Квартирные выставки – важный феномен отечественной культуры. В советское время неофициальное искусство могло существовать исключительно в приватных и неконвенциональных для показа искусства пространствах – квартирах, мастерских, автомобильных гаражных боксах, на удалении от города – на дачах, в лесу и так далее. Осмыслению и фиксации явления советских квартирных выставок посвящены как воспоминания самих художников, так и разносторонние искусствоведческие исследования. Не только выставки, но и рок-концерты, поэтические чтения все это в годы советской власти существовало подпольно, достигнув пика своего развития в конце 1970-х-1980-е годы, когда конфронтация с властью стала менее ожесточенной. Художники стали занимать целые сквоты, в которых происходило нечто важное. В 1990-е и 2000-е интерес к квартирникам закономерным образом спадает. Арт-сообщество активно занимается построением новой профессиональной художественной инфраструктуры: появляются галереи, арт-кластеры, ярмарки, фонды и частные музеи, развитие идет в двух направлениях оффлайн и онлайн. Однако сегодня мы вновь можем наблюдать всплеск квартирных выставок. Главный редактор artandyou Екатерина Карцева, летом этого года сама основавшая квартирную галерею у себя дома, попыталась разобраться, какие мотивы движут другими основателями подобных пространств.
В опросе приняли участие 7 владельцев квартирных галерей – две в Москве и пять из Санкт-Петербурга. Обзор не претендует быть исчерпывающим, ни с точки зрения обозначенных городов, ни в целом по стране. В регионах подобных проектов безусловно может быть еще больше.
Среди некоторых выводов: в Петербурге этот формат более привычен, чем в Москве. Некоторые квартирные галереи охватывают всю квартиру целиком, где-то под временные выставки отводится одна из комнат, а то и вовсе только окна являются выставочным пространством. Тем не менее, сайт-специфик подход присутствует практически в каждой квартирной галерее. Кто-то ставит перед собой коммерческие задачи, являясь полноценным игроком арт-рынка, обеспечивая участие в ярмарках и имея часы посещения (Nikolay Evdokimov Gallery), в то время как другие не имеют коммерческого интереса и организовывают выставки в дополнение к основной профессиональной деятельности.
Как правило, это кураторские самоорганизованные проекты с необычными названиями – квартирная галерея женского искусства Murmure (шепот с французского), коммунальная галерея Егорка. Многие названия также указывают на приватность пространства (Notfoundgallery, галерея Интимное место, Home Gallery). По большей части, подобные проекты не являются свободными к посещению, их могут посетить только приглашенные люди, в том числе в формате однодневных выставок. Есть галереи, основанные художниками для демонстрации своих проектов (Dmitry Sirotkin Studio), либо поддержки коллег-художников (Notfoundgallery, Home Gallery).
Выбор художников для выставок практически во всех случаях основан на дружественности и взаимном интересе. Также многие отмечают плюс такого формата в преодолении условностей и формальностей официальных институций.
Квартирная галерея Murmure (Москва)
Выставочное пространство в жилой квартире семьи преподавателя ВУЗа и арт-журналиста Екатерины Карцевой, специализирующееся на женщинах-художницах. Название в переводе с французского означает «Шепот», «Бормотание».
С момента основания летом 2023 года проведено 3 выставки. Первая групповая “Дом, в котором я живу” объединила работы 5 московских художниц: Марии Арендт, Ольги Божко, Екатерины Рожковой, Натальи Конюковой, Марии Инокентьевой-Читаевой.
Вторая и третья выставки стали моно-проектами художниц — “Перелетные птицы” Анны Ореховой и Света Исаева в Murmure.
Два последних выставочных проекта осуществлялись в коллаборации с другими площадками. Выставка Анны Ореховой стала спец-проектом выставки “Мальчики встречают девочек” в мастерской Георгия Острецова (куратор: Петр Быстров), а выставка Светы Исаевой стала коллаборацией с петербургской квартирной галереей Nikolay Evdokimov Gallery по следам участия этой галереи в ярмарке Cosmoscow-23.
Notfoundgallery (Москва)
Выставочное пространство в жилой квартире Максима Кишкина на Северо-Западе Москвы, нацеленное на взаимодействие и объединение уличных художников. Название взято от одноимённого подпольного магазина в Токио, которого уже давно нет.
С момента своего основания в 2016 году Notfoundgallery успели провести около 50 выставочных проектов и внешних городских интервенций, больше 10 музыкальных и событийных мероприятий, а также презентовали около 25 книг — литературы аутсайдеров и самиздата. В концепцию галереи не входит возможность заработка.
«Квартирная галерея — это, конечно, не статья доходов, а наоборот»
Максим Кишкин
Nikolay Evdokimov Gallery (Санкт-Петербург)
Основана Николаем Евдокимовым в 2020 году как классическая галерея с часами посещения, веб-сайтом и прайс-листом. Выставки проводятся как в просторной квартире на Кирочной улице, где Николай проживает вместе со своей семьей, так и на других площадках, в том числе галерея активно участвует в арт-ярмарках.
Первые публичные события в этой квартире стали проводиться еще с 2017 году, это были встречи «Открытого философского факультета», затем было несколько выставок, примерно раз в год что-то происходило.
Названия времени особенно придумывать не было — когда я понял что все идет к тому, что будет галерея, я напросился к своим бывшим коллегам, организовывавшим тогда небольшую локальную ярмарку, они согласились и мне срочно нужно было как-то себя назвать, конечно в тот момент было самое важное, чтобы те, кто знает меня лично как-то на это название среагировали
Николай Евдокимов
Специализация галереи – петербургские авторы. Если говорить о состоявшихся, то это круг близкий Новым художникам, Новой академии. Если говорить о молодых – те, кто живет или до недавнего времени жил в Петербурге.
Неоакадемизм и Новая Академия Тимура Новикова. Читать далее.
Коммунальная галерея Егорка (Санкт-Петербург). Временно не функционирует.
Квартира, которая время от времени становится публичным пространством для культурных мероприятий. Матери Егорки Настя Макаренко и Аня Терешкина практикуют заботливое кураторство, анти-институциональность, спонтанность, бег на месте, хождение по краю границ публичного и личного. Самоорганизована в декабре 2016 года. Основательницы сформулировали следующие Принципы Егорки:
- Границы, согласие, прикосновение
- Нет открытий, зато есть укрытия
- Нет кураторских текстов, зато есть тезисы
- Нет принтера, зато есть алоэ
- Непрерывное включение видеоинсталляции «Окна дома напротив»
- Наш сосед — не арт-объект!
- Тут живут интроверты и социофобы, которые любят мутить
- Принимаем в дар: чай, салфетки, туалетную бумагу, спички, мыло, гречу, мёд, хлеб, картошку, морковь.
Квартирная галерея «Интимное место» (Санкт-Петербург)
Основана в 2014 году, когда у многих художников сорвались выставки в публичных пространствах, а у основателя галереи был белый куб в связи с незаконченным ремонтом. Специализация галереи – незаконченные выставки, сырые проекты, то что нужно попробовать и обсудить с сообществом других художников. Это место для предпоказа, что-то вроде мастерской-гостиной.
«АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ», 2017
Фото: Мария Анохина
Знаете фразу: “Это Сырая работа”, — есть такая “экспертная” оценка. Нам кажется, что в “сырых” работах часто в разы больше емкости. И иногда просто невтерпеж предъявить новую идею товарищам, которым мы доверяем. Именно в этот момент художник/художница чувствует себя наиболее хрупко.
Основатели галереи «Интимное место»
«АРТ-РЕЗИДЕНЦИЯ», 2017
Фото: Мария Анохина
В «Интимном месте» могут оказаться любые авторы вне зависимости от их “веса/длины/глубины, степени зрелости, наличия/остутствия шерсти/чешуи”. При одном условии, в Интимном месте запрещены фашизм, сексизм, гомо-би-транс-квир-фобия, сексофобия, специесизм, эйджизм, если они не являются предметом глубокой (само) критической работы.
Фото: Maria Koshelenko
Home gallery (Санкт-Петербург)
Основана в 2020 году, когда супруги-художники Андрей Рудьев и Вероника Рудьева-Рязанцева, переехали в новую квартиру, три окна которой выходят во внутренний двор. Эти окна и стали галереей, находящейся на 3м этаже. Искусство, подвешивалось в окнах, поэтому работа с пространством, сайт-специфик и стали основной специализацией галереи.
Мы сами художники и знаем, как важен импульс, его быстрая реализация, не всегда возможно быстро реализовать задуманное, так как у официальных институций, как правило, долгая очередь, а хочется попробовать идею в реальности. Именно такую возможность даёт наша галерея.
Андрей Рудьев и Вероника Рудьева-Рязанцева
Dmitry Sirotkin Studio (Санкт-Петербург)
Художник Дмитрий Сироткин впервые открыл двери своей студии для гостей в декабре 2021 года. В сотрудничестве с Галереей Николая Евдокимова был представлен проект «Aeterna Glacies / Вечный лёд». В настоящее время студия работает для организованных групп или по предварительной записи.
Расположена в одном из старейших районов Санкт-Петербурга – Соляном городке, недалеко от Художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Это место традиционно связано с активной выставочной и музейной деятельностью, которая развернулась после грандиозного успеха XIV Всероссийской промышленной выставки 1870 года.
На протяжении нескольких десятилетий, и особенно в период Серебряного века, здесь не затихала творческая жизнь: устраивали литературные и музыкальные вечера, проводили художественные выставки, некоторые из них стали вехами в истории отечественной культуры. Многие художники и литераторы жили здесь же. В доходном доме акционерного общества «Строитель» (№ 16) на Гангутской улице квартировали поэт Михаил Кузмин, художник Сергей Судейкин, актриса и художница Ольга Глебова-Судейкина. Дом, построенный архитектором В. В. Шаубом в 1910 году в стиле модерн, является одной из архитектурных доминант улицы.
В части квартиры, выходящей окнами во двор, организована рабочая студия Дмитрия Сироткина, трансформирующаяся в небольшой выставочный зал. В парадной части разместилась просторная гостиная с камином для дружеских встреч и творческих вечеров.