В Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А. С Пушкина (Арсенал) показывают кинетическую видеоинсталляцию «Причал» художника Дмитрия Сироткина — новейшее поступление в коллекцию медиаискусства Пушкинского музея. О том, как создавалась эта работа и как проходил процесс передачи произведения в собрание музея наш обозреватель Елена Рубинова обсудила на открытии выставки с куратором Алиной Стуликовой и галеристом Николаем Евдокимовым.
Венецию можно считать порталом в бесконечность, а можно — одним большим причалом — в городе каналов и вапоретто их великое множество. Не приходится удивляться, что идея медитативной видео инсталляции «Причал» пришла художнику и фотографу Дмитрию Сироткину именно там. Точнее, сначала был долгий прощальный гудок уходящего океанского судна. Как рассказал сам художник на открытии, сигнал он записал на венецианской набережной и отложил звуковой файл на несколько лет, пока в следующий приезд не снял видео, оформившееся теперь в кинетическую инсталляцию.

Волго-Вятский филиал ГМИИ им. Пушкина
Взойдя на пирс, зритель не только слышит шум прибоя, крики чаек и гудок уплывающего вдаль лайнера, но даже ощущает качку волн (этот механический эффект дают пружины в металлической конструкции причала), а скрипы, возникающие в результате передвижения посетителей, вплетаются в звуковую ткань видеопроекции.
«Несмотря на то, что это одна работа, одна инсталляция, она тебя захватывает. Когда я увидела первый раз это произведение в Петербурге, оно запало мне в душу. Хочу отметить, что изначально Дмитрий – художник –фотограф, много экспериментировавший в последние годы, и этот первый для него выход в другое пространство оказался невероятно удачным – работа цельная, самостоятельная и все в ней на своих местах», — признается куратор выставки Алина Стуликова.

Известный петербургский арт-критик Павел Герасименко, хорошо знакомый с творчеством Дмитрия Сироткина, также отмечает зрелость его первого высказывания в жанре видео-арта:
«С «Причала» художник Сироткин отбывает в новом направлении, взяв в качестве багажа привычную ему неоклассическую стилистику черно-белой фотографии, и делает шаг в сторону актуального современного искусства». Критик по праву вспоминает и немецкого классика современной фотографии Андреаса Гурски, «и хотя в работе Сироткина нет такой степени панорамного охвата, ритм сотен кают и иллюминаторов, рядами проплывающих перед взглядом, впечатляет не меньше. […] [художник тщательно конструирует «картинку», по-театральному выстраивает планы через освещение, разрешение, градации черного, тонко влияя на зрительское восприятие работы», — добавляет Герасименко.

Показ инсталляции в Нижнем Новгороде не случаен: многочисленные пристани и набережные рек Оки и Волги, которые формируют ландшафт города и региона, опыт провожания взглядом уплывающих пароходов – почти естественное продолжение художественной метафоры, знакомой каждому зрителю. Фильм длится около двух минут, но иммерсивный характер и сдержанная театральность происходящего на экране позволяет сполна прочувствовать и замысел художника, и целый спектр литературных и визуальных ассоциаций, которые эта работа пробуждает.
Роль галереи
Работа Дмитрия Сироткина, которую галерея Nikolay Evdokimov Gallery и Новая Голландия впервые представили в Санкт-Петербурге в 2023 стала частью коллекции медиаискусства Пушкинского музея. Как выглядит процесс передачи работы в музей и какие этапы проходят и художники, и галеристы объясняет Николай Евдокимов:
“Художнику необходим посредник в таких делах, и роль галериста чаще всего оказывается ключевой. Собственно, это и есть одна из его функций, договориться, предложить, показать, оформить. Как и в любом музее в Пушкинском есть специальный экспертный совет, принимающий решение по принятию произведений в собрание музея. Мы ждали решения почти год. А вот показ работы как части музейной коллекции произошел в рекордно короткие сроки.”
Можно сказать, что в данном случае все сложилось наилучшим образом – благодаря пожертвованию Sarah Vinitz Foundation (наша ссылка), музей обрел замечательную работу, а зрители – возможность приобщиться к новейшим образцам современного искусства.
Медиа коллекция ГМИИ им. Пушкина
Формирование этой части своего собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина начал с 2018 года, и сейчас оно насчитывает 45 произведений – в медиа коллекции музея работы таких авторов как Гари Хилл, Лор Пруво, Ив Суссман, Синий суп, Промвыза, Елена Ковылина, Дмитрий Булныгин и многие другие. Концепция развития этой части коллекции заключается в прослеживании связей в искусстве разных эпох, акцентировании переосмысления современными художниками традиционной иконографии образов и интерпретации вечных тем.
«Что касается попадания в коллекцию, то мы всегда подчеркиваем — инициатива по выбору работ (формирование вишлиста) идет от музея, и потом уже находятся меценаты, которые готовы помочь нам с пополнением коллекции этими работами», — объясняет Алина Стуликова.
О важности взаимодействия c музеями говорит и Сара Виниц, для которой это далеко не первый подобный опыт:
«Сегодня государственные музеи в России часто лишены статьи в бюджете, позволяющей им активно пополнять свои фонды, и потому находится в диалоге с музеями, слышать их потребность и содействовать расширению государственных коллекций – важная задача коллекционеров и меценатов. Очень рада, что работа Дмитрия Сироткина стала частью коллекции музея, и что ее экспозиционная жизнь продолжилась в Нижегородском Арсенале»
Не секрет, что выставочная судьба многих произведений искусства, попадающих в музейное собрание складывается по- разному: какие-то годами пылятся в запасниках, ожидая подходящей тематики или юбилейной даты, а некоторые работы все время путешествуют по разным городам и странам. Однако у произведений медиа искусства в этом смысле есть определенные преимущества, чтобы продолжать на активную экспозиционную жизнь.
«Мы надеемся, что у музея еще будет желание и возможность показать работу» , — продолжает Николай Евдокимов – «но все-таки стоит иметь ввиду, что эта работа тиражная – в нашем распоряжении еще две копии –, и конечно, мы будем стараться ее показывать. Возможно, если не мы сами, это захочет сделать кто-то из наших коллекционеров, о роли которых тоже не стоит забывать».
Увидеть видеоинсталляцию «Причал» В Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А. С Пушкина можно с 8 февраля по 23 марта.