Симон Мраз: "Русское искусство заслуживает быть среди лучших"


Симон Мраз - директор Австрийского культурного форума в Москве, организатор художественных проектов, куратор. В 2015 куратор проекта Надежда / Hope. Российские промышленные города глазами художников. 

1
@Daniel Bachler, Teresa Marenzi

Симон, выставка «Надежда / Hope» одна из лучших выставок про Россию, которые я видела в Москве в последние годы! Это так важно, когда искусство может сказать о стране и ее людях в такой искренней и захватывающей манере. Как родилась идея выставки и к чему относится название «Надежда»?

Мое глубочайшее убеждение, что в регионах России скрываются несметные культурные богатства — как с позиции их наследия, так и современности. Они говорят нам о России, но также и о Европе, Штатах, историческом и культурном развитии в целом.

На прошлой Московской биеннале мне довелось сделать арт-проект о первом ядерном ледоколе «Ленин» в Мурманске. Целью проекта было вновь открыть этот корабль, как и Мурманск, с художественной точки зрения. Если хотите можете считать, что мой проект о русских промышленных городах — это продолжение.

Идея проекта «Надежда» родилась в Магнитогорске — удивительном городе, в который я ездил три года подряд как в первый раз. На мой взгляд, история города, его архитектурное богатство крайне интересны, невероятный источник вдохновения для творческого человека. Мне кажется очень важным видеть и понимать места вроде Магнитогорска, как значимые с позиций культуры. В этом смысле, мой проект — это вклад в изменение мировоззрения и я убежден, что я на верном пути.

Что до названия, я верю, что искусство — это двигатель и я верю в художников и места, в которых я работаю. То, как я открываю их для себя очень близко в своей сути к надежде, поэтому когда я впервые увидел фотографию Елены Чернышевой, участницы нашего проекта, изображающую слова «надежда» в индустриальной зоне Норильска, я понял — это будет названием выставки.

Расскажите, пожалуйста, немного про художников, участвовавших в проекте. По какому принципу вы их отбирали?

Я стараюсь вовлекать как русских, так и западноевропейских художников в наши проекты. Учитываю мою службу в Австрийском Культурном Форуме у нас всегда участвуют австрийские художники, но благодаря нашим европейским партнерам, таким как Институт Гетте и Посольства Дании и Нидерландов, мы впервые смогли пригласить художников и из других европейских стран.

Идея заключалась в том, чтобы предложить конкретный город тому художнику, чьи работы или интересы максимально бы корреспондировались с этим городом. К примеру, в текстильный город Иваново мы старались отправить художников особенно заинтересованных в текстильной теме.

Как живущий в России я традиционно приглашаю русских художников сам, а для выбора иностранных художников я приглашаю куратора-представителя Австрийской культурной институции. В этот раз это был Николаус Шафхаузен, директор Венского Кунстхалле. Такой подход разделения кураторских полномочий сделан для того, чтобы проекты получались интересными и непохожими.

Вы потом планируете показать выставку «Надежда / Hope» в Европе, верно?

Исходя из моих договоренностей с Николасом Шафхаузеном адаптированная версия выставки будет показана в Кунстхалле города Вены в конце 2016, начале 2017 года. Для меня это очень важный аспект. Судя по всему, это будет единственный столь масштабный проект Московской биеннале современного искусства показанный также в ведущей европейской арт-институции.

Как иностранцу, что вам кажется можно узнать о России сквозь призму ее современного искусства?

Я считаю для иностранца — это прекрасный способ открыть для себя страну с художественной точки зрения. Художники не историки и не политические или экономические аналитики, но Художники обладают сверх чувствительностью и склонностью к анализу, у них острый взгляд и они говорят Универсальным Языком выражая себя в неповторимом художественном стиле, а это может рассказать и научить многому. Это верно для всей истории искусств и, конечно, это так и по сей день.

Может ли искусство в целом формировать образ страны, значимый для мирового сообщества?

Искусство существет само по себе, оно не выполняет никакой функции, оно существует, чтобы быть созданным художником, но я верю, что искусство не только формирует имидж страны, все гораздо важнее, оно формирует страну в целом.

Вы человек очень хорошо знакомый с русским искусством. В последние годы мы видим, что Русский павильон на Венецианской биеннале становится все популярнее, интерес к русским художникам растет. Так ли это на ваш взгляд, и если да, то в чем по-вашему причина?

Это так и этому простая причина — Россия в художественном смысле одно из наиболее интересных и важных мест в мире.

Политический кризис может плодотворно влиять на художественное самовыражение, но политический кризис наверное не лучшее, что могло бы случиться с российским арт-рынком. Вы опытный коллекционер русского искусства, вы считаете это хороший инвестиционный инструмент?

Пожалуйста, не называйте меня коллекционером, я просто люблю художников, я живу один, у меня даже прав нету, поэтому я могу позволить себе делить мой скромный заработок с теми, чьи работы мне хочется покупать время от времени. Покупка искусства, как я это вижу, это не вопрос инвестиций, а вопрос страсти, так что извините касательно арт инвестиций, вам стоит обратиться к арт-консультантам, экспертам, их так много вокруг!

Каков ваш прогноз относительно будущего русского искусства, есть ли надежда?

И в прогнозах я тоже не силен, я просто верю, что тяжелый труд приносит свои плоды, я также считаю, что все больше и больше талантливых, увлеченных Профессиональных людей появляется и включается в арт-жизнь России, особенно среди Молодого поколения и это то, что внесет свой вклад в положение русского искусства на международной арене, в попадание на то место, которого оно по праву заслуживает — среди лучших, а я буду стараться привнести свой вклад в это, потому как все мы знаем, что это уже происходит.

Интервью: Катя Карцева.

© 2015 artandyou.ru и авторы

avatar