Арт-резиденции, которые платят художникам и как в них попасть?


Зарубежные арт-резиденции, специализирующиеся на современном искусстве, условия участия и возможные риски, подготовка портфолио.

Cité-internationale-des-arts

Часто художники считают, что главное в их карьере – продавать работы. Продажи – это, конечно, свидетельство успеха, но эта форма успеха не для всех. Во-первых, не для художника в начале карьеры. Во-вторых, не для художника, делающего инсталляции, лэнд арт, технологическое искусство, перформансы, партиципаторное искусство, исследования и так далее, потому что эти практики не имеют ярко выраженной коммерческой ориентации. В отличии от картин, такое искусство достаточно проблематично продать. Для этих художников есть другой путь монетизации – институции, фонды поддержки современного искусства, культурные центры и музеи. Они могут быть частными, муниципальными, государственными, корпоративными, artist-run (самоорганизации художников). Институции занимаются многим,и в числе прочего дают гранты под проводимые ими программы. Арт-резиденции – это разновидность таких программ.

Зарубежные гранты и конкурсы для художников. Читать далее.

В данной статье речь пойдет о зарубежных институциях. У нас есть прекрасные резиденции, действительно важные в продвижении художника, предлагающие финансирование, но их мало. Особенно которые проводили бы открытые конкурсы. За пределами России – это обычно 250 объявлений о приеме заявок в арт-резиденции в год, в России – вряд ли больше 20. А в каждом конкретном случае (например, если проект посвящен биоарту, или танцевальному перформансу, или активизму) за границей найдется порядка 30 возможностей, в то время как в России, может быть, две-три.

Поскольку выбор зарубежных арт-резиденций больше, я призываю учить английский и подаваться туда. Это хорошая возможность получить не только деньги, но и профессиональное признание. А когда будет много признания – тогда, глядишь, и продажи подтянутся. Но необходимо тщательно подготовиться и составить стратегию, куда вы хотели бы поехать и для чего?

Виды арт-резиденции

Одни резиденции сами приглашают конкретных интересных им художников, другие объявляют открытый конкурс (open call), подать заявку на участие в котором может каждый. Именно о таких институциях/резиденциях/фестивалях, которые объявляют опен колл, отбирают участников своих программ и, более того, оплачивают участие, пойдет речь далее. Это может быть оплата дороги, питания, проживания, мастерской, продакшена и гонорар, частично или полностью.

Арт-резиденции бывают долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные, как магистратура или второе высшее образование. Аналоги – наши ИСИ, База, Родченко, Свободные
мастерские. Туда едут на год или два, и это очень хороший международный старт. В моем списке все они нидерландские (обучение ведется на английском): Rijksakademie, De Atelier, Академия Яна ван Эйка.

Сконцентрируемся на краткосрочных, так как их большинство. Это, как правило, 2-3 месяца, объявлены тема и медиа.

Идеальная арт-резиденция находится в интересном здании, вокруг вдохновляющий (все равно — пасторальный или урбанистический) пейзаж, внутри удобные красивые комнаты и мастерские. Собирается 10-20 художников, все работают над
своими проектами, много и интересно говорят об искусстве друг с другом и с приглашенными художниками, критиками, кураторами, галеристами, ходят вместе в музеи и галереи. Бывает, что приглашается известный повар, чтобы участники вели неспешные интеллектуальные беседы за ужином. Иногда резиденция заканчивается выставкой или какой-то другой формой презентации, но необязательно. Главный итог такой резиденции – расширение кругозора и нетворкинг. За всю эту красоту участникам не только возмещают все расходы, но и
платят гонорар. Примеры – Фонд Камарго в Кассисе, Headlands в Сан-Франциско, Фонд Больяско в Генуе.

Арт-резиденция фонда Больяско в пригороде Генуи. Photo by John Hall.
https://bfny.org/en/about

90 % резиденций скромнее. Чаще это небольшой центр современного искусства, иногда в большом городе, а иногда и в глухой деревне; вовлеченные в проект организаторы, общение с которыми так или иначе развивает; интересные соседи; приглашаются местные кураторы, тьюторы, менторы, художники или активисты (иногда знаменитые, иногда не очень); результатом может быть как законченная работа, так и исследование или просто нетворкинг. Вот примеры – на Тайване, в Ирландии, в США, в Бельгии, в Австрии.

Академия Шлосс Солитюд за тридцать лет с момента своего открытия поддержала 1400 молодых
художников из 120 стран мира. Фото Frank Kleinbach.
https://www.akademie-solitude.de/en/

Можно предположить, что признанные художники едут в резиденции получше, начинающие – в резиденции похуже. Нет, это не так. Иногда в опен коллах указывается, каких художников они хотят у себя видеть (emerging — начинающий,
mid-career -продолжающий и established — признанный), иногда нет. Часто зрелые и молодые находятся в одном пространстве, взаимно влияя друг на друга и обогащаясь.

Есть резиденции и гранты для художников всех направлений, а есть специализированные: для технологического искусства, саунд арта, изобразительного искусства, лэнда арта, перформанса. Сделанную работу можно привезти домой, можно с ней поучаствовать в выставке или фестивале, можно оставить на месте и привезти документацию (сайт специфик или лэнд арт).

В лаборатории Future Lab центра Ars Electronica художники осмысливают будущее, связанное с
цифровыми технологиями. Фото Florian Voggeneder. https://ars.electronica.art/futurelab/en/about/

Самоорганизованные резиденции. Могут быть менее «богатыми», но в самоорганизациях градус творческого взаимодействия очень высок. Поэтому к ним однозначно стоит присматриваться.

Сейчас появляются онлайн резиденции. Это хороший вариант. Вы в своей привычной обстановке работаете над проектом (своим или предложенным организаторами), обсуждаете его с профессионалами на английском языке, дорабатываете, соблюдаете дедлайны. Это просто полезная тренировка, причем
вам за нее платят. Примеры — Онлайн резиденция для художников, работающих с природными материалами, резиденция в инстаграме для цифровых художников. Даже перформанс резиденции бывают онлайн!

Подборка 10 необычных арт-резиденций. Читать далее.

Бюджет и оплата участия в арт-резиденции

Поскольку мы рассматриваем только те резиденции, которые
объявляют опен колл, отбирают участников своих программ и платят им деньги за участие и не говорим сейчас о резиденциях, которые берут с участников деньги – самая распространенная модель, когда организаторы оплачивают участникам дорогу, питание и проживание. Реже предлагают бюджет на производство, и еще реже – гонорар. Если
питание не предлагается, то дают стипендию, в среднем это 750 евро в месяц. Большие гонорары на программах art&science: например, за художественное осмысление квантовых технологий или молекулярной биологии могут предложить не только возмещение всех расходов, но и 4000 евро в месяц и даже 5000 евро в месяц.

Арт-резиденции
Жилая студия в финской резиденции HIAP находится в помещении бывшей фабрики проводов. Photo by Sergio Urbina / HIAP. https://www.hiap.fi/residency/

Самоорганизованные резиденции могут иметь мало финансирования. Я помню случай, где участнику оплачивали дорогу в размере 150 евро и размещали в квартире организатора.

Что может пойти не так?

Иногда бывает, что участники сталкиваются с плохими бытовыми условиями (несколько человек в комнате, туалет на этаже) или дают мало денег и приходится экономить. Бывает, что программа управляется «для галочки», и тогда участника посещает чувство одиночества, невостребованности, бессмысленности происходящего. Поэтому я советую внимательно читать объявления и изучать сайт институции. Подчас такой поворот событий можно предугадать и заранее подготовиться или вовремя отказаться, но иногда, увы, – нет. Если вы оказались в такой ситуации – то постарайтесь сосредоточиться на работе!

Как подготовиться к арт-резиденции?

I Проведите исследование

Важно читать интервью с теми художниками, которые вызывают у вас уважение, изучать их CV, в какие арт-резиденции они ездили, фестивалях/конкурсах участвовали. Посмотрите, куда из этого списка объявляют опен коллы. Составьте пул подходящих вам арт-резиденций. Я бы разделила потенциально подходящие мне институции на три категории:

1. резиденция мечты,

2. вот сюда я тоже хочу

3. если не будет других проектов.

Обязательно включите и российские институции. Полистайте мои объявления, пусть даже с прошедшими дедлайнами, полазьте по сайтам организаторов. Что из этого вам бы подошло?

Куратор Алиса Багдонайте про то, как проходит отбор, на что художникам стоит обращать внимание при подаче заявки в арт-резиденцию Выкса. Читать далее.

II Составьте календарный план

Составьте план ближайших опен коллов на год, а лучше на два, чтобы знать, когда и куда писать заявки. Подпишитесь на e-mail рассылку институций, которые вам интересны, чтобы не пропустить опен колл. Систематизируйте свои проекты и творческие задумки. Тогда станет более понятно, какие арт-резиденции и опен коллы под какие проекты подходят.


III Соберите портфолио и подайте заявку
Многие художники считают, что очень трудно и муторно подавать заявки. Ну, если настроиться, это дело можно осилить. Как-то же справляются с этой задачей творческие люди из других стран.
Подготовьте CV и портфолио. С CV все понятно, а вот с портфолио бывают проблемы. Иногда этот ценнейший документ, фактически паспорт художника, выглядит так: накиданы разные слайды из разных презентаций, то синий фон, то зеленый, то горизонтальный формат, то вертикальный, то русский язык, то
английский. И таких 50 страниц. Вот так не делайте! Эту кашу надо причесать.

Соберите два варианта – 10 и 20 страниц, отредактируйте, сделайте красиво и понятно. Чтобы читающий получил ясную картину вашего творчества. Задачка посложнее – это описание проекта, план-график работ и предварительная смета. Описание проекта — между прочим, очень нужный текст не только для того,
кто будет там в Европе читать вашу заявку. Вы сами лучше будете представлять свой проект, приблизитесь к его реализации. А план работы и смету просят нечасто, в основном для проектов в области технологического искусства. И никто их за вас не составит и не посчитает.

Арт-резиденции
В центре медиаискусства ZKM в Карлсруэ ученые и программисты помогают художникам работать с самыми новейшими технологиями. Фото Uli Deck. https://zkm.de/en/research-production

Иногда просят мотивационное письмо – в нем надо написать, почему именно эта резиденция вам нужна и какую пользу именно вы им принесете. Дайте почитать свои тексты другу, а лучше нескольким. Вам-то все кажется четким и понятным, а воспримут ли это так же другие? И финальный штрих — покажите тому, кто свободно говорит по-английски.

Чтобы разрядить обстановку, скажу, что на самом деле у половины арт-резиденций очень простая заявка – кроме фамилии и контактов, им нужны только описание проекта, краткие CV и портфолио.

И самое главное. В арт-резиденции художник получает не только деньги, нетворкинг, строчку в CV и впечатления от другой страны. Самое главное – он концентрируется на своем творчестве, говорит о нем 24/7, причем с разными аудиториями, профессиональными и любительскими. Это мощный толчок для развития.

Текст: Болмотова Олеся исследует арт-резиденции и публикует бесплатные опенколлы для художников — гранты, стипендии, арт-резиденции, конкурсы, фестивали, образование на своей странице в Instagram здесь

avatar