Группа художников и активистов «Общество Радек», названная в честь Карла Радека — революционера, деятеля международного социал-демократического и коммунистического движения возникла из учеников Школы современного искусства Авдея Тер-Оганьяна и просуществовала 7 лет, с 2000 по 2007 год. Радек были участниками Manifesta 4 в 2002 году, 1-ой и 2-ой Пражских биеннале в 2003 и 2005 годах.
Ее члены Максим Каракулов, Александр Корнеев, Петр Быстров, Павел Митенко, Андрей Сергиев, Валерий Чтак, Давид Тер-Оганьян, Алексей Булдаков по возрасту годились в сыновья акционистам 1990-х, и в тоже время они стали делать свои акции, когда инфраструктуры современного искусства еще не было и арт-среда оставалась независимой и экспериментальной. Можно сказать, что Общество Радек была одной из первых художественных самоорганизаций в России.
Разумеется, Общество Радек никогда не являло собой сколько-нибудь иерархическую структуру — это ведь было самопровозглашенное товарищество, анархистская ячейка — комментирует один из участников группы Петр Быстров — когда возникла возможность участия в серьезных выставках на Западе, и надо было срочно как-то назваться, то Осмоловский (*информация касается иностранного агента Осмоловского Анатолия Феликсовича) сказал, зачем изобретать велосипед, вы можете взять имя, которое уже есть, оно имеет бэкграунд, и оно соответствует вашим идеям. Поэтому мы взяли Радек и добавили комьюнити, что имело ввиду нашу численность — 8 человек, которые не претендуют на то, чтобы подписывать акции своими именами. Мы мыслили себя тогда как коллективное тело или по выражению Сартра — группа-в-слиянии.
Я сразу ощутил, что это нетипичная молодежь. Но необычная по-необычному, и это было очаровательно: инфантильные, маленькие, смешные малолетние нахалы, за которыми ничего не стоит, с писклявыми голосами… И тогда я подумал: «О, это МЫ!» — признавался в своем последнем интервью Валерий Чтак (1981-2024)
Акции Общества Радек стали историей российского современного искусства и могли быть осуществимы лишь в тех координатах пространства и времени. Их деятельность совмещала яркую перформативность акций с интеллектуальной рефлексией относительно самой роли художника в современном мире. Перформансы ОР характеризовались практическим анализом готовых форм социального высказывания, — будь то демонстрация, голодовка, вечеринка или рок-концерт. Художники примеряли на себя роль пикетчика (Голодовка без выдвижения требований, 1-я Пражская биеннале современного искусства), политического манифестанта (Демонстрация, биеннале Манифеста 4, Франкфурт-на-Майне), модника (Скотч-пати; Музей МАК, Вена); популярного рок-музыканта (музыкальная группа I wanna Kiss you, серии концертов в московских клубах Бункер, Третий Путь, и т.д.).
К 25-летию общества вместе с Петром Быстровым рассказываем о наиболее ярких из акций, а также что стало с ее участниками сегодня.
Manifestations (Демонстрация), 2001-2002

Над толпой пешеходов, собравшихся перед наземным переходом в ожидании зелёного сигнала светофора иногда в количестве нескольких сотен, внезапно развертываются транспаранты (выполнены Давидом Тер-Оганьяном) с различными, большей частью абсурдистскими, лозунгами (автор некоторых, таких как Sex Marx Karl Pistols — писатель Дмитрий Пименов), создавая эффект бурной демонстрации. Спешащие перейти дорогу люди, не знающие друг друга и не обладающие никаким подобием единства мнений о чем-либо, внешне, за счёт ярко-красных полотнищ, поднятых над их головами, маркированы как единая толпа манифестантов. Таким образом, становится очевидной манипуляция любой сигнификации толпы с помощью сильного «знака», — когда нейтральному явлениию среды вдруг атрибутируется «политическая воля».
Скотчпати 2001-2002

Вечеринки скотча — были задуманы как экспериментальная форма «готовой моды», — то есть, такого явления, когда молодёжь собирается вокруг какого-то одного фетиша, составляющего фундамент их общности: доски с колёсами (скейтеры), мотоцикла (байкеры), уличного танца (брейкеры). В данном случае, основой выступал моток цветной липкой ленты — скотча, который отвечал и за яркие краски, и за звук (разматываемая лента) и, главное, за «общность»: при помощи скотча создавались не только причудливые футуристические костюмы, но и достигалась телесная близость, когда приматываешься друг к другу практически намертво. Короче, скотч выступал идеальным инструментом групповой коммуникации.
Голодовка без выдвижения требований, 2003-2004

Акция была реализована трижды: в Москве, в Зверевском центре, в начале лета 2003 г. в составе многочисленнной группы голодающих, с манифестом и жарким круглым столом; затем несколькими участниками Общества Радек — в палатке напротив входа в 1-ю Пражскую биеннале современного искусства; и мною сольно — на групповой выставке в Братиславе, в Словакии, в 2004. Суть идеи — исключив какие-либо требования, то есть, основной мостик связи манифестанта и властей, к которым он апеллирует, отказаться от любой версии диалога с властью. Голод освобождается от инструментальной функции, и длится столько, столько этого желает голодающий. Коллективная голодовка в Москве длилась несколько дней.
Многие из коллективных идей так и не были воплощены, и пришедшая слава и последовавшие приглашения кураторов в крупные международных проекты совпали по времени с фактическим распадом комьюнити. С этим связан «архивный» период многочисленных экспозиционных проектов, исследующих, в том числе, феномен коллективного творчества (Disobedience, Kunstzentrum Kreuzberg, Берлин; Collective Creativity, Музей Фридерицианум; Кассель, Музей Ванаббе, Эйндховен, и др.).

С какого-то момента деятельность группы носила мистифицирующий и самомистифицирующий характер. В частности, это было связано с токсичным запросом кураторского сообщества западных институций на «левое искусство». И как бы ответа нашего в виде совершенно разных эскизов, экспромтов, наборов идей, которые под шапкой общества Радек все еще опознавались как левацкие — так формулирует сегодня одну из причин распада группы Петр Быстров.
В финале своей деятельности по приглашению куратора и для премьеры на Стамбульской биеннале (2007) и тогдашнего директора музея современного искусства Сан-Франциско — Хо Ханру — двумя участниками группы, Алексеем Булдаковым и Петром Быстровым, был создан автобиографический фильм художников «Вечеринки без трусов / Pantless Parties», смонтированный на материалах более чем 40 часов бытовых и документальных видеоматериалов, знакомящий зрителя с самобытным феноменом самоорганизованного сообщества (шорт-лист Премии Кандинского в номинации Медиа-арт, 2007; шорт-лист Премии Инновация в номинации Молодой художник, 2008).
В 2016 режиссёр Михаил Местецкий завершил съёмки и представил зрителю полнометражный дебют: фильм «Тряпичный союз», сюжетные линии которого отсылаю к событиям, художественным акциям и линиям отношений внутри Общества Радек. И хотя эта картина не является байопиком, в киноперсонажах угадываются прототипы: художники Давид Тер-Оганьян, Максим Каракулов, Валерий Чтак, Пётр Быстров.
Общество Радек после распада

Из сообщества индивидуальностей, чей почерк проявился в широком диапазоне жанров, техник и стилистик, наибольшего успеха как соло художник добился, по-видимому, Валерий Чтак (1981-2024), в своих работах обращавшийся к разнообразной символике и эстетике поп-культуры.
В нашем поколении, едва ли, кто достиг большей славы «при жизни» — продажи, интервью, упоминания. Вообще, какой-то близкий к идолу, статус Чтака возник быстро и сохраняется по сей день. — считает Пётр Быстров.
Алексей Булдаков (1980) в 2010-е работал с составе группы «Лаборатория городской фауны», или ЛГФ, после перешел к индивидуальной работе.

Петр Быстров (1980) создал уникальную авторскую технику «скобогравюры» работы на дереве с использованием металлических элементов и мусора. Работы Петра Быстрова находятся в коллекции Газпромбанка, Государственном центре современного искусства (Москва) и других собраниях.

Максим Каракулов (1977) — автор идеи акции Демонстрация, ставшей на долгие годы визитной карточкой Общества Радек. Создатель и разработчик первого российского сервиса безвозмездного дарения Дару — Дар. Пионер и организатор многочисленных флэшмобов в городской среде. В настоящее время руководитель направления роста звёзд VK.
Опыт участия в коллективном проекте Общество Радек Каракулов вынес во все свои последующие инициативы в социальном пространстве, будь то сервисы безвозмездного дарения, флэшмобы или, как сейчас, агрегатор звезд в рамках VK. Так эксперименты одной из первых в России художественных самоорганизаций получили измерение социального сервиса.

Проект Петра Быстрова Художник — в моде

Отдавая дань личности автора, выступающего не как священнодействующий отшельник, равно и не как дизайнер пространств, но вовлеченный в социальный обмен генератор визуальных смыслов, Пётр Быстров создал проект Художник — в моде, цель которого состоит в популяризации художника как персонажа (а не его отдельного произведения). Портрет героя в виде вышивки располагается на груди футболки или свитшота, подобно селебрити или кумиру.
Второй выпуск проекта Художник — в моде (2025) посвящён ключевой фигуре Общества Радек и — одновременно — 25-летнему юбилею со дня основания сообщества, экс-художнику Максиму Каракулову.

