Визуальный образ — это то, что объединяет живопись и кинематограф. Создатели фильмов обращаются к истории искусства, чтобы обогатить эстетическое наполнение своих фильмов чаще, чем мы думаем. Картины художников нередко становятся источником вдохновения для режиссеров, которые с удовольствием цитируют их в своих фильмах. Часто эти отсылки не очевидны далекому от искусства обывателю, но становятся скрытыми сообщениями для зрителя искушенного. Картины могут появляются в фильмах, как оммаж режиссера любимому художнику, но иногда отражают тематику целых сцен, а в некоторых случаях и целых фильмов. Ниже представлена подборка из 10 выдающихся фильмов, объединяющих живопись и кинематограф.
Мечты (1990), Акира Куросава | Пшеничное поле с воронами (1890), Винсент Ван Гог
В этом фрагменте фильма зрителю рассказывается мечта начинающего художника, который застает Ван Гога за рисованием за мольбертом на пшеничном поле. Объяснив, как он потерял ухо, Ван Гог говорит о своей острой необходимости рисовать как можно больше до того, как угаснет дневной свет. Куросава, которому на тот момент было 80 лет, делает здесь четкую метафору, как влияет живопись Ван Гога на его кинематограф — после этого он снял еще два фильма. Герой фильма буквально проходит через несколько других картин Ван Гога, прежде чем вернуться к пшеничному полю, где стая ворон рассеивается по лазурному небу.
Заводной апельсин (1971), Стэнли Кубрик | Прогулка заключенных (1872), Винсент Ван Гог
Цитату на еще одно произведение Ван Гогаможно также увидеть в фильме Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» по одноименному роману Энтони Берджесса. В Лондоне будущего после совершения жестокого нападения главный герой Алекс оказывается в тюрьме, где становится частью эксперимента, направленного на искоренение его жестоких импульсов. В одной из сцен заключенных постоянно водят по кругу. Атмосфера клаустрофобии, создаваемая узкими высокими стенами подчеркивает бесчеловечные условия содержания в тюрьмах, как следствие, неудачную экспериментальную терапию главного героя.
Сияние (1980), Стэнли Кубрик | Однояйцевые близнецы Дайан Арбус, Розель, Нью-Джерси, 1967
Один из самых узнаваемых образов другого фильма Стэнли Кубрика «Сияние» девочки близняшки, терроризирующие зрителя своими жуткими появлениями. Дайан Арбус известна фотографиями людей, выходящих за рамки нормы. Одним из таких примеров является эта культовая фотография пары семилетних близнецовОднояйцевые близнецы Дайан Арбус, Розель, Нью-Джерси, 1967 Кэтлин и Коллин Уэйд, сделанная в 1967 году. Кубрик известен как поклонник работ Арбус, и, хотя это вдохновение не подтверждено, сходство настолько поразительно, что неизбежно несет в себе долю правды!
Психо (1960), Альфред Хичкок | Дом у железной дороги (1925), Эдвард Хоппер
Скрипучий и жуткий семейный дом Бейтсов является центральным образом самого культового триллера Хичкока. Его ветхий вид символизирует упадок семьи, занимающей его. Однако Хичкок придумал это жилище не сам. Чтобы построить и спроектировать свой кинематографический дом режиссер вдохновлялся картиной американского художника Эдварда Хоппера. На картине изображен настоящий готический фермерский дом в Хаверстроу, штат Нью-Йорк, который сохранился до сих пор. Одинокий трехэтажный дом навевает ту же атмосферу, которая пронизывает особняк Бейтсов и прилегающий к нему мотель, в котором герой, блестяще сыгранный Энтони Перкинсом, подсматривает за своей жертвой.
О Шмидте (2002), Александр Пейн | Смерть Марата (1793), Жак Луи Давид
Джек Николсон играет вдовца на пенсии, охваченного недомоганием, безразличием и экзистенциальным страхом. В сцене где персонаж Николсона Уоррен засыпает в ванне, пока пишет письмо, Пейн воссоздает картину «Смерть Марата». Полотно Давида является одной из самых известных картин, посвященных Великой Французской революции и драматизирует кончину революционного журналиста Жан-Поля Марата, которого женщина по имени Шарлотта Корде заколола в ванной. Мрачный посыл картины полностью соответствует фильму Пэйна, который характеризует Уоррена как вечного циника, мало радующегося жизни.
Мария-Антуанетта (2006), София Коппола | Наполеон, переходящий Альпы (1801), Жак Луи Давид
Еще одна картина Жака Луи Давида цитируется в биографическом фильме Софии Копполы о жизни королевы Франции Марии-Антуанетты. Юная королева, которую играет Кирстен Данст, погружается в жизнь, к которой она была совершенно не готова. Коппола, как и Давид, подчеркивает наивность Наполеона, который даже в последние часы своего правления отказывается признать реальность ситуации.
Джанго освобожденный (2012), Квентин Тарантино | Мальчик в голубом (1770), Томас Гейнсборо
Квентин Тарантино полагался на знания художника по костюмам Шерен Дэвис, чтобы сделать персонажей своего вестерна запоминающимися. Джейми Фокс, играющий главного персонажа, надевает синий костюм лорда Фаунтлероя, когда Джанго выступает в качестве официального охотника за головами. Прочитав описание синего костюма в сценарии, Дэвис вспомнила знаменитую картину британского художника.
Меланхолия (2011), Ларс Фон Триер | Офелия (1851), Джон Эверетт Милле
Работа художника-прерафаэлита, сделанная в 1851 году к пьесе Шекспира «Гамлет», явно послужила источником вдохновения для афиши фильма и сцены, которая также появляется в течение нескольких секунд в прологе «Меланхолии» с Кирстен Данст в образе Офелии.
Нимфоманка (2013), Ларс Фон Триер | Тереза на скамейке (1939), Бальтюс
Образ героини для своей эротической драмы Ларс фон Триер мог позаимствовать из картин Бальтуса, французского художника, который на протяжении шести десятилетий, вплоть до девяноста двух лет, изображал девочек в достаточно сомнительных с точки зрения морали позах.
Девушка с жемчужной сережкой (2003), Питер Веббер | Девушка с жемчужной сережкой (1665), Йоханнес Вермеер
Наконец, фильм, полностью посвященный картине. «Девушку с жемчужной сережкой» называют «Голландской Моной Лизой», одним из самых замечательных портретов в истории искусства. Хотя личность соблазнительной, но сдержанной модели остается неизвестной, исторический роман Трейси Шевалье 1999 года представляет собой вымышленный рассказ о создании картины. Книга легла в основу фильма с Колином Фёртом и Скарлетт Йоханссон в главных ролях. В центре внимания молодая горничная Вермеера. Девушка Гриет никогда не существовала, но персонаж символизирует расцветающую чувственность фигуры на портрете Вермеера.
Итак, живопись и кинематограф подчас идут рука об руку. В конечном итоге камеры и кисти служат для одной и той же цели: отображать реальность, подобную нашей, или ту, которую мы иначе не смогли бы увидеть.