Я приехал сюда со своим интеллектуальным багажом, знаниями в области философии, экономики и я видел, что это было им интересно и ими востребовано. Но сейчас другое время, мои знания уже не столь отличаются от того, что есть здесь. А может быть это ощущение, что тогда было как-то дружнее, связано с тем, что я был моложе. И художники Виноградов и Дубосарский, Костя Звездочетов, Чемпионы мира и другие тоже были на 25 лет моложе, чем сейчас. Поэтому это была другая история. Сейчас я тоже общаюсь и дружу с молодыми художниками, но не чувствую того единения, вдохновения, которое было тогда. Хотя надеюсь, что дам им толчок, чтобы идти дальше. Но конечно есть художники, с которыми вообще не получается общения, в конце концов нельзя же со всеми дружить.

Задумывались ли вы о том, что станет с вашей коллекцией в далеком-далеком будущем, может быть вы мечтаете создать музей?

Опять же, все упирается в вопрос денег. У меня никогда не было лишних денег, но тем не менее я всегда приобретал искусство. За 25 лет в России я только три раза менял машину и всегда это были какие-то недорогие автомобили.

Таким образом, я мог выделить какие-то деньги, чтобы приобретать искусство. У меня формы потребления совершенно иные.

Я не хожу каждые субботу, воскресенье в торговые центры, и моя жена не ходит. У нас другие приоритеты. Мы много времени тратим на то, чтобы общаться с художниками, посещать выставки. Насчет того, что будет дальше я точно знаю, что свою коллекцию я не утащу с собой на тот свет, а она останется где-то на земле. Но что именно с ней будет, это уже не мои вопросы. Может быть мои дети ее распродадут, я не знаю. Чтобы создать музей, у меня просто нет денег. Именно поэтому я считаю очень важно делать выставки, вроде той которая сейчас идет в МАММ. Это помогает понять, что из себя представляет эта коллекция, этот организм, который я создаю. Необходимо каждые 5-7 лет делать такие выставки, чтобы видеть как этот организм растет, развивается, потому что это демонстрирует ситуацию сегодня. Какие художники существуют, как они фиксируют современную Россию. Поэтому я собираю не только «гламурные», Поп работы, но и очень жесткие вещи. Коллекция разнообразна. Для меня приоритетно видеть, что те художники, которых я собираю, которых я поддержал, стали супер звездами.

Интервью: Катя Карцева

© 2015 artandyou.ru и авторы

avatar