"Обнять бы город": как творческие люди в Белгородской области проживают происходящее


Наш главный редактор побеседовала с представителями местных художественных комьюнити, как происходящее отражается на творческих людях, их планах и проектах.

обнять бы город и успокоить_видеоарт_скриншот (1)

Последствия специальной военной операции России в Украине наиболее остро ощущаются сейчас в приграничных территориях нашей страны, в том числе, в Белгородской области, которая в последние месяцы оказывается все больше вовлеченной в военные действия, а ее жители все чаще соприкасаются с людским горем. Редакция выражает поддержку героям этого материала, в большинстве своем находящимся сейчас в Белгородской области, и благодарность за то, что они поделились своими наблюдениями и переживаниями. Многие из тех, с кем мы пообщались, пытаются с помощью своих текущих проектов помочь соотечественникам пережить коллективную травму.

Александр Савицких (поэт) и Анастасия Савицких (художница)

Мы творческая семья, которая сейчас находится в прифронтовом городе, не собирается его покидать, творим тут, хотим развивать свой регион, оживлять после всяческих недугов. В последнее время начали активно использовать формулировку «Муж — поэт, жена — художник» как бренд, под которым мы делаем общие проекты: выставки, презентации и продукция (открытки, некоторые картины с цитатами Саши и моими рисунками).

Софи Орешкина (куратор, графический дизайнер) и Никита Клен (куратор, художник)

В здании бывшего кинотеатра «Быль» в Старом Осколе планируется первый в Белгородской области Центр Современного Искусства. С 2021 г. до завершения работ по реконструкции здания кинотеатра, ЦСИ «Быль» функционирует в формате самоорганизованной инициативной группы. Пока команда «Были», среди которых Никита и София, активно участвует в конференциях профессионального сообщества в сфере современной культуры и делает первые проекты.

Анна Лалаян (художник) и Тигран Лалаян (архитектор, руководитель студии дизайна Top project)

Дизайнерское бюро Тиграна Лалаяна Top project воплотило в Белгородской области не только множество проектов частных квартир и домов, но и общественных пространств — кафе, ресторанов, магазинов. Анна Лалаян известна в городе, как организатор провокативных перформансов и арт-вечеринок.

Как сказывается обстановка на творческих людях и аудитории в целом?

Анастасия Савицких: С каждым днём всё больше людей покидает Белгород. Немногочисленное и до этого творческое комьюнити редеет на глазах. Больше всего мне жаль, что на некоторых творцов обстановка влияет так сильно, что они перестают создавать. Думаю, сейчас самое время творить с удвоенной силой. В этом плане радуют поэты, большинству из них сейчас есть, что сказать.

Александр Савицких: Кто-то уехал, кто-то приехал, кто-то из тени вышел. В среде поэтов особых изменений не вижу. Пару девушек уехало, пару парней гасятся от мобилизации и никуда не ходят. Но вот недавно один военный и один мчсник на слэм записались, правда не дошли, в тот день было громко. Зато девушка ждущая парня из армии дошла, письма ему пишет, стихи. Из районов народ потянулся…

Люди живут и не стоит их в этом упрекать.

Зрительская аудитория уменьшилась процентов на тридцать… Но в бургерной через дорогу по-прежнему полная посадка даже в будний день. Возможно, придется изменить вектор рекламы. Переезжать из Белгорода не планируем.

Софья Орешкина: У нас в городе сейчас все берутся за все и это «все» валится из рук и рассыпается на глазах. Я чувствую потребность в сосредоточении, но многие думают, что жизнь будет прежней. Все усложняется политическим положением.

И разногласия в обществе разрастаются быстрее, чем ковид.

Никита Клен: Лично мои планы пока никак не поменялись. Учусь на 2 курсе Школы Родченко, работаю. Хочу сделать выставку по итогам исследования. С началом учебы в ШР я много провожу времени в Москве и в Осколе бываю наездами. Но чувствуется, что даже в Москве тревожнее, чем в Старом Осколе. В родном городе пока идиллия. Хочется, чтобы это сохранилось… С «Былью» мы работаем, как и работали, в этом плюс самоорганизаций. У нас есть помощь наших партнеров.

Анна Лалаян: Среди моих знакомых есть те, чей заработок существенно упал, а кто-то вообще потерял работу. Но я восхищаюсь людьми которые сейчас здесь, в Белгороде, продолжают любить свой край и стараются быть полезными.

Тигран Лалаян: Некоторые сейчас под воздействием стресса готовы бросить любимое дело, променяв на более безопасную обстановку или стабильный заработок.  На самом деле это все негативная атмосфера, которая как вирус заражает людей. Лично я считаю, что надо бороться за свое дело до конца, а все плохое рано или поздно закончится, ведь ничто не вечно!

Какие были ваши наиболее важные творческие проекты в последнее время?

Анастасия Савицких: В последнее время в моих работах всё чаще прослеживается тема города, отношение к месту, в котором мы живём. Этим летом проходил ежегодный фестиваль“Белгород в цвету” и мне посчастливилось принять участие в промо-акции фестиваля и создать паблик-арт в центре города. Это небольшой объект из проволоки в виде растений, которые обвивают старый заборчик. Работа называется “Природная поддержка”.

Самая свежая работа — это видео-арт “Обнять бы город и успокоить”. Название точно описывает то, что я ощущаю к Белгороду в последнее время и, что хотела передать в своей работе. Получился трехчастный видео-арт про любовь и заботу о месте, в котором мы проживаем.

Анастасия Савицких. Стоп-кадр из видео-арта “Обнять бы город и успокоить”. 2022 г.

Александр Савицких: Я тоже участвовал в фестивале “Белгород в цвету”. Нормальная движуха. Моё стихотворение было напечатано на тротуаре “белгородского арбата”. Прохожие отмечали меня в сториз, было прикольно. А вообще я занимаюсь организацией поэтических вечеров и литературных слэмов с денежным призом для поэтов. И в принципе, каждый вечер важен. Иногда даже не сразу понимаешь, что именно в нём важно. Один из летних слэмов назывался “Россия для любви” и мы делали к нему стикеры – прямоугольные наклейки. Обычно стикеры расходятся среди участников вечера, но эти, что называется, ушли в народ. Сейчас, я вижу их на ноутбуках, велосипедах… На днях в кофейне бариста, заметив у меня на чемодане “Россию для любви”, сказал, что где-то видел этот стикер. Где-то видел, но авторов не узнал. Почему-то от этого приятно… Открытки“Работает система ПВО” вообще отдельная история. Творим, шо уж.

Александр Савицких. Стихотворение на арбате. 2022 г.

Никита Клен: Мне кажется, что самые классные проекты в области современной культуры и искусства за последнее время были сделаны самоорганизованно, а точнее без разнарядки сверху. Могу выделить свой перформанс на основе соц.исследования «Механик-работа творческая» 2020 года, а также аудиальный спектакль-заклинание «Ланселот х поневоле REMIX» 2021 года. Так или иначе, вышеупомянутые проекты и все нынешние, что я делаю в Осколе — это проекты про идентичность, город и его мифологию.

Последний значимый проект — «Не доверяйте тишине, она обманчива», представляющий собой исследование архивов кинотетара «Быль» и выставку по итогу. Иными словами, этот проект про будущий ЦСИ, который уже сейчас функционирует как самоорагнизация. Несмотря на все происходящее, мы с командой продолжаем делать pop-up интервенции «Были» и ее проектов. К примеру, с моей коллегой Соней сделали недавно выставку «Мы забыты ночью».

Софья Орешкина: Идея выставки «Мы забыты ночью» появилась благодаря стихотворению Иннокентия Анненского “Лунная ночь в исходе зимы”. Само стихотворение очень метафорическое и мрачное, но дающее надежду. Больше всего меня зацепило то, как автор описывает звук и наделяет ночь человеческими качествами. В моем кураторском проекте приняли участие 8 художников из нескольких городов России: Москвы, Старого Оскола и Белгорода. Проект особенно интересен географией его проведения. Он реализуется в старом актовом зале закрытого транспортного предприятия.

Само пространство погружает зрителя в атмосферу разрушенного величия, советской утопии и побуждает задуматься о неизбежности течения времени. 

Вид экспозиции «Мы забыты ночью». 2022 г.

Анна Лалаян: В этом году розовые оттенки на моих картинах впервые приняли драматичный характер. Военные действия, гул которых раздается буквально над нашими головами стали всего лишь фоном для личных трагедий, которые я переживала. Персональная бездна, в которой я находилась вновь и вновь побуждала меня испытывать весь спектр чувств на пути к принятию ударов судьбы. Поняв себя, а точнее эмоции, которые я испытывала, я создала серию картин «Принятие неизбежного факта», которая состоит из пяти чувств: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Процесс создания самой картины был собственным исцелением.

Эта картина — путь, который заставляет рассыпаться по частицам, вновь собираться воедино и смотреть прямо в «лицо» действительности.

Серия «Принятие неизбежного факта». Анна Лалаян. 2022 г.

Второе важное событие — участие в выставке NFT generation в Сиракузах, Италия. Под кураторством Анны Кэмпбелл я впервые создала свою NFT коллекцию на Foundation, которая является не просто набором ярких изображений, а правом использования цифрового изображения в принтах для одежды. Таким образом, приобретая NFT, покупателю дополнительно предоставляется файл для печати.

Тигран Лалаян: Больше творчества получилось проявить в дизайне интерьеров общественных пространств, я рад что делаю наш город лучше. К примеру недавно мы разработали и реализовали семейный ресторан. В нем мы сочетали природные мотивы, неон, блеск зеркал и золотых элементов. Попадая внутрь у гостей появляется ощущение праздника, а это сейчас как никогда необходимо! Кафе, рестораны, отели, магазины — те объекты, которым мы помогли стать фотогеничными и упоминаемыми в социальных сетях, а ведь это значит, что и посодействовали развитию их бизнеса!

Нужно ли сейчас людям искусство, есть ли смысл что-то делать на ваш взгляд?

Анастасия Савицких: Однозначно да! Искусство — большое утешение и для создателя, и для зрителя. Но только для тех, кто хочет жить и со всем справляться. Смысл что-то делать возрос. Нужно сеять в этот мир гармонию, я могу это делать только что-то создавая. Я поняла, что творить — это и есть для меня большой смысл существования (помимо семьи). И хочется быть опорой для тех, кому откликается то, что я делаю.

Александр Савицких: Искусство нужно всегда. Постоянно! И смысл есть, пока хотя бы один человек его видит. Но есть одна проблемка! Нам активно стали внушать, что общее важнее личного. Массмедиа, а за ними и блогеры, пишущие на злобу дня и т.д. Но это не так.

Личное всегда важнее общего. Только полюбив себя, можно полюбить другого человека, город, всех людей.

И личного в искусстве сейчас ой как не хватает. Люди должны узнавать себя в творце, а не в массовке на фотографии с площади.

Никита Клен: Я перечитал множество блогов и заметок. У всех разные мнения. Мы избрали политику, что нужно что-то делать. Особенно наш глобальный проект — ЦСИ «Быль». Мы сразу начали формировать свою институцию через архив и сейчас думаем над коллекцией. Небольшими действиями мы формируем фундамент нашего ЦСИ, чтобы в дальнейшем можно было комфортно существовать.

Анна Лалаян: Нужно! Искусство необходимо как лекарство, которое способно выдернуть зрителя из обыденности и помочь не сойти с ума. Я чувствую на себе ответственность за это! Сейчас проходит выставка моих картин в арт-резиденции «Арта» в Белгороде, у меня на душе становилось тепло, когда я видела что люди улыбаются, фотографируются, задают вопросы о картинах, да просто от того, что в этот момент они погружены в творческую атмосферу, несмотря на тревожную и даже опасную обстановку вокруг.

Сейчас, как никогда, мы (творческие люди) должны быть полезны и транслировать веру в лучшее!

Тигран Лалаян: Искусство для человека — это как еда или вода, просто человек не всегда осознает, что оно его окружает повсюду. Даже в бытовых предметах. Ведь, чтобы получить тот или иной продукт, человек применяет творческую мысль — а разве это не есть искусство? Творческое мышление — это способ выживания и процветания, а особенно в наше время и в этих условиях.

Больше новостей и мнений в нашем ТГ-канале: https://t.me/artandyouru