Кристо и Жанна-Клод


На 85 году жизни скончался художник Кристо, пережив свою возлюбленную Жанну-Клод на 11 лет. Они прославились на весь мир проектами обернутых зданий.

b24268777101231c268c9f9cd82197c9f35448c6

Кристо Владимиров Джавачев (1935–2020) и Жанна-Клод Денат де Гийбон (1935–2009), вместе известные как Кристо и Жанна-Клод прославились на весь мир своими проектами обернутых зданий. Они полностью оборачивали Пон-Неф в Париже, Рейхстаг в Берлине, острова в Флориде.

Важно, что в отличие от большинства проектов современных художников, которые щедро спонсируют разного рода фонды, гранты и бренды, Кристо и Жанна-Клод всегда поддерживали свои проекты самостоятельно, не принимая спонсорство любого рода.

Кристо (при рождении Христо Владимиров Явачев) родился в семье болгарских промышленников и сам описывал себя как «образованного болгарского марксиста, который научился использовать капитализм для своего искусства».

На согласование проектов Христо и Жанны-Клод могли уходить десятилетия, но расходы художники покрывали за счет предварительной продажи эскизов, рисунков и коллажей. Все их проекты также было очень экологичны, потому что делались из перерабатываемых материалов.

Кристо и Жанна-Клод ищут локацию для нового проекта
Кристо и Жанна-Клод ищут локацию для нового проекта

Кристо стал оборачивать бутылки и банки с 1958 г. Они оказались подходящим рабочим материалом из-за их скульптурного эффекта и низкой стоимости. Вскоре художник начинает использовать бочки.Если обернутые банки и бутылки были
сопоставимы с классическими натюрмортами, то колонны из бочек в силу их размера в сочетании с размещением в группах имели больший эффект. В 1961 г. Кристо впервые установил колонну из бочек во дворе за своей мастерской в доме 14 на улице Рю де Сен-Сенох (Rue de Saint-Senoch). Кристо вынес бочки, которые предварительно собрал и вычистил, во двор, сложил их друг на друга, сфотографировал и, наконец, разобрал.

oil barrels
Нефтяные бочки 1961 г.

Волей судеб или по чистому совпадению его следующая студия оказалась расположенной рядом с огромным двором, который использовался для хранения бочек, которые Кристо
мог использовать. Новое открытое пространство оказало непосредственное влияние на его работы, особенно в их размерах. Он складывает несколько бочек вдоль автострады, обращая внимание водителей к их окружению через временное
художественное окружающей среды.

Колонна из бочек,1967 г.

Встреча с Жанной-Клод

Жанна-Клод, родившаяся Жанна-Клод Мари Денат, родом из французской военной семьи. Жила в Касабланке, Марокко, училась школах во Франции и Швейцарии. И если Кристо считался мечтателем, то Жанна-Клод была «непростой штучкой» называла его Дон Кихотом. Как бы то ни было, вместе они создали не просто крепкую пару, но и успешный творческий дуэт.

В 1961 году, через три года после встречи в Париже, Кристо и Жанна-Клод стали создавать произведения искусства в общественных местах.

Кунстхалле в Берне

Обернутый Кунстхалле 1968 г.
Обернутый Кунстхалле 1968 г.

Первое здание, которым художникам удалось обернуть полностью стал музей в г. Берн Швейцария. Это произошло в 1968 году в сотрудничестве с легендарным куратором Харальдом Зееманом – первопроходцем в институционализации ленд-арта,
арт-повера, акционизма, перформанса. Июль 1968 года ознаменовал пятидесятую годовщину музея, и мероприятие было отмечено международной групповой выставкой экологических работ двенадцати художников. Будучи одним из десятка участников, Кристо и Жанна-Клод ничего не показали в музее, но буквально упаковали всю выставку.

Мост Пон-Неф в Париже в 1975-1985

Обернутый Пон-Неф, 1976
Обернутый Пон-Неф, 1976

22 сентября 1985 года группа из 300 профессиональных работников завершила временное произведение искусства Обернутый Пон-Неф. Веревками обвязала 41 800 м2 тканной полиамидной ткани на поверхности моста и поддерживали основные формы, подчеркивая рельеф, пропорции и детали старейшего Парижского моста, соединяющего левый и правый берега и Иль-де-ла-Сите.

1980-1983 Обернутые острова в Майями

Обернутые острова в Майями, 1983
Обернутые острова в Майями, 1983

В 1983 году одиннадцать островов, расположенных в заливе Бискейн, Большой Майами, были окружены 603 870 м2 плавающей розовой тканой полипропиленовой ткани, покрывающей поверхность воды и простирающейся от каждого острова в залив.

После встречи с тогдашним губернатором Флориды Бобом Грэмом и его кабинетом, Кристо моментально соглашается арендовать затопленные земли вокруг 11 островов за 12 827,08
долларов США. С апреля 1981 года несколько адвокатов, инженеров, строителей, а также ученые (морской биолог Анитра Торхауг, орнитологи Оскар Овер и Мери Каммингс, эксперт по млекопитающим Даниэль Оделл) работали над подготовкой Островов. В частности, перед проектом при участии морских и сухопутных команд с территории было вывезено около сорока тонн различного мусора, который включал двери холодильника, шины, кухонные раковины, матрасы и оставленную лодку.

Все, кто жил здесь в 1980-х годах, помнят эти 14 дней, которые потрясли мир. По крайней мере, мир искусства и поп-культуры. Острова, простирающиеся на 11,3 км, обращали на себя внимание общественности с воздуха, моря и суши.

Яркий розовый цвет блестящей ткани гармонировал с тропической растительностью необитаемых зеленых островов, светом неба Майами и цветами мелководья залива Бискейн.

Окруженные острова, рисунок 1982 г.
Окруженные острова, рисунок 1982 г.

«Обернутые острова» совершенно бесполезны, абсолютно иррациональны: речь идет о физическом удовольствии, а также о том, что я чувствую себя как художник, борясь за создание чего-то, что радует в первую очередь меня самого» — Кристо.

Обернутый Рейхстаг в Берлине 1971-1995

Обернутый Рейхстаг, 1995 г.
Обернутый Рейхстаг, 1995 г.

Проект по обертыванию Рейхстага по первончальной задумке должен был виднеться с западной и восточной части разделенного Берлина. Но на согласование у художников ушло несколько десятилетий. Проект был завершен в июне 1995 года, когда Берлинская стена уже пала. 24 июня 1995 года 90 альпинистов и 120 монтажников окутали серебристой тканью и синими веревками, подчеркивая особенности и пропорции внушительной конструкции. Здание стояло обернутым 14 дней, все материалы были переработаны.

В октябре 2020 художник планировал обернуть Триумфальную арку в Париже, проект над которым он работал более 60 лет, но открытие в очередной раз было перенесено из-за пандемии короновируса. Тем не менее, планируется ретроспектива в музее Помпиду.

Источник: Foundation Christo Jeanne-Claude