Кто и зачем "взвинчивает" цены на арт-рынке?


Рынок искусства – это дорога с двухсторонним движением, где с одной стороны продавцы, с другой – покупатели. Равно как продавцы спекулятивно поднимают цены на искусство, покупатели также заинтересованы в том, чтобы их искусство росло в цене. На сегодняшний день, рост цен на искусство определяется именно вторичным рынком перепродажи, где самому художнику мало что достается.

crowd

Рынок искусства  – это  дорога с двухсторонним движением, где с одной стороны продавцы, с другой – покупатели.  Равно как продавцы спекулятивно поднимают цены на искусство, покупатели также заинтересованы в том, чтобы их искусство росло в цене.  На сегодняшний день, рост цен на искусство определяется именно вторичным рынком перепродажи, где самому художнику мало что достается.

Арт-рынок делится на две группы влияния – покупатели и продавцы. И покупатели и продавцы заинтересованны в том, чтобы цены на искусство росли. В свою очередь продавцы – это не только аукционные дома и галереи, но и потенциальные продавцы – сами коллекционеры. На арт-рынке существует понятие » (чистые инвесторы), то есть люди заинтересованные в искусстве исключительно как в способе инвестиции. Основной их мотивацией в приобретении искусства брендовых художников или у брендовых галерей, является то, что суммы эти непременно вырастут. При этом, чем больше денег поставлено на предмет искусства, тем больше шансов на успех. Высокая цена подразумевает долгосрочное вложение. Личный вкус коллекционера становится маркером художественной ценности произведения.

«Когда голливудский магнат Дэвид Гэффен продает за $142,500,000 «Женщину III» Де Кунинга, а «№5» Поллока за за $140,000,000, значит ли это что Поллок имеет меньшее значение для искусства, чем Гэффен проданный на $2, 500 000 дороже?».[1] Действительно в рамках современного общества потребления сумма, заплаченная за произведение искусства, воспринимается в сознании этого общества гарантом культурно-эстетической ценности и важности, которых без этой суммы не было бы. Деньги становятся эквивалентом ценности. Даже если эта ценность не является точно определенной, она представляется без объяснения, цена  — самый главный аргумент.

Как коллекционировать искусство профессионально? Читать далее

Развиваются направления арт-финанс и арт-банкинг, когда консультанты банка помогают своим вкладчикам собрать прибыльную для инвестиций коллекцию. Это подразумевает, прежде всего, вторичный рынок перепродажи, то есть чистую спекуляцию.  Инвестиционные стратегии строятся главным образом на том, чтобы выкупить работы по цене ниже рыночных, и с другой стороны создать максимальные условия для достижения ценового рекорда при возможной перепродаже.  Рост цен на искусство определяется тем, что самих произведений конкретных художников – лидеров рынка, становится все меньше. В данном случае стратегией инвесторов является спекулятивное повышение цен на художника путем обретения как можно большего количества его работ. Коллекционеры и торговцы монопольно скупают рынок определенного искусства, чтобы извлечь из него максимум прибыли.

Инвестиции в искусство. Основные стратегии. Читать далее

Хороших работ на рынке становится все меньше, так как большая их часть оседает в частных коллекциях и музеях. Многие коллекционеры не имеют в своих планах скорую перепродажу своего имущества. Равно как и попав в музей, произведение искусства остается там навсегда. Получается, что продавцы и потенциальные продавцы имеют благоприятные условия для спекулятивного повышения цен на то, что они собираются продать. Ниже на рисунке можно увидеть соотношение цен на перепродажи работ старых мастеров с точки зрения их присутствия на рынке:

2010 Art market trends, Art price report

2010 Art market trends, Art price report

На  рисунке сверху видно, что обратно на рынок чаще всего попадают работы стоимостью до 1 млн. долларов. При этом при дальнейшей перепродаже цены в среднем повышаются до 35%, и очень незначительно понижаются.

Именно покупатели, в конечном счете, влияют на рынок, взвинчивая или обрушивая цены. Опять же большую роль здесь играет мода. Тот резонанс, что создают аукционные дома вокруг очередного ценового рекорда, побуждает остальных покупателей и потенциальных покупателей идти тем же путем.

Где покупать искусство — аукционы, ярмарки, галереи? Читать далее

Самому художнику  обычно такие крупные суммы редко достаются. Так в США цены на искусство с 1990 года по 2007 выросли на 88%. Согласно банку данных Artprice, в 2000 году на всех аукционах было продано всего 77 работ Уорхолла на сумму $29,6 000 000, а в 2010 – перепродано уже 1296 работ – это более чем $200 000 000. Таким образом, объем сделок вырос в 6 раз. Что констатирует общий рост рынка искусства. Стоит отметить, что немалую долю на арт-рынке также занимает теневая его сторона. Многие сделки осуществляются на арт-рынке в черную. Единственным достоверным источником продаж, а значит и объемов рынка, являются аукционы. А значит, реальные объемы арт-рынка могут быть еще больше.

На рисунке снизу изображен рост цен на искусство с 1991 по 2010 год.

art-market

2010 Art market trends, Art price report

Во времена кризисов арт-рынка спровоцированных общим финансовым кризисом, (1990, 2009) арт-бизнес начинает вести более сдержанную политику цен, когда явно прослеживается жесткое падение интереса к изменчивым и трудно прогнозируемым рынкам современного искусства. Этот факт лишний раз констатирует спекулятивный характер финансового арт-рынка. Так, общий объем продаж работ Демиэна Херста в 2009 году оказался в 14 раз ниже, чем в 2008[1].

Долганова Е.А. Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Москва, 2011  © 2011 artandyou.ru и Долганова Екатерина Александровна


avatar