В музее Арт4 проходит выставка “Вещи”, из частных собраний коллекционеров из Санкт-Петербурга Дениса Химиляйне и Сергея Лимонова. Кроме внушительной подборки произведений значимых российских художников — всего около 60 предметов живописи и графики, скульптуры, инсталляции, фотографии и видео — выставка представляет интерес как способ размышления о практике и феномене коллекционирования, в котором соединяются коллекция, как совокупность предметов, и коллекционирование, как особый тип культурного поведения, благодаря которому она возникает.
Размышление о феномене коллекционирования и фигуре коллекционера становится все более актуальным. Ведь сегодня коллекционеры самым решающим образом влияют на представления об искусстве. Характер этого влияния выражается по меньшей мере в изменении художественных ценностей и их иерархии, а также в искажении критериев оценки, когда наше эстетическое суждение о произведении (чего мы ждем от искусства и почему оно нам нравится?) подменяется суждениями рынка (сколько искусство стоит?). Покупая произведения искусства, коллекционеры получают право его интерпретировать, систематизировать, продвигать и сохранять.
В нашей культуре коллекционер — фигура еще более загадочная, чем художник, галерист и даже само современное искусство. Частное коллекционирование — занятие по большей части приватное и не особо в наших широтах распространенное. Каковы характеры коллекционеров, чем они руководствуются в своем выборе? Отчасти, выставка дает ответы на эти вопросы.
Ранее проект был показан в Санкт-Петербургской галерее “Anna Nova” в конце 2020 года. В качестве куратора пригласили Алексея Масляева, заведующего сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА), куратора Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow, который предложил Денису и Сергею необычный ход — подумать, какими произведениями в коллекциях друг друга они хотели бы дополнить собственные собрания.
“Такой подход – не только жест признания со стороны единомышленника, но и способ перенастроить восприятие произведений искусства, как составляющих некоего целостного, единого организма, которым кажется любая коллекция. Чем определяется это ощущение полноты? И обладание какими “вещами” способно его приблизить?” – поясняет Алексей Масляев.
Эксперимент, начатый в Санкт-Петербургской галерее, получил новое развитие на московской площадке, где куратор продолжил исследование собраний двух коллекционеров. Почти все работы, что можно увидеть в Арт 4, другие. Таким образом, это и большой проект Масляева, его кураторское высказывание о феномене коллекционирования, дающее новый взгляд, как на сами вещи в коллекции, так и на то, как выборы этих коллекционеров могут быть сопоставлены друг с другом.
В коллекции Дениса Химиляйне кроме молодых художников присутствует послевоенное, андеграундное искусство, вторая волна авангарда. Коллекционер признается, что ему важно, чтобы искусство было “выстраданным”. Собрание Сергея Лимонова более сфокусировано на современном искусстве ныне живущих авторов. Не только уже широко известных, но и тех, кто еще в начале пути.
Основы коллекционирования: как определить значимость работы? Читать далее.
Масляев свободно распоряжается работами из коллекции, проявляя свою кураторскую волю где-то визуально, где-то концептуально, предлагая по-новому проникнуть в смыслы произведений.
В одном из залов мы видим работы Эдуарда Штейнберга “Композиция 1975-5”, Сергея Кошлякова “Архитектура” и Семена Мотолянца “Голова рабочего” из частной коллекции Дениса Химиляйне. Распятие на картине Штейнберга выстраивает оптику вокруг христианской веры, лежащей в основе западноевропейской цивилизации, о закате которой размышляет в своем творчестве Валерий Кошляков. Гранитные головы в инсталляции Мотолянца наполняют пространство метафизической образностью, как художественное свидетельство давней традиции церковных захоронений.
Тема смерти и бессмертия, не только одна из ключевых в искусстве, но и потаенный смысл коллекционирования, ведь в глубине души каждый коллекционер, покупая вещи, созданные творцом, приблизившим себя к богу, стремится приблизить к вечности себя самого.
От философии к искусству: история коллекции Дмитрия Волкова. Читать далее.
В другом зале представлены две работы Бориса Свешникова из собрания Дениса Химиляйне. В картине “Футбол” зритель видит пожилого человека, наблюдающего за игрой в футбол из окна. Художник проводит границу между двумя мирами с помощью окна, и куратор продолжает эту многослойность, помещая картину на стене около окна, предлагая особую форму существования искусства и реальности.
Другая картина Свешникова “Холодная земля” вступает в визуально-пластический диалог с пространственным объектом “Токсицизма” современного автора Дмитрия Каварги. В этом сопоставлении работ мы видим, что движение материала у Каварги близко движению мазков у Свешникова, что делает художника поколения 60-ков очень современным.
Игру в сопоставления зритель на выставке может продолжить в множестве интерпретаций. Две разные коллекции свободно перетекают друг в друга, транслируя наиболее актуальные вибрации современного российского искусства.
Режиссер Альмодовар о своей коллекции искусства. Читать далее.
Среди авторов, чьи работы представлены на выставке: Ира Корина, Евгений Антуфьев, Алина Глазун, Франциско Инфанте-Арана, Валерий Кошляков, Егор Крафт, Влад Кульков, Лидия Мастеркова, Тимофей Радя, Борис Свешников, Вадим Сидур, Хаим Сокол, Егор Федоричев, Александр Цикаришвили, Эдуард Штейнберг, Устина Яковлева и многие другие.