Суровый стиль в живописи 60-х годов

1

«Суровым стилем» принято обозначать направление в советской живописи возникшее в 50-60 годы ХХ века. Этот термин был введен критиком А.А. Каменским. Основоположниками и наиболее яркими представителями этого стиля принято считать Т.Салахова, В. Попкова, Г. Коржева, Н. Андронова и других.

«Суровый стиль» многие рассматривают как противопоставление неискренности и фальши сталинского социалистического реализма. Скорее правильно будет сказать, что если прежде соц.реализму был характерен непокоримый оптимизм, вера в светлое будущее, инфантилизм, приукрашивание реальности  — некий идеализированный эталон, сказочный образ счастливой коммунистической эпохи, то представители «сурового стиля» обратились к изображению тех же рабочих и крестьян, но в гораздо более приземленной и драматичной форме. Пафос сталинизма сменился прозой обычной жизни. Художники «Сурового стиля» изображали обычных людей, а не триумфальных победоносцев сталинизма. 

«Несмотря на внешне коллективистскую риторику, в живописи «сурового стиля» преобладают погруженность в себя, замкнутость и разобщенность, даже «мрачный клондайковский индивидуализм» (довольно точно отмеченный враждебно настроенной критикой начала 60-х) – определяющие серьезную и скрыто религиозную проблематику. Отсутствие оптимистической открытости, наивности и инфантильности, характерных для героев сталинской эпохи, как бы вечно остающихся детьми (паствой, ведомой пастырями), показывает новую, протестантскую по духу антропологию».

«Суровый стиль» конечно же не был прямым продолжением живописи сталинской эпохи, а был подготовлен хрущевской оттепелью, в рамках которой стало в-принципе возможно более вольное проявление индивидуальности, то есть отход от сталинской эстетики, некоторая демократизация творческой деятельности. «Суровый стиль» был одним из направлений возникших в результате ослабления тоталитарной власти сталинской эпохи. Однако, ошибочно относить всех художников-шестидесятников к этому направлению.

«Суровым стилем» работы этих художников также называют потому, что зачастую они изображали людей самых трудных профессий — горняков, нефтянников, шахтеров, подчеркивая их волю и тяжелый труд. 

Художники «сурового стиля» называли себя последователями позднего Дайнеки, их манере письма характерна экспрессивность, монументаризированная композиция с острыми линейными ритмами, колористическая сдержанность с лапидарными цветовыми пятнами.

Таир Салахов

Гелий Коржев

Виктор Попков

Николай Андронов

avatar