Жан-Юбер Мартен: "Бывают странные сближенья" - подход, который изменил современное кураторство


Долгожданная выставка - кураторский проект идет в ГМИИ им. Пушкина. Рассказываем, чем известен Жан-Юбер Мартен, как формировался его стиль "против исключения" и что связывает 77-летнего француза с Москвой и ГМИИ им. Пушкина.

20211112_154547-1

Жан-Юбер Мартен родился в 1944 году в г. Страсбург. В 1980-е был директором Кунстахалле в Берне, где должна была состояться первая персональная выставка Ильи Кабакова на Западе, но художнику не разрешили тогда выехать. Первую выставку Ильи Кабакова в Европе, Юбер Мартен все же организовал позднее в Париже, в галерее Дины Верни. Жан-Юбер Мартен выступал сокуратором перекрестных выставок «Париж – Москва» (1979) и «Москва – Париж» (1981), на которых отвечал за секцию живописи и скульптуры.

Всемирную славу, куратор экзотического» Жан-Юбер Мартен снискал после легендарной выставки «Маги Земли» («Magiciens de la Terre»), прошедшей в 1989 году в центре Помпиду и разрушившей монополию западноевропейской истории искусства. Выставка была призвана изменить ситуацию, когда «100% выставок игнорируют 80% земли». На выставке были показаны 100 художников, 50 – из так называемых культурных центров (США и Западная Европа) и 50 художников аутсайдеров (Африка, Латинская Америка, Азия, Австралия). Куратор преследовал цель осмыслить идеи авангарда в более широком контексте, показать, что существуют разные истории, разные страны, которые развивались вне Модернизма, как исключительно западного явления. Среди участников были и русские художники – Илья Кабаков и Эрик Булатов. «Маги земли» стали эпохальным событием, после которого любая международная выставка могла считаться в полной мере интернациональной, только если на ней присутствовали художники из этих некогда исключенных из западного контекста стран.

Аутсайдеры, художники самоучки и арт-рынок. Читать далее.

«Маги земли».
Центр Помпиду. 1989 г.

В 2009 Жан-Юбер Мартен курировал основной проект 3-й Московской международной биеннале современного искусства «Против исключения», которая стала также самой посещаемой из всех Московских биеннале. Мартен показал работы 80 художников со всех сторон земного шара, не проводя различий между звездами арт-мира, такими как Аниш Капур и художниками-аутсайдерами из непроходимых джунглей, горных аулов и даже из русской глубинки. На выставке всемирно известного куратора были показаны картины покойного Александра Лобанова – глухонемой художник, большую часть жизни проведший в психиатрических больницах, где фломастерами, карандашами и тушью рисовал портреты Ленина, Сталина, матросов, русских красавиц и себя самого, непременно с автоматом наперевес. А также афганские ковры, произведения, созданные колдунами-шаманами, чучела животных, три живых курицы, полученных путем селекции разных национальных пород. Проект Лени Хофманн, представивший собой разноцветные пластилиновые шарики на полу выставочного зала, из которых посетители выставки своими ногами создавали абстрактную картину. Все это было объединено куратором, продолжая его многолетнюю стратегию политкорректности и гуманизма «против исключения», начатую во время «Маги Земли».

Жан-Юбер Мартен
Работа Аниша Капура.
Основной проект 3-й Московской биеннале.
Центр культуры Гараж. 2009 г.

В 2016 году Жан-Юбер Мартен стал автором проекта «Карамболяж» в Парижском Гран-Пале. «Карамболяж» – это французский бильярд без луз, где нужно ударить своим шаром в два других. Поэтому же принципу построена выставка. Около 150 произведений, начиная со средних веков к искусству XXI века объединены, порывая со всеми традициями построения экспозиции, без какого-либо разделения на жанры, стили, эстетические эпохи. Выставка разворачивается в пространстве как повествовательный видеоряд. Произведения связаны друг с другом исключительно предполагаемыми визуальными впечатлениями. Где-то эти связи более очевидны, где-то менее. От предмета к предмету происходит увеличение семантической нагрузки. Индонезийский череп, римская скульптура из мрамора «Artemis of Ephesus», швейцарская реликтовая шкатулки XVII века, картины Гиацинта Ригода «Изучение рук» XVIII в., акварели Альбрехта Дюрера, прорезанный розовый холст Лючио Фонтана 1958 г., скульптура Альберто Джакометти «Кошка» 1951 и т. д. – объекты всех видов объединяются для их эстетического возрождения, свободы от диктатуры хронологии истории искусства. Экспозиция также была лишена традиционных экспликаций к работам, которые были помещены на отдельном стенде, чтобы не отвлекать зрителя от впечатлений.

Жан-Юбер Мартен
Фрагмент экспозиции
«Карамболяж»
Гран-Пале. 2016 г.

Директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак настолько впечатлилась проектом Мартена в Гран-Пале, что пригласила его сделать нечто подобное в Москве. Из-за пандемии проект несколько раз переносился, и вот, наконец, открылся. Выставка «Бывают странные сближенья» состоит из 13 глав, в которых экспонаты из самых разных музеев и эпох подобраны в совершенно неожиданных комбинациях. Выставка представляет собой игру, квест, который предлагается разгадать зрителю. Экспонаты лишены этикетажа, чтобы узнать, кто автор произведения, необходимо скачать специальное приложение. Но можно и вовсе этого не делать отдавшись визуальным впечатлениям и собственным интерпретациям.

Жан-Юбер Мартен
Жан-Юбер Мартен
«Бывают странные сближенья»
в ГМИИ им. Пушкина. 2021

Выставки Юбер Мартена – наглядный пример развития
художественных выставок в эпоху гиперсовременности, нивелировавшие разницу межу высоким и низким искусством, элитарным и массовым, апеллирующие к художественному плюрализму. Они традиционно очень посещаемы. Куратор часто говорит о том, что зритель, к которому он обращается – это неискушенный в вопросах современного искусства человек, свободный от теоретического багажа, но открытый к визуальным впечатлениям.