Чтобы иметь определенный статус художник, и произведение искусства им созданное, должны получить соответствующее признание в границах художественной среды, «мира искусства», представленной целой системой арт-институтов со своей строгой иерархией. Профессиональное сообщество во многом формирует суждение о качестве художественных проектов. От этого зависит карьера художника на арт-рынке.
Художник в одиночку не может добиться того влияния, которое ему может дать сотрудничество с известным дилером, знаковым учреждением, например музеем, положительные оценки критиков, престижные премии и участие в биеналле.
Карьера художника зависит не только от его творчества, но и от того насколько он интегрирован в арт-сообщество. Чтобы понимать творчество коллекционер должен обладать минимальными знаниями об искусстве, а на это необходимо время. Оптимизируют понимание значимости художника: стоимость его работ на аукционах, сотрудничество с галеристами, имидж и известность художника. Цена формируется: рейтингом автора, который складывается из сотрудничества с галеристами, уровнем проводимых выставок, публикациями в книгах и так далее. Уровень цен на художника определяет статистика аукционных торгов, а галереи, художественные ярмарки и биеннале задают моду, определяя наиболее интересных художников. Успешная карьера художника на арт-рынке = покровительство влиятельной галереи + удачные торги на аукционах + интенсивное паблисити в СМИ.
У общества нет времени на подробное изучение художественных процессов, и даже самого творчества художника. Брендинг становится актуален во всех сферах жизнедеятельности человека, поскольку именно бренд ускоряет процесс идентификации. Бренд аукционного дома, галериста, художника, обеспечивает подтверждение статуса и вкуса. Покупатель, который в конечном итоге своими действиями формирует рынок искусства, полагается не на собственный выбор и знания, а на мнение галериста или аукционного дома. Большую долю современного мирового рынка составляют не товары, а услуги. То же самое отражается и на арт-рынке, который формируют не сами художники и произведения искусства, а компании, оказывающие различного рода услуги. Иными словами, высокие цены на творчество художника – это результат карьеры в арт-бизнесе, которую можно представить в виде следующей схемы:
В условиях современности, главное не столько продвижение произведения искусства, сколько его автора. Информация о художнике, его бренд влияют на его признание.По мере того, как формируется карьера художника, растет и рыночная стоимость его работ. Галеристы и кураторы могут быть более толерантными к тому, что делает художник, если это художник с именем. Однако, авторы без имени и выучки арт-рынком тоже не проигнорированы. Кто такие художники-аутсайдеры, как они продвигаются на арт-рынке читайте здесь