Как собрать идеальную коллекцию искусства?


Коллекционеры Игорь Маркин, Сергей Лимонов, Денис Химиляйне поделились своими правилами по созданию «идеальной коллекции»

Лимонов, Химиляйне

Петербуржцы Лимонов и Химиляйне — одни из самых обсуждаемых и заметных коллекционеров российского современного искусства последнее время. Произведения из их частных собраний представлены на ярмарке Cosmoscow 2022 на стенде «Глазами коллекционера». До этого их коллекции в интересной кураторской интерпретации Алексея Масляева можно было увидеть в музее АРТ4. Именно в рамках выставки «Вещи» в музее АРТ4 прошел круглый стол, на котором удалось собрать вместе таких мастодонтов современного российского коллекционирования как Игорь Маркин, Сергей Лимонов и Денис Химиляйне, где они поделились своими секретами коллекционирования и правилами собрания «идеальной коллекции». Некоторые из них мы публикуем для вас.

Игорь Маркин (основатель музея АРТ4, коллекционер) — как собрать идеальную коллекцию:

Видеть искусство как очищенный продукт, в галерейных или даже музейных стенах. Часто искусство, которое ты видел в мастерских, накладывает определенный отпечаток в памяти и усложняет чистое восприятие работы.

Почти каждый коллекционер начинает коллекцию с того, что влюбляется в одного художника и начинает скупать его работы. Но часто коллекционеры влюбляются не в тех художников. Покупайте разнообразное.

За долгие годы у меня не раз менялась концепция коллекционирования, сейчас она звучит так: «Покупать художников, которые продаются». Постоянно сомневаясь в своем вкусе, я беру те работы, чья ценность уже подтверждена (об искусстве XX века).

Главное отличие серьезного коллекционера от покупателя искусства — это когда количество искусства превалирует над количеством стен.

Сергей Лимонов (предприниматель, коллекционер) — как собрать идеальную коллекцию:

Важно «познать непознанное», а потом уже идти в обратном направлении — можно с чистой совестью приобрести фигуративное искусство лишь после покупки инсталляций и сложных объектов современного искусства.

Ликвидность искусства молодых художников сегодня не отражает их талант. Если сравнивать коллекционирование с венчурным инвестированием, то существует множество стадий покупки: “pre-seed”, “seed”, “round A”, “round B” и т.д. И чем старше стадия, тем больше капитализация выкупаемой компании и тем больше шансов, что он выживет. Раньше я думал, что нужно поддерживать совсем молодых художников, которые еще даже не окончили учебу, но это не совсем так. Я сместил фокус к стадии “seed”, когда художник успел побороться за свое место. Когда ты занимаешься исключительно неизвестными художниками, есть опасность, что твой радикализм окажется некоей эмоциональной встряской, отражающей наше время.

Коллекционирование – это отчасти интеллектуальное усилие. Вначале современное искусство отталкивает, и лишь часть людей переступит через это усилием воли и пойдет дальше.

Денис Химиляйне (предприниматель, коллекционер) — как собрать идеальную коллекцию:

Отделять личность человека от искусства, которое он делает.

Желательно «попасть в хорошие руки» — к такому куратору или искусствоведу, который сможет помочь дать верное направление составлению коллекции, чтобы семя мысли о покупке современного сложного искусства «проросло» верно.

Как выставлять купленное у современных авторов искусство? Спрашивать, как его устанавливать, советоваться, слушать художника, а потом делать все по-своему.

Коллекционирование — это не способ существования, и оно не должно превалировать. Лишь в том случае, если бы у человека было пять жизней, я бы с радостью потратил одну на коллекцию.

Мой принцип коллекционирования — я хочу жить со своим искусством.

Моя задача коллекционера — рассказывать людям о коллекционировании, чтобы они понимали, что я делаю. Чтобы они увидели это привлекательным и захотели поддержать других авторов.

Запись круглого стола полностью на Youtube