Центр Творческих Индустрий «Фабрика» — арт-кластер, объединяющий мастерские художников, творческие индустрии и производство на территории московской фабрики технических бумаг «Октябрь», празднует свое 20-летие. История Центра началась в 2005 году, когда Ася Филиппова решила создать в Москве комфортное пространство для работы и творчества, а также показа экспериментальных некоммерческих художественных проектов и поддержки современных авторов. Почему этот кластер особенный на фоне других московских арт-пространств, чем он запомнился и значим для современных российских художников, рассказывают Юрий Альберт, Хаим Сокол, Андрей Кузькин, Алексей Булдаков, Стас Шурипа и Анна Титова, Сергей Катран, Марина Звягинцева, Мика Плутицкая, Елизавета Коновалова, Марина Фоменко, Вероника Актанова.
Одной из первых выставок, прошедших в ЦТИ Фабрика, стал специальный проект Первой Московской биеннале современного искусства – «No comment». Двадцать лет спустя на Фабрике соседствуют мастерские для художников, арт-резиденции, музыкальные студии, бюро дизайна и архитектуры, театральные и анимационные коллективы, издательства и печатные компании. Вот, что про последние 20 лет говорит генеральный директор и основатель ЦТИ «Фабрика» Ася Филипова:
“Фабрика стала моим главным проектом в профессиональной сфере, наверное, здесь уместно было бы применить слово «Детище» и добавить — «особенное, сложное». Непросто было выстроить и отладить экономическую основу, сделать проект одновременно и коммерчески окупаемым и отчасти благотворительным: все наши программы поддержки искусства существуют на собственные средства, без спонсорской поддержки и грантов. Фактически, мы фондируем сами себя.
Позиционирование и фокус программ тоже не были очевидными — периодически возникал соблазн сделать что-то более популярное и понятное, приносящие быстрый успех.
Но Фабрика стала «игрой в долгую», упорно завоевывая себе репутацию демократичной площадки, в центре внимания которой находится творческий человек. Этим она, возможно, отличается от других: нам ценны наш характер, эксперимент, терпение и труд, вне зависимости от моды и всплесков внимания.
И возвращаясь к «Детищу», можно вспомнить показательную историю: 15 лет назад, в декабре 2009 года, Москву завалило снегом, и в этот момент к нам в резиденцию должен был прибыть художник из Великобритании, которого нужно было встретить и поселить, объяснить, как устроена жизнь в Москве, куда бежать менять деньги и покупать продукты и т.п. Все мои сотрудники, по традиции, болели зимним гриппом, я ждала появления на свет своей дочери. 20 декабря, после множества отмененных из-за снега рейсов, прилетел наш гость. Утром я приехала на Фабрику, провела ему ознакомительный тур, а вечером родилась моя дочь. Чуть более, чем через месяц, в январе 2010 года мы показали международную выставку «Фабрика: частный случай», посвященную нашей 5-ой годовщине. Так все и переплетается в моей работе и жизни — одно не существует без другого”.
Юрий Альберт, художник-концептуалист и теоретик искусства
Юрий Альберт: “Фабрика – это такое независимое художественное пространство, каким оно должно быть. Это место, где художники чувствуют себя дома. Не “как дома”, а именно дома. Здесь равно относятся к знаменитым и начинающим художникам. Здесь можно осуществить то, чем не заинтересуются галереи и на что не решатся музеи. Сюда можно прийти и увидеть сразу несколько хороших выставок. И главное – встретить друзей. Спасибо Фабрике и ее команде”
Хаим Сокол, художник, скульптор
Хаим Сокол: “Фабрика — лучший, на мой взгляд, тип институции. Я бы назвал его «институция-друг». Здесь тебя всегда примут, выслушают, дадут шанс и помогут, независимо от статуса, возраста художника, жанра. Здесь больше, чем где-либо, есть возможность создать большой проект и есть место для лабораторной работы. Так было у меня и у многих, многих моих коллег. Здесь у меня была и мастерская, и первые экспериментальные проекты, и большие выставки. Здесь я снимал все свои видео. Я помню , как приходил сюда на выставки Никиты Алексеева , трио Альберта, Филиппова, Скерсиса, группы Что делать?, Наташи Зинцовой, Иры Штейнберг и многих других. И в те же залы и пространства я приходил к совсем молодым художникам, и к студентам, да и сам начинал там. Я помню, как слушал болтовню Чтака в его мастерской, как разговаривал с Булныгиным в дворе, как обедал с Ирой Кориной в столовке, выпивал с Еликуками в их подвале.
Ну, и конечно, у институции-друга есть человеческое измерение, конкретные люди, которые все это воплощают. Это прежде всего Ася Филиппова. Без нее вообще ничего бы не было. Но это и вся ее команда. Кристина, Катя, Сережа, Юрий Михалыч и даже грозный Сергей Васильевич и вся его команда рабочих. Помимо профессиональной поддержки эти люди, и Ася в первую очередь, окружают художника заботой, вниманием, любовью.
Да, здесь по-настоящему любят и понимают.
Именно поэтому, я считаю, Фабрика играет ключевую роль в создании и поддержании сообщества. С днём рождения, дорогая Фабрика, дорогие Ася Леонидовна и все, все, все. Мысленно делаю гудок в вашу честь. Люблю и скучаю”.
Стас Шурипа и Ана Титова (художники)
Стас Шурипа и Анна Титова: “С работой в ЦТИ “Фабрика” для нас связана целая эпоха. В 2014 году на основе наших мастерских мы открыли лабораторию Агентства Сингулярных Исследований (АСИ), чтобы развивать экспериментальные практики, свои и единомышленников. С 2018 года в нашем пространстве стали проходить занятия и студенческие выставки Института современного искусства. Студенческие проекты перерастали в итоговые экспозиции в пространствах Фабрики от АСИ до залов Оливье, Артхауса, Отделки. Это весьма интересный кураторский опыт, работать в этих пространствах, слушать их и вступать с ними в диалог.
Для студентов Института современного искусства Фабрика стала одной из главных точек на карте, местом, где живет и развивается независимое искусство.
Сообщество, которое начиналось десять лет назад с первых исследовательских проектов АСИ сегодня стало заметной частью художественной жизни. Мы очень рады быть частью этого контекста.
Для нас всегда была важна атмосфера на Фабрике: здесь чувствуется интерес к искусству, понимание и забота о художниках. ЦТИ Фабрика играет важную роль в ландшафте современной культуры, так как сочетает в себе и собственную уникальную атмосферу, дух сообщества, микро-вселенную, и в то же время – открытость к новому; это очень важное и редкое качество”.
Марина Звягинцева, паблик-арт художник
Марина Звягинцева: “С ЦТИ «Фабрика» меня связывают много разных историй и творческих воспоминаний, но самое главное из них – это постоянная паблик-арт инсталляция на асфальте «Карта памяти». «Карта памяти» — один из самых масштабных моих проектов, он охватывает всю территорию креативного кластера — 4500 кв м, чем я очень горжусь.
Вообще, художнику сложно работать в городе, ведь городские площадки обычно сопротивляются арт-вторжениям, но на «Фабрике» все было иначе.
Создавать «Карту памяти» было очень комфортно. Я благодарна всему коллективу кластера и ее директору Асе Филипповой за то, что они включились в проект и помогли сделать его партиципаторным: они собрали слова, которые описывают историю и ценности «Фабрики», а уже позже я «зашила» их в матрицу «Карты памяти».
С момента своего появления Фабрика уделяла огромное внимание поддержке современных российских художников. В 2014 году появился проект «Фабричные мастерские», открытый Асей Филипповой и Натальей Обельчак, который дает возможность художникам получить место для работы и демонстрации выставок. Победители конкурса получают мастерскую и бюджетную поддержку заявленных проектов, представляя результат работы в залах Фабрики. Формат конкурса является практически уникальным для российской художественной ситуации — к участию приглашаются авторы старше 35 лет, то есть те, кто формально уже вышел из возраста «молодого художника» и входит в категорию, называемую по-английски «mid-career artists».
Никогда не поздно: можно ли стать известным художником после 35? Читать далее.
Андрей Кузькин, художник
Андрей Кузькин: “Фабрика всегда ассоциировалась у меня с местом абсолютной свободы. У меня небольшой опыт пребывания в арт-резиденциях, но все же есть с чем сравнить. Когда твоя мастерская работает строго по часам, ты не можешь остаться при необходимости на ночь, вход осуществляется по пластиковой электронной карте, любая просьба должна быть оформлена в виде письменной заявки и будет рассматриваться несколько дней, до принятия решения – наверное организаторам так удобнее, но на художественный процесс и общее психологическое состояние художников подобные вещи на мой взгляд влияют крайне негативно. К «Фабрике» все это не имеет никакого отношения.
Круглосуточный доступ, оперативное решение оргвопросов, замечательный коллектив и замечательные художники вокруг, с которыми я продолжаю дружить и сейчас.
Многие из них как и я находятся сейчас в вынужденной эмиграции во Франции, и мы еще больше сблизились на чужбине – Алиса Йоффе, группа ЕлиКука (Олег Елисеев и Женя Куковеров), Дима Грин, Родион Китаев… Было удивительно, когда я зашел в Париже во двор дома, где находится организация которая помогает художникам – беженцам («Artists in exile») и увидел всех этих ребят – «о вся «Фабрика» собралась!» – вырвалось у меня – двор также чем-то напоминал «Фабричный».
Кроме двух годичных резиденций на «Фабрике» я также реализовал перформансы, которые больше нигде сделать было невозможно по разным причинам. Во-первых, это перформанс «Противостояние» 2009 года, в процессе которого я отмывал в течении четырех часов глянцевые журналы в ацетоне – вонь стояла страшная +пожароопасность – и ни одна другая площадка не согласилась бы на это мероприятие. Во-вторых это перформанс «Ветер», посвященный нижегородской журналистке Ирине Славиной и питерскому бизнесмену Борису Александрову, которые сожгли себя в знак протеста против политики государства в 2020 году. Перформанс был очень простой, я в течении 5 часов безотрывно смотрел на видео их самосожжений, но понятно, что по политическим причинам организовать это мероприятие нигде кроме «Фабрики» было уже невозможно.
Я невероятно рад, что такое место как «Фабрика» продолжает существовать не смотря ни на что и сейчас, понимаю насколько теперь это сложно. Я желаю всем нам, чтобы темные времена ушли в прошлое, те кто вынужденно уехал, смогли безбоязненно вернуться на Родину и обняться с теми, кто остался в стране и продолжает сохранять и оберегать частички свободы, те места, где веет свободный творческий дух! Одним из таких невероятно значимых мест на карте Москвы и России является «Центр Творческих Индустрий Фабрика». «Фабрика» с днем рождения! Vivat Ася Филиппова!
Сергей Катран, художник и куратор
Сергей Катран: “С Асей Леонидовной Филипповой мы познакомились мы, примерно, в 2011. Тогда мы придумали и воплотили выставку о времени In Time совместно с Катей Сисфонтес и куратором Виталием Пацюковым. Следующий эпизод. Это 2015 год. Выставка «Облака» в рамках 5 Московской Международной биеннале современного искусства, проект Виктора Скерсиса. Настя Дорожкина собирает группу Бестиарий, в составе которой 200 банок с Большим семейством чайного гриба Достоевский. В 2018, 2019 — Третьяковская премия — авантюра Ани Третьяковой и Наташи Тимофеевой, бурлящая между искусством и шоу бизнесом, отдающая, впрочем, предпочтение искусству. Ася Леонидовна принимает проект под крыло, и два года премия делает свои гала-шоу и выставки в зале «Оливье», отбирает победителей, награждая фейковыми призами, обладающими, впрочем, художественной ценностью [и наоборот].
Фабрика транслирует огромное доверие к художнику, способность к принятию эксперимента и сама способна на творческий риск.
Существование Фабрики внутри художественного мира кажется естественной частью бытия. Фабрика — важнейшая часть сложной и большой системы. Например, как в человеческом организме печень или поджелудочная железа исправно выполняют свою функцию. Однако мы хорошо знаем, что без подобного органа человек превращается в инвалида или вовсе погибает. Не хочется заканчивать это эссе на грустной ноте. 2024 год заканчивается и впереди — неведомые дали, которые могут принести много хорошего и/или плохого. Чего именно нам не ведомо.
Алексей Булдаков, художник
Алексей Булдаков: У меня была мастерская на Фабрике три года. Помимо искусства там кипит культурная жизнь. Книги, дизайн, кофе, концерты, разные студии, образование. Находясь внутри, понимаешь что культура — дело хлопотное. Горы мешков кофе со всего мира, толпы панков приходят слушать рок, как будто из прошлого, мотоциклы, бумага, постоянные выставки, много творческих людей, несколько кошек, всë в таком духе. Когда находишься внутри этого процесса, внешний мир теряет важность. Место не от мира сего”.
Марина Фоменко, художник и куратор
Марина Фоменко: “Фабрика – особое место, в которой каждое пространство, каждый закуток пропитаны аурой современного искусства. У меня была чУдная мастерская, в которую можно было попасть, взобравшись по лестнице снаружи здания. А там внутри было старое, немного подреставрированное пространство, и в нем обитал genius loci, которого надо было выманить наружу. Кажется, мне это удалось, наводнив пространство бессчетным количеством электронных мышей, разбегающихся от груды электронного мусора, и добавив экспрессивное видео. Спасибо за такой опыт работы с пространством и духом места!”
Вероника Актанова, художник
Вероника Актанова: “Для меня Фабрика отличается от других мест работы тем, что в этом месте отсутствует эксплуатация. Есть четкое соглашение сторон, адекватные правила. А дальше вы добрые друзья-соседи, где каждый просто занимается своим делом, а когда настает момент выставки, то друзья-соседи становятся компаньонами, помощниками, которые активно включаются в процесс, чтобы работа с результатом, стала результатом, а не катастрофой. Никто никого не заставляет включаться в какие-то процессы или участвовать, например, в экскурсиях. Если есть желание и интерес, действуешь, если нет — нет. Конечно, важная часть фабричной жизни — это другие художники и их мастерские. Общение с коллегами, обмен опытом, взаимопомощь — всё это даёт ещё энергию и желание работать дальше. Ну и, конечно, столовая. Вкусная, недорогая еда также необходима для жизнедеятельности художника =)”
Мика Плутицкая, художница
Мика Плутицкая: “Сначала Фабрика была для меня притягательным местом, где явно живет активная творческая среда и куда поэтому надо обязательно зайти посмотреть текущую выставочную программу. Мне хотелось стать частью этой среды, но на тот момент я даже думать боялась, что в этих выставочных залах могут оказаться мои работы.
Потом мне повезло оказаться в стенах Фабрики уже со своим проектом, и гораздо быстрее, чем я себе это ожидала. Вместе с Мариной Винник мы придумали «Кухню» — образовательную программу для художниц.
Ни один так называемый «креативный кластер» Москвы наше скромное предложение не интересовало и ЦТИ Фабрика оказалась единственным местом, готовым принять нас и 14 художниц на целых два месяца.
Участницы очень хвалили нас за хорошую организацию, и это произошло во многом благодаря открытости Фабрики к низовым художественным инициативам, а также благодаря профессиональным навыкам Жени «Яузы» Абрамовой. Это был 2014 и из этого проекта получилась следующая большая выставка, мое поступление в Британку, несколько вдохновляющих коллабораций.
В 2020 году я как раз уже выпустилась из Британки, я попала в странное лимбо. С одной стороны, я участвовала уже и в интересных и в важных проектах, например во 2-ой Триеннале Гаража, и уже начала сотрудничать с галереей. С другой — денег снять мастерскую такого размера, который минимально соответствовал бы моим запросам, у меня еще в тот момент не было совсем.
Не особенно надеясь на успех, я подалась в проект мастерских Фабрики — и, о счастье! мою заявку взяли.
В смысле практики это было просто спасение — и, конечно, же еще один шаг к профессионализму. До сих пор не знаю как в простых словах выразить мою благодарность Асе Филипповой и Алексею Веселовскому, который, я знаю, тоже был в жюри и благодаря которому я открыла для себя шелкографию. Параллельно со мной в мастерских работали такие мощные коллеги, как Ульяна Подкорытова и Елизавета Коновалова, чья выставка «Свобода 1919.2020» повлияла на меня очень сильно. Фабрика часть моего пути и одновременно проводник, канал связи. ЦТИ Фабрика — это важный узел и во времени, и в пространстве. Он соединяет множество нитей, которые привели меня туда, где я сейчас. И это наполняет меня радостью, благодарностью и надеждой, на то, что творческое пространство всегда призвано и не может не порождать свободу. Спасибо, Фабрика, спасибо, команда, спасибо, Ася”.