Еда - это политический акт. Кураторские проекты, посвященные еде


Биополитика контролирует основные направления и стратегии поведения людей, что в условиях неолиберальной экономики оставляет выбор - остаться без еды или следовать заданному алгоритму?

1

Наша физиология устроена так, что нам необходимо ежедневное употребление пищи для поддержания жизни. Для нас это рутина, которая, казалось бы, никак не связана с политикой и властью. Завтрак, обед и ужин в перерывах между «жизнью».

Стандартный рацион человека в XIX веке и сегодня — две разные вещи.

С развитием промышленности и развитием городов мы вошли в эру перепроизводства продуктов питания и установления диктатуры международных пищевых корпораций над всей цепочкой того, что мы едим. В своей поваренной книге Пеллегрино Артузи, выпущенной на русском языке независимым издательством «Ad Marginem», «Искусство приготовления и поглощения пищи»  собрал лучшие рецепты итальянской кухни XIX века. Сейчас домашняя кухня отходит на второй план. Мы всё больше питаемся на ходу в сетях быстрого питания и делаем перекусы между работой. Книга, как и данная статья, разбирает подробно какое оно – искусство приготовления и поглощения пищи?

Еда всегда несла в себе отпечаток культурных ценностей и особенностей, которые являлись неотъемлемой частью существования различных народов.

«Возрождение, воскресение — одна из главных тем в искусстве, и еда здесь занимает не последнее место. «Едоки картофеля» Ван Гога отражает мысли человечества о безобразии голода, тяжести земной жизни и страданиях, а «Завтрак аристократа» П.А. Федотова — напротив несет иное послание — о праздности, роскоши, более того художник посмеивается над аристократом».

Еда и мир. Читать далее.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498.

В современном мире глобализации транснациональные корпорации (ТНК) доминируют в сфере производства и распределения пищи. Глобальные корпорации захватили рынки национальных государств – встретить в любом магазине любого города «Sniсkers» проще, чем аутентичные сладости, приготовленные по традиционным рецептам из местных продуктов.

Обилие всевозможных продуктов питания в сети гипермаркетов создают иллюзию богатого выбора и разнообразия. На деле – у нас нет адекватной и равноценной альтернативы. Супермаркеты — это один из архетипов общества потребления, в котором действуют строгие законы производства, дистрибуции и маркетинга, которые всегда представлены заинтересованными политическими силами.

Для формирования положительного образа ведущие мировые бренды активно используют искусство. Читать далее.

В наш век ценообразование продукта строится не на себестоимости его производства, а раскручивается за счёт бренда и маркетинговых стратегий.

Почему обычный йогурт в маленькой баночке с АРОМАТОМ клубники стоит больше, чем себестоимость литра молока? Почему морковка из Испании, чеснок из Израиля, яблоки из Китая, если в конкретной местности есть свои локальные продукты? Простое желание – поесть сладости (или другие продукты) без добавления консервантов, усилителей вкуса и прочих химикатов, осматривая каждую полку в супермаркете – занятие сложное; найти продукты, произведенные с добросовестным отношением к потребителю с соблюдением этического отношения к трудящимся на пищевых комбинатах, обеспечивая их достойным заработком и полным соцпакетом – всегда вопрос; найти продукты в экологической упаковке – очередное фиаско.

Марк Куинн из серии "Живопись плоти" - огромные холсты с изображением свежего мяса. 2012 г.

Марк Куинн из серии «Живопись плоти» — огромные холсты с изображением свежего мяса. 2012 г.

Что в итоге мы имеем?

  • Соотношение «цена-качество» остаётся под вопросом. Ценообразование зависит от законов рыночной экономики и строится по принципу «Чем известнее бренд», тем больше ценовая накрутка», а не затраченных ресурсов. (В определении цены преобладают маркетинговые технологии: лучше реклама, известнее бренд, значит, может стоить дороже без учета того, является ли он на самом деле качественнее).
  • Отчуждённый труд. Люди, которые работают на массовом производстве продуктов питания, отчуждены от результатов своего труда, соответственно не влияют на его контроль и качество.
  • Ухудшение экологической среды. Горы не перерабатываемых отходов, которые «политическая власть» позволяет тоннами складировать на выделенных участках земли, загрязняя тем самым всю экосистему места, вместо того, чтобы заставить производителей самим перерабатывать производимые отходы/ запретить выпуск продукции вредной для экологии.
  • Тенденция к получению быстрой наживы и получению сверхприбылей заставляют производителей как можно больше экономить на всём, что только получится (сырье, используемый наёмный труд, не соблюдение санитарных требований и т.д.).

Виктор Мизиано: «В искусстве проблема Человека вновь становится актуальной» Читать далее

Cегодня все чаще можно увидеть кураторские проекты на грани междисциплинарных направлений в области садоводства, сельского хозяйства, экономики, агрополитики, биологии и современного искусства. Художественным произведением, к примеру, становится выращивание овощей на выставке, а приготовление еды из объедков — перформансом.

На одном из крупнейших событий в рамках современного искусства “DOCUMENTA 13” была представлена работа «AND … AND … AND», суть которой состояла в выращивании овощей на протяжении 100 дней выставки в условиях городской среды. Созревшие плоды шли на приготовление ужинов всего коллектива и любопытствующих посетителей выставки.

Чем-то схожий проект «Donate to Curate — What People do for less or no Money» был представлен в рамках Параллельной программы Европейской биеннале «MANIFESTA 11». Каспер Кёнинг идёт на рынок и готовит ужин для гостей выставки и своих друзей из найденных там био-продуктов.

Каспар Кенинг. Проект Donate to Curate. Manifesta 11. 2016 г.

Каспар Кенинг. Проект Donate to Curate. Manifesta 11. 2016 г.

При чем здесь искусство? Примеров подобных работ немало. И порой подобное соседство вызывает множество вопросов и возражений. Однако, интерес кураторов и художников к данной проблематике говорит о том, что это становится одной из актуальных тем и в пространстве искусства.

Одним из наиболее ярких примеров является «Летучее кафе», имевшее место быть благодаря «Летучей кооперации» — объединению художников с целью поиска способов самообеспечения. Участники кооперации исследуют экономические модели и принципы коллективной работы, которые позволят им «сбросить оковы! жевать жевачку! пить вино! веселиться! на новых экономических началах, а не как обычно! а также преодолеть уязвимость».

27 ноября «Летучая кооперация» тестировала модель бартерного кафе. Для того, чтобы принять участие нужно было принести любой продукт из предложенного списка и получить взамен готовый вкусный ужин. Участники сами подбирали меню и сами готовили для гостей.

Посетители приносили минимум один продукт из списка и получали за это готовую пищу. После закрытия кафе участники получили чистую выручку, выраженную в продуктах питания. Вознаграждение за труд/ гонорары получили все участники кооперации в виде продуктов с очень коротким сроком хранения. Остальные продукты решено было вложить в производство, часть которых передали для Кафе «Неликвид» — экологическая вариация бартерного кафе.

27 февраля 2016 года в рамках фестиваля документального экологического кино «ECOCUP» в ЦТИ Фабрика был показан фильм «Занимайтесь кухней, а не войной/ Waste Cooking» после чего по задумке организаторов фестиваля зрителей ожидал перформанс – ужин из объедков, предложенный организаторами Фестиваля Ольгой Шалдовой и Анастасией Лаукканен (EcoCup) под шефством прекрасной Светланы Хакимовой.

Творческое объединение "Летучая корпорация". 2016 г.

Творческое объединение «Летучая корпорация». 2016 г.

Фабричный эксперимент проходил по мотивам практики «Летучей Кооперации» — с бартерным кафе, когда зрителя могли принести один из предложенных продуктов и получить в замен готовый ужин, в «экологической версии» предлагалось принести продукты, которые по той или иной причине не будут съедены и скорее всего отправятся в мусорку. Сам фильм повествует о том, как австрийский активист Давид Гросса, путешествуя по Европе с раскладной кухней, готовит из того, что обычно выбрасывается и угощает всех, кто может рискнуть такое попробовать – залежавшиеся продукты из холодильника обычных городских жителей, фермерские продукты, которые не подходят «эстетическим» критериям супермаркетов, недоеденные блюда в парламентской столовой в Бельгии, рыба в портовых городах Голландии.

Художник построил дом из спагетти. От инсталляции исходили типичные ароматы итальянской кухни: базилика, орегано, тушеных томатов и оливкового масла. Читать далее.

Согласно статистике 1/3 часть нормальной еды идёт на выброс. Это становится возможным благодаря политическому лобби образовавшейся системы – производители стремятся заработать больше, удерживая завышенные цены на продукты питания — всё что не было продано под строгим контролем уничтожается за охраняемыми дверями, так как это совсем не дело отдавать нуждающимся то, за что другие платят деньги. Согласно законодательству некоторые стран продукты с истёкшим сроком годности должны быть утилизированы. «- Конечно! Я не хочу есть испорченные продукты!» воскликнет любой из нас и будет прав. Но при этом не учитываются некоторые моменты: 1) цены иногда выше покупательной способности населения; 2) в основном нет никаких скидок на продукты, подходящие к концу срока годности; 3) что делать с теми продуктами, которые не портятся сразу на следующий день после истечения срока годности и из-за особенностей этого продукта его ещё можно употреблять в пищу.

Подобная организация процесса приготовления и поглощения пищи в эксперименте бартерного кафе «Летучей Кооперации» является радикальной альтернативой существующему капиталистическому способу производства.

Бермет Борубаева для artandyou.ru

© 2016 artandyou.ru и авторы