В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 3-Й РАЗ ОТКРЫЛАСЬ ЯРМАРКА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА 1703


В Санкт-Петербурге в Центральном Манеже в 3-й раз открылась ярмарка современного искусства 1703. Участники отмечают прекрасную организацию и положительное развитие профессионального уровня ярмарки.

mp-69

В Санкт-Петербурге большой и серьезной ярмарки очень не хватало. Именно ярмарки являются сегодня драйвером арт-рынка. Дискуссия о том, чтобы создать  в северной столице ярмарку по аналогии с теми, что есть в Москве и в других мегаполисах мира, шла много лет.

В 3-м выпуске участвует 41 галерея, что на 5 больше, чем в прошлом году. Не только петербургские Marina Gisich Gallery, MYTH Gallery, DiDi Gallery, но и  московские Triumph gallery, pop/off/art, Pogodina Gallery, Е.К. АртБюро, 11.12 Gallery, КультПроект и многие другие, а также галереи из Турции и ОАЭ. Участие бесплатное, инициатором ярмарки является компания ПАО “Газпром”. Название 1703 отсылает к году создания Санкт-Петербурга.

Некоторые, как петербургская Marina Gisich Gallery или московская Е.К.АртБюро, принимали участие во всех 3-х выпусках ярмарки. Елена Куприна (Е.К.АртБюро) отметила профессионализацию состава посетителей – если в первый год петербуржцы приходили в Манеж как на выставку, не понимая, что представленное искусство можно приобрести, то сейчас контингент становится более погруженным в арт-процесс и нацеленным на покупку современного искусства.

Уже в первый день картину “Святой Франциск и птица” Сергея Тимофеева и Николая Константинова 1990-г со стенда галереи Е.К.АртБюро купили в серьезную арт-коллекцию.  На ярмарке 1703 галерея также представила необычную коллаборацию с петербургским Психоневрологическим интернатом № 9. На стенде можно посмотреть и приобрести работы его обитателей.

Сергей Тимофеев и Николай Константинов,
“Святой Франциск и птица”
галерея Е.К.АртБюро

Галерея pop/off/art принимает участие впервые. Специально к ярмарке одна из крупнейших московских галерей представила необычный формат фьючерсов на искусство. Несколько новых картин Виталия Пушницкого, кроме одной, которую можно посмотреть на стенде в качестве примера, пока лишь задуманы художником, но не написаны. На стенде они представлены в виде пустых холстов и текстов с описанием.

Коллекционеру предлагается выбрать формат (вертикальный, горизонтальный), размер и концепцию картины, которую еще только предстоит создать. За такой риск стоимость работы на 10% ниже рыночной (от €14.000 за холст 120х100 см). Но есть и другие преимущества: формат фьючерсов дает покупателю возможность общаться с автором в процессе создания произведения, а также в дополнение к картине получить видеофиксацию процесса работы. В галерее рассказали, что уже продали несколько таких пустых холстов. Формат с фьючерсами галерея презентовала очень концептуально. Стенд напоминает мастерскую художника и подсвечивает обычно невидимый зрителю и покупателю процесс создания картины. На фоне буйства искусства, которое обрушивается на посетителя ярмарки, эта экспозиция выбивается из общего числа, чем уже обращает на себя внимание.

pop/off/art

Стенд Pogodina Gallery поровну распределен между работами петербургских и московских авторов: О. Тобрелутс, Н. Жерновская, Е. Остров, А. Виноградов, В. Дубосарский, Е. Ковалева, С. Волков, В. Стасюнас, Л. Ротарь. Обратить внимание стоит на работу “Мост” Ольги Тобрелутс, которая была показана на Венецианской биеннале в 2019 году (От Павильона Северной Македонии) –  единственная оставшаяся с Биеннале и доступная к покупке. Специально к 1703 галерея и художница презентовали новый лентикуляр “Лебединое озеро”.

Ольга Тобрелутс: «Признан ты как художник или пребываешь в забвении, главный критик — это Время». Читать далее.

ярмарка 1703
Работы Ольги Тобрелутс
Pogodina Gallery

Еще одним сюрпризом на стенде Pogodina Gallery являются ранние работы Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, созданные до образования знаменитого арт-дуэта.

Работы Александра Виноградова и Владимира Дубосарского
Pogodina Gallery

В первые выпуски ярмарки среди арт-сообщества можно было услышать опасения, что на фоне сложной геополитической обстановки участие может как-то повлиять на международные контакты российских художников.  Но как artandyou рассказал Егор Плотников и Евгения Буравлева, только что вернувшиеся с ярмарки BAD+ (Bordeaux + art + design) эти опасения напрасны:

“На ярмарке в Бордо были мы с Женей, Таисия Короткова, Григорий Орехов, Алексей Ланцев и французский фотограф, с которыми мы делили один большой стенд. Никаких ограничений по отношению к художникам из России нет, кроме того, что билеты стали дороже стоить. У французских коллег хватает своих внутригосударственных проблем. Напротив, когда в феврале наша французская галерея возила нас на ярмарку в Лилль, где всего было представлено 5 авторов из России, публика говорила: “Ну наконец-то привезли российских художников”.

На ярмарке 1703 Егор Плотников и Евгения Буравлева представлены на стенде московской галереи КультПроект. Центральный образ инсталляции — юный художник, ностальгическая тема, особенно для тех, кто вырос на журнале “Юный художник”, а также автопортрет самого Егора. Ранее эта работа уже была показана в Московском музее современного искусства, а после во Франции. Для Егора она символизирует процесс творчества:

“Когда вокруг “летят щепки”, даже находясь в эпицентре урагана, художника волнует лишь свое дело”.

ярмарка 1703
Работы Евгении Буравлевой и Егора Плотникова
галерея КультПроект

Полноправным международным участником во второй раз становится стамбульская галерея Ambidexter, основанная в 2018 году. Как рассказал основатель Улас Паркан он познакомился с организаторами 1703 во время ярмарки Contemporary Istanbul несколько лет назад. Его галерея старается активно участвовать в ярмарках как у себя на родине, так и в целом в Европе, а теперь и в России. На стенде представили произведения турецких и международных авторов из Аргентины, США, Германии, Греции, Израиля, которых также показывают на ярмарках в разных странах, то есть под российского зрителя не делалось какого-то особенного отбора. Хотя фотореалистическая живопись турецкого художника Хильми Джан Оздемира (Hilmi Can Özdemir) уже пользовалась спросом у российского покупателя в прошлом году.

Работа Хильми Джан Оздемира
галерея Ambidexter

Необычно видеть абстракции от армяно-турецкой художницы Айды Демирчи (Ayda Demirci). Но как поясняет Улас:

“Турция – светская страна, и ее современное искусство не имеет предрассудков или религиозных ограничений, конфронтация происходит на уровне правительств, в то время как люди выстраивают дружеские и горизонтальные связи”.

За международный контингент отвечает в том числе Triumph gallery, которые в прошлом году уже показывали в Манеже выставку африканских художников «Перевернутое Сафари. Современное искусство Африки». На ярмарке 1703 галерея Триумф представила работы авторов из стран Африки, а также Японии и Южной Кореи.

Работы африканских и японских художников
Triumph gallery

Еще один международный проект Inloco open storage (от лат. in loco — «на месте», «в правильном месте» и от исп. el loco — «сумасшедший»), специализирующийся на уличном искусстве, сайт-специфик и phygital-практиках. Физическое пространство в Дубае было открыто в феврале 2024 года, но в действительности это большая экосистема, созданная в 2014 году, которая включает Стрит арт хранение на Севкабеле, Институт исследования и развития стрит-арта и бюро паблик-арт проектов Новь, реализуя комплексный подход — исследование, коллекционирование, продажи.  Площадка работает на стыке контекстуального искусства, реализуя паблик-арт, ленд-арт в разных локациях и дигитального искусства, позволяющего документировать эти интервенции. На стенде представлены фиджитал работы, объединяющие офлайн и онлайн.

Интересный дизайн стенда Inloco open storage в виде интерьера советского коллекционера, где на черно белом телевизоре можно увидеть digital копию позолоченного морского контейнера, стоящего в Дубае в Al Quoz Industrial zone. Среди художников галереи объединение 10.203 (Никита Dusto, Максим Има, Сергей Хеато, Иван Ильинский, Турбен, Сергей Красавин), Truue, Филиппо Минелли и Локер.

галерея Inloco open storage

Важно, что  в ярмарке принимают участие как старожители, существующие на арт-рынке более 20 лет, так и галереи-стартапы. Например, САБСТАНЦИЯ Сабины Чагиной, которая еще даже не успела открыть свое пространство в Москве. На стенде показаны документации уличных работ, например Григория Орехова, релиз которых состоялся специально к ярмарке, и другие тиражные работы, а также дизайн-объекты, например, ковры от Дмитрия Аске.

галерея САБСТАНЦИЯ

В некоммерческой части ярмарки можно познакомиться с избранными произведениями корпоративной коллекции Газпромбанка, специальным некоммерческим проектом «1024» мультидисциплинарной художницы Евгении Тут от Limonov Art Foundation, работами выпускников Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и инсталляцией Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад..» от Pop-Up Gallery и куратора Ксении Гощицкой.

инсталляция Дмитрия Марголина «Казалось бы, обычный сад..»
Pop-Up Gallery

Запланирована обширная лекционная и дискуссионная программа. Санкт-Петербургская ярмарка искусства 1703 включена в программу фестиваля культуры Петербургского международного экономического форума  «Петербургские сезоны» и продлится до 9 июня 2024 года.

ярмарка 1703

Фото: ярмарка 1703 и artandyou