Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Паблик-арт проект "Неустойчивые равновесия" - взаимодействие образовательной среды и современного искусства


Куратор Екатерина Карцева и Артем Гаврилюк-Божко открыли паблик-арт проект "Неустойчивые равновесия" в атриуме Московского Международного Университета.

куратор Екатерина Карцева

Атриум университета – центр общественной жизни, место встреч и неформального общения студентов был преобразован кураторами и художниками при помощи современного искусства.

Куратор Екатерина Карцева и Артем Гаврилюк-Божко пригласили 15 художников из разных регионов России и Европы. В проекте приняли участие как произведения молодых авторов — студентов Института Проблем Современного Искусства, «БАЗА», школы «Свободные мастерские»,  так и известные имена –  граффити художник Дмитрий Аске, саунд-дизайнер и композитор Василий Филатов.

«Определить значение современного искусства в общественном сознании,  существующие стереотипы и предубеждения, а также роль искусства в формировании критического сознания» — так определяет цель проекта куратор Екатерина Карцева — «Ключевой темой проекта стали неустойчивые равновесия, как ситуация, в которой взаимодействие, поиск компромиссов, кооперация и готовность к мобилизации являются залогом развития. Неустойчивые равновесия между искусством и общественными ожиданиями от него, между куратором и художником, преподавателем и студентами, современным искусством и руководством университета и т.д..»

Большая часть произведений создавались специально для выставки и сайт-специфичны, используют атриум университета и его ресурсы как материал. В рамках проекта можно было услышать виртуальный музыкальный инструмент «Pushkin» саунд-дизайнера Василия Филатова, на котором вживую было исполнено музыкальное произведение. Атриум университета стал резонатором пространства. Арнольд Железцов из Института «База» нашел в здании университета Москвазавра. Хребтом доисторической рептилии стала лестница, а головой автомобиль Ока. 

«Москвазавр», Арнольд Железцов

Наталья Балабанова оперируя принципом построения в шеренгу по росту (как признаку силы в живой природе)  выстроила вдоль длинной стены линию из собранных в атриуме университета комнатных растений.

Художник из Санкт-Петебурга Катя Гранова выразила идею неустойчивых равновесий инсталляцией «Мы так и не поговорили». Общение — не всегда обоюдный процесс. В ситуации отчаянья мы часто совершенно инстинктивно поднимаем глаза и что-то вопрашаем у неба, но никогда не получаем ответа. Космос не коммуницирует с нами на понятном нам языке. Но нельзя сказать, что космос не взаимодействует с нашей планетой вообще — например, из космоса прилетают метеориты и это — чуть ли не единственное, что можно расценить, как форму ответного общения. С нашей стороны, кроме жалоб и молитв в космос улетают в основном всякий мусор и испорченные спутники. Скульптуры своей формой подражают метеоритам, но сделаны из разных строительных отходов.

Неустойчивые равновесия. Куратор: Катя Карцева
Художник Катя Гранова выразила идею неустойчивых равновесий инсталляцией «Мы так и не поговорили».

С строительным материалом работали и художник Анна Москалева, создавшая инсталляцию — буквальное выражение идеи неустойчивых равновесий. В прочтении Ларисы Федотовой неустойчивые равновесия —  это парящий на незаметном тросе шар, через который парами проходят разные весла. Имея первичную целостную, в некотором смысле идеальную, сущность, человек в течении жизни приобретает систему навыков и инструментарий, помогающие задавать направление движения. Но двигается ли человек на самом деле? Или все приобретаемое физическое служит для внутреннего ощущения развития и удержания равновесия «на плаву»?

Лариса Федотова. «На плаву»

Проблемы карьерного роста, самореализации и успеха поднимает также работа Владимира Савостина «Не каждый мыльный пузырь может стать искусством». Каждый художник хочет создать некий новый смысл и, чтобы другие зрители и экспертное сообщество услышали его. Эта смыслосфера постоянно наполняется новыми смыслами, которые бурлят, как пузыри.

Александр Чаптыков создал фигуру «Рассеивание». Современный человек является сеятелем своего сознания, он заложник вездеприсутствия. Расширение наших возможностей доводит нас до рассеяния или даже до распыления. 

Французский художник Валентин Пиролло создал Art Povera объект, балансирующий между живописью и скульптурой.

Дмитрий Аске предоставил для участия в проекте свою скульптурную композицию «Невидимая стена». Работа отсылает зрителя к повседневной практике чрезмерного увлечения мобильными устройствами и социальными сетями. Люди, находящиеся на расстоянии шага, могут не видеть друг друга, так как полностью поглощены виртуальным пространством. Виртуализации посвящена также работа студентки школы Свободные мастерские Александры Михайловой. Художник вынесла знак загрузки из виртуального и реальное пространство, придав ему новый смысл.

Неустойчивые равновесия. Куратор: Катя Карцева.
Работа студентки школы Свободные мастерские Александры Михайловой «Upload» и скульптура Дмитрия Аске «Невидимая стена»

На открытии студенты актерской лаборатории Юрия Муравицкого Московской школы нового кино показали перформанс «По поводу современного искусства», рассматривающий взаимоотношения зрителя с современным искусством. Перформанс посвящен вопросу непростых взаимоотношений современного искусства и человека – зрителя. Современное искусство, как и любое другое, может быть хорошим и плохим, фейковым и настоящим. Но, к сожалению, далеко не все понимают, что одного не исключает другого. Современное искусство и современный театр в частности предлагают зрителю новые конвенции взаимоотношений, к которым зритель часто оказывается не готов. Во многом, из-за того что он – зритель — об этих новых конвенциях не догадывается. Один из характерных приемов современного искусства – интерактивность – чаще всего делает это очевидным. Возможность или необходимость делать выбор, вступить во взаимодействие, иногда тактильное, принять активное участие в создании произведения, все это способно вогнать зрителя в легкий ступор. Как и в любых других взаимоотношениях выхода может быть два – перестать встречаться или научиться понимать и привыкать с странностям друг друга.

Куратор Екатерина Карцева провела в один из дней кураторскую экскурсию по выставке, совмещенную с лекцией «Какое искусство современное, а какое нет?». Современное искусство часто сталкивается в необходимости обоснования и объяснении себя как явления. Возникают терминологические трудности, какое искусство является современным? Все ли, создаваемое ныне  искусство «Современное» или это справедливо лишь к каким-то отдельным его направлениям? В силу взаимного пересечения различных художественных практик также может возникать неоднозначность трактовок «художественности», что является искусством, а что нет?

куратор Екатерина Карцева

Художники Алик Петук и Софья Скидан провели в рамках проекта перформанс — лекцию, совмещенную с занятием по йоге.  В отличие от классических йогических практик, где ученик погружается в медитативное  состояние, доверясь  учителю, в этом перформансе  через параллельное и последовательное 4 голосное звучание  тренера, лектора, рассказывающего тексты Маркса, Фромма, Гройса, живой звук саксофона и электронной музыки организаторы стремились к эмансипации личности.

Софья Скидан и Алик Петук

Выставка Неустойчивые равновесия
Фрагмент инсталляции Антона Афанасьева

фото предоставлено куратором и участниками проекта

© 2017 artandyou.ru и авторы