Выставка "Адаптанты" в ЦТИ Фабрика


В Центре Творческих Индустрий «Фабрика» открылась выставка «Адаптанты» — проект о выживании и о выживших в новом мире. Куда мы движемся? Выживем ли? Кем станем?

DSC_5882

Адаптанты — итоговый проект студентов-кураторов Российского Государственного Гуманитарного Университета (РГГУ) в ЦТИ Фабрика. Кураторский коллектив исследовал природу адаптации к вызовам неблагоприятной внешней среды.

Название проекта взято из серии книг Джеймса Блиша «Звездный посев» о заселении галактики модифицированными живыми существами. Империалистические амбиции и нежелание заботиться о Земле привели к тому, что люди покинули ее и стали осваивать новые планеты, создавая людей нового типа, адаптантов. Население раскололось на людей первого типа, гордившихся чистотой своего происхождения, и новых модифицированных существ, которых даже не называли людьми. Несмотря на то, что руками адаптантов строился новый мир, люди первого типа презирали их и рассматривали лишь как средство достижения собственных целей. Первые люди создавали иллюзию равных прав для адаптантов, однако пользоваться этими правами в обществе будущего было нежелательно.  Вернувшись на родную Землю, люди первого типа обнаружили, что из-за постоянного использования земных ресурсов планета стала абсолютно непригодной для их жизни, и высадиться на ней могли только новые люди — адаптанты.

В условиях переживаемых человечеством катастроф участники выставки задают вопросы: Куда мы движемся? К антиутопическому будущему обезличенного большинства, несвободы и регламентации любых движений – индивидуальных и социальных? Выживем ли? Кем станем?

Выставка Адаптанты ЦТИ Фабрика

Мир вокруг нас изменился до неузнаваемости за очень короткое время. Внешнее пространство оказалось агрессивным. Там кровь, несправедливость и вирусы. И чтобы спасти себя мы формируем новую стерильную оболочку, в которой защитим себя от зла. В ней пока очень тесно и сложно существовать, но мы адаптируемся, мы же люди будущего. Гимнастки на картинах Дарьи Близнюк натянуты как струны и пытаются подстроиться под то пространство и формат, который им предлагают.

Дарья Близнюк, «Адаптация»
Дарья Близнюк, «Адаптация»

Художница Bonzha специально подчеркивает, что высота холста и центральной фигуры на нем совпадает со средним ростом человека, так что зритель практически входит в полотно как его герой. Мы те, кто сидит на диване в домашних тапочках и смотрит на то, что происходит и на жертв этой мясорубки.

Bonzha, «Без названия»

Тамара Джапаридзе предлагает через личное переживание погрузиться в коллективное бессознательное. На картине нет очевидно выраженных сторон и политических позиций, это скорее изображение общей гуманитарной и социальной катастрофы, в которую погружены все участвующие. Путешествие души, которая из воплощения в воплощение исследует мир и ищет подобное. То, что созвучно. То, что откликается. То, что пробуждает от небытия и побуждает жить, действовать, бороться, чувствовать. Рельефная смесь с эффектом бетона довольно объемная, поэтому используется профессиональный строительный грунт и пропитка для камня.

Тамара Джапаридзе, «Покой и Воля (FREE)»
Тамара Джапаридзе, «Покой и Воля (FREE)»

Сайт-специфичная инсталляция «Февраль» от Siren сделана специально для выставки. Февраль стал месяцем разрушенных домов, поломанных деревьев и отнятых жизней.

Выставка «Адаптанты»
Siren, «Февраль»
Siren, «Февраль»

Кульминацией выставочного нарратива становится детская коляска в конце второго зала, в которой зарождается что-то совсем зловещее и чудовищное. Анастасия Волкова назвала свой объект «Подменыш». Подменыши – это предметы или существа, которыми нечистая сила заменяла похищаемых ей человеческих младенцев. На некоторое время подменышам с помощью чар придавалось подобие жизни, однако вскоре существо погибало.

Выставка «Адаптанты»
Анастасия Воронкова, «Подменыш»
Анастасия Воронкова, «Подменыш»

Что символизирует искалеченное, вселяющее ужас существо в колыбели; какие начинания, какие надежды и мечты, какое будущее?

Выставка «Адаптанты»
Оксана Афанасьева, «Перерождение»

Центральным образом инсталляции Оксаны Афанасьевой стало платье, брошенное на полу. Платье, как образ рухнувшего всего в этом мире и внутри отдельного человека. Надломленность. Все цели и стремления, к которым двигался человек рухнули в один момент. Зачем делать искусство, зачем делать вообще хоть что-то в этой катастрофе, как теперь жить? Ветки наливаются красным, как вены,  слёзы с фотографиями детей оплакивают то, что уже в прошлом. Надежды и мечты на будущее. На стене ещё три платья: про рождение, юность, любовь и близость. Где плющ символизирует бессмертие или рождение нового из пепла. Пока человек есть, и в каких бы условиях он не существовал, появятся и воскреснут его новые цели, желания, мечты. 

Оксана Афанасьева, «Перерождение»
Выставка «Адаптанты»
Оксана Афанасьева, «Перерождение»

Всего на выставке представлены работы более 30 художников: Евгений Аверин, Гала Андреева, Нат Апанай, Мария Архипова, Оксана Афанасьева, Дарья Близнюк, Анастасия Воронкова, Тамара Джапаридзе, Наталья Ершова, Екатерина Жингель, Роман Казус, Анна Кислова, Кирилл Клоков, Роман Коновалов, Андрей Кузнецов, Катерина Лукина, Дмитрий Лиховцев, Вера Петрова, Екатерина Попченко, Наталья Подунова, Настя Ростова, Алексей Рябов, Юлия Санжаревская, Варвара Силантьева, Татьяна Сириус, А.С., Алексей Сухов, Шамиль Шааев, Олег ЭХО, Юлия Якубович, Bonzha, Siren.

Перформанс в день открытия: Диана Галимзянова

Музыкальный сет: Дима Ленский

Фотограф: Таня Сушенкова

Кураторы выставки: Виктория Закудрявская, Евгения Мельникова, Дарья Семенова, Мария Амелина, Мария Федотова, Ольга Сельващук, Светлана Дорогина.

Научный консультант: Александра Данилова, искусствовед, куратор, старший преподаватель РГГУ.

Даты работы: 15 июня – 10 июля 2022 г.
Адрес: Переведеновский переулок, д. 18, Оливье