"Новая искренность" Юлии Картошкиной на выставке "С пылу с жару"


Даже если вы не большой поклонник «наивного» искусства, выставка-ретроспектива Юлии Картошкиной «С пылу, с жару», открывшаяся в Музее лубка и наивного искусства вполне может изменить ваши взгляды.

pticzy-3-2048x1867

Юлия Картошкина является одной из интереснейших фигур в искусстве «новой искренности». Она принадлежит к поколению художников, сформировавшихся в 2000-х годах и активно заявивших о себе в 2010-х. И даже если вы не большой поклонник «наивного» искусства, выставка  «С пылу, с жару», открывшаяся в Музее лубка и наивного искусства , вполне может изменить ваши взгляды: органика художественного высказывания, универсальность пластического языка, и удивительное чувство цвета не оставляют места равнодушию. 

Мир, созданный во многих работах Картошкиной,  защищен от зла, живет по законам сказки, где нет границ между звездой и растением, человеком и животным. Однажды, как говорит сама художница, получившая академическое художественное образование, она открыла для себя «совершенное детство», наивное искусство, которое оказалось ей ближе всего по мировосприятию и эстетическому коду.

Оммаж Матиссу, 2021
Холст на картоне, акрил, 30×40

«Всё очевиднее становится, что на смену иллюзорному постмодернизму с его ироническим отрицанием истины, реальности и идеалов приходит эпоха «новой искренности». Она несёт честное признание того факта, что мы все заперты в своеобразных, весёлых или пугающих, но всегда настоящих мирах, откуда не сбежать при помощи какой-то интеллектуальной уловки, иронии или сарказма. Вследствие этого непреложной ценностью становится собственный опыт и заботливое, уважительное отношение к другому, который являет собой такой же цельный и уникальный мир, как ты сам» — из сопроводительного текста куратора Ларисы Кашук.

Приглашенный куратор экспозиции, известный искусствовед Лариса Кашук, выводит восприятие творчества художницы за рамки неопримитивистской парадигмы, представив два блока работ художницы – монументальную, лаконичную графику, построенную на контрастных сочетаниях и обобщённых формах (работы до 2014 года, ранее не выставлявшиеся в коммерческих галереях) и созданные в последние несколько лет разнообразные авторские оммажи любимым художникам, пейзажи, портреты. Многие работы этого периода уже успели полюбить московские галеристы и коллекционеры.

Юлия Картошкина и Лариса Кашук.

После окончания института в 2013 – 2015 годах Юлия создает замечательный Крестьянский цикл более чем из 50 работ. Как вспоминает художница: «В моей жизни произошли трагические события, которые повлияли на тематику картин раннего периода. В это время мои работы отличаются темнотой красок, душевными переживаниями, о которых впоследствии мне не хотелось бы вспоминать». Стилистически в этих произведениях прослеживается влияние «сурового стиля»: В. Попкова, А. Васнецова.

 Юлия Картошкина
Оммаж Шардену, 2022
Холст на картоне,масло,30×40.
Оммаж Шардену, 2022
Холст на картоне,масло,30×40.

Большие работы писались на грубой бумаге пастелью, благодаря которой создавалось мягкое «сумеречное» звучание. Строгое фрагментарное построение композиций с двумя-тремя фигурами, обобщённые формы персонажей, тёмный колорит – всё это способствовало созданию сильных драматических образов. Но, несмотря на академическое образование, внутренне для Юлии Картошкиной был характерен обескураживающий своей непосредственностью взгляд на мир, тяга к простому и раскрепощённому художественному языку.

 Юлия Картошкина
Оммаж Делакруа, 2022
Холст на картоне,масло, 30×40.

Переломным моментом в творчестве Юлии Картошкиной стала встреча с художником Александром Флоренским: «Знакомство с Александром Флоренским, в 2016 году. Он нашёл меня в Интернете, очень заинтересовался мной и моими работами. Ему всё нравится. В переписке с Александром сразу перешли на «Ты». Он хотел купить несколько работ. Летом мы встретились в Москве в мастерской, долго беседовали. Он стал моим первым покупателем. В галерее Тотибадзе (Винзавод) в это время была выставка А. Флоренского, на которой я узнала много интересных людей: Марину Цурцумия, Веру Хлебникову и т. д. По совету Флоренского я попробовала сделать оммажи, мне очень понравилось».

Фото: А. Клищенко

Поддержка Флоренского помогла Картошкиной не потерять веру в свои силы и продвигать себя как художника. А ведь такому не учат ни в МХГПА им. Строганова, ни в Российской государственной специализированной академии искусств, где занималась Юлия. Само по себе академическое образование дало базу, но не сильно повлияло на почерк Картошкиной, ей ближе оказалось  открытое и искреннее наивное искусство. Его эстетический код как нельзя лучше подошёл для передачи того трепетного восторга от встречи с миром и человек, которым дышит каждая картина художницы

Юлия Картошкина открыла для себя «совершенное детство», как говорит она сама – наивное искусство, – которое оказалось ей ближе всего по мировосприятию и эстетическому коду. Темами для её работ становятся пейзажи русских городов, портреты художественной богемы, натюрморты и оммажи по картинам любимых русских (К. Брюллов, В. Серов, К. Петров-Водкин) и западных (А. Матисс, П. Гоген, Э. Делакруа, Ж. Шарден) художников.

 Юлия Картошкина
Оммаж Матиссу, 2021
Холст на картоне, акрил, 30×40
 Юлия Картошкина
Оммаж Петров-Водкину, 2021
Крафт-бумага,гуашь,30×40

С 2016 года Юлия Картошкина ведёт активную выставочную деятельность. Данная экспозиция представляет небольшую ретроспективу работ художницы, некоторые из картин буквально только что вышли из-под кисти Картошкиной, с пылу с жару, так сказать.

фото: Елена Рубинова

Заглавное фото: «Голубь», 2014