Цвет — самая очевидная особенность живописи, ее определяющее качество. Однако цвет довольно широко используется и в рисунке, и в гравюре; это обстоятельство, как известно, служит причиной того, что цвет не признается разделяющим моментом для живописи и графики как видов искусства.
Работа цветными, то есть по преимуществу живописными, материалами — акварелью, пастелью, гуашью,— на бумаге, то есть на материале исконно графическом, создает проблему: чем считать такие произведения — живописью или графикой?
Н.Волков писал: «Для цветной, точнее, полихромной графики я поставил бы неразрешимый пока вопрос как: почему она графика, а не живопись? Почему цветные литографии Тулуз-Лотрека графика, а его пастели — живопись? Почему пастель Врубеля «Портрет жены» помещена Русским музеем в отдел графики? Переходные явления? Но так как они существуют и существуют в изобилии, важно найти разницу в отношении к цвету для живописи и графики вообще…».
Когда говорят о цвете в рисунке, то обычно имеют в виду использование в нем акварели, пастели, гуаши. Однако прежде чем перейти к рассмотрению их применения, необходимо сказать несколько слов о цвете в произведениях, которые созданы чисто рисуночными материалами: бистром, сепией, чернилами, сангиной, мелом, их сочетаниями друг с другом и с черными по цвету материалами.
Рисуночные материалы составляют в целом довольно разнообразную цветовую гамму, которая усложняется и обогащается за счет различных оттенков одного и того же материала, тональных переходов, создаваемых отмывкой или растушевкой, за счет сочетания двух-трех материалов или сочетания разных инструментов при работе одним материалом, которые дают различные его оттенки; наконец, за счет применения цветного фона бумаги. Поэтому мир рисунка, созданный с помощью этих материалов, и без использования многоцветия акварели, пастели, гуаши, оказывается довольно богатым по цвету, хотя и весьма своеобразным. Таким работам присущ особый, специфически рисуночный колорит. Для него характерна ограниченность набора цветов и, в силу этого, условность в передаче реальной окраски предметов. Но при этом возникают изысканные цветовые сочетания, неожиданные декоративные эффекты, активный ритм цветовых и тональных пятен, мазков, линий.
Но вернемся к проблеме цвета в рисунке, возникающей тогда, когда произведения создаются с помощью материалов, которыми могут быть исполнены как рисунки, так и живописные работы. В энциклопедиях, словарях, искусствоведческой литературе акварель и пастель обычно определяются одновременно и как техника живописи, и как техника рисунка; для акварели на первое место выдвигается живопись, для пастели — рисунок. Однако при экспонировании, репродуцировании, изучении очень часто все произведения, исполненные в этих техниках, несмотря на различие их характера, относят к одному виду искусства: объединяют их либо с живописными3, либо с графическими работами; причем нередко одни и те же произведения в различных изданиях или на выставках оказываются отнесенными к разным видам искусства.
Так, упомянутый Волковым «Портрет жены» Врубеля воспроизведен в альбоме «Государственный Русский музей. Графика XVIII—XX веков» и экспонировался на выставке «Портрет в русской живописи конца XIX — начала XX века», которая была организована тем же музеем. Следовательно, в одних случаях за основу видового определения произведений берут воспроизводящие полихромные материалы, которые обусловливают отнесение произведений к живописи; в других — бумагу, что причисляет исполненные на ней работы к графике. Отдельно хочется отметить два момента. А.А.Сидоров, которому в отечественной литературе принадлежат основные труды по рисунку и который уделял внимание вопросам его специфики, в своих работах по истории русского рисунка рассматривал наряду с рисунками также и акварели, причем совершенно картинного характера.
Одна из выставок акварели, состоявшаяся в 1977 году в Англии, на родине акварельной живописи, называлась «Английские акварельные рисунки», хотя экспонировались именно живописные произведения. Все это говорит о том, что проблема видовой принадлежности произведений, исполненных акварелью и пастелью, еще требует своего разрешения.
Для полихромных произведений на бумаге материал в принципе не может быть критерием их видового определения. Акварель, пастель и гуашь обладают свойствами, которые позволяют создавать и живописные и графические работы. Ими исполнено огромное количество произведений, живописный, картинный характер которых не нуждается в пояснении; от работ маслом их отличает только фактура красочного слоя. Здесь можно назвать пастельные портреты, аллегорические и жанровые произведения Розальбы Каррьера, Латура, Перроно, Менгса, Рассела, Лиотара (в XVIII веке появилось даже специальное понятие «картина- пастель»); пастели Тулуз-Лотрека и Дега, гуаши Руо, Утрилло, Шагала; пейзажи русских художников конца XVIII — начала XIX века, исполненные акварелью и гуашью,— Семена Щедрина, Михаила Иванова, Неелова, Воробьева; работы Толстою и Брюллова, Врубеля и Борисова-Мусатона, картины художников «Мира искусства» Бенуа, Сомова, Добужинского, Лансере, пей зажи Богаевского, натюрморты Конашевича. И в то же время существует много произведс ний, созданных с применением этих матери алов или целиком исполненных ими, которые безусловно представляют собой рисунки Такие работы есть у Гольбейна и Клуэ, Домье и Мане, Сислея и Боннара, Александра Иванова и Кипренского, Серова и Кустодиева, Купреянова и Кузьмина. Основой определения видовой принадлежности произведений, исполненных на бумаге с помощью акварели, пастели, гуаши, может быть только способ, характер использования цвета. Особенности этого способа для рисунка и для живописи можно определить, исходя из приемов изображения, специфичных для этих видов искусства.
В живописи изображение исполняется краской, то есть цветом и только цветом, образующим слитный красочный слой, непрерывную изобразительную поверхность. В акварельной живописи нередко остаются открытыми небольшие участочки бумаги, как бы принизывающие изображение, но это не разрушает впечатления слитности благодаря текучести мазков, непрерывности переходов. Главная особенность живописного использования цвета состоит в том, что в живописи формы и пространство строятся, передаются цветом.
К.С.Петров-Водкин писал, что произведение живописи — это «соотношения цветов, распределенных в формах».
Изобразительные и выразительные возможности цвета используются в живописи свободно, в полную силу, так, как это необходимо художнику. Цвет выполняет важную композиционную функцию: акцентирует внимание на существенных для понимания образного содержания картины участках, определяет последовательность восприятия зрителя. Цвет содействует организации того пространства, которое отвечает замыслу художника: можно усилить глубину с помощью тональной перспективы, соответствующего расположения выступающих и отступающих цветов, а можно с помощью цвета подчеркнуть плоскостность. Наконец, интерес к цветовому и тональному богатству мира, к состоянию среды, атмосферы, передачи тончайших переходов, оттенков, рефлексов, то есть самоценность цвета (живописность в узком смысле), также проявляются при живописном использовании цвета, хотя присущи не каждому произведению. Всякий материал чаще применяется так, чтобы полно использовать его возможности. Поэтому живописных произведений, созданных акварелью, пастелью, гуашью, несравненно больше, чем рисунков. Безусловно, однако, что благодаря свойствам материалов и исполнению на бумаге они имеют свои особенности но сравнению с произведениями, созданными маслом на холсте.
Рисунком же при использовании цвета произведение является тогда, когда цвет подчиняется особенностям изображения, присущим рисунку, когда они сохраняются и при введении цвета: белая поверхность бумаги остается в большей или меньшей степени открытой и выступает как активный компонент изображения и как фактор его условности; открытые участки фона разрушают непрерывность изображения и обнажают изобразительные средства, делают их явными как линию, штрих, пятно; формы и пространство строятся главным образом этими явными линиями, штрихами и пятнами; открытая поверхность бумаги как бы выравнивает изображение, придает ему плоскостность. В таких случаях художник именно рисует цветными материалами, рисует так же, как тушью, бистром, карандашом или углем. Поэтому и при использовании и цвета произведение не воспринимается как самостоятельный мир, как мир в его зрительной полноте,— так, как воспринимается картина; рисунок, и в том числе цветной, в этом смысле условен, имеет характер «изобразительной записи». Такое применение цвета ограничивает в той или иной степени его изобразительные и выразительные возможности.
В рисунке цвет не имеет такого организующего значения в изображении, как в картине; его роль в композиции скорее дополнительная, вспомогательная.
Использование цвета существенно не изменяет отношения изображения к поверхности бумаги. Цвет не разрушает возникающее в рисунках ощущение плоскости, не создает глубины: выбираются бледные тона; пятно кладется плоско, ровно; выделяются тона, которые имеют тенденцию приближаться к передней плоскости; обычно используется немного цветов, которые образуют сближенную гамму и сохраняют условность в передаче изображаемого.
Краткая общая характеристика способов использования цвета в живописи и рисунке не означает, что только соединение всех черт создает в целом живописный или рисуночный характер использования цвета и тем самым раскрывает соответствующий характер произведения, его видовую принадлежность.
Характер произведения определяется значимостью, перевесом — причем необязательно количественным, но качественным — приемов того или иного способа использования цвета.
Однако живописный и рисуночный способы применения далеко не исчерпывают приемы использования акварели и пастели. Поскольку этими материалами могут быть созданы и живописные работы, и рисунки, а в последних чаще всего также применяются и притом играют ведущую роль чисто графические средства изображения, то естественно и неизбежно возникают произведения смешанного и переходного характера. В работах смешанного характера рисунок карандашом или пером соединяется с живописным использованием цвета, причем это соединение может происходить по-разному. В одних произведениях часть изображения выполняется живописными приемами, а часть представляет собой рисунок — как, например, в «Портрете принцессы Елизаветы» Кранаха, где сосуществуют тонкая, тщательная моделировка лица цветом и легкий контурный рисунок одежды и украшения на голове. В других работах весь рисунок соединяется с цветом, заполняется им, но определенность и самостоятельная значимость рисунка при этом не утрачиваются. Таковы, к примеру, «Вилла Мадама» Робера или «Беатриче говорит с Данте» Блейка, где цветом закрыта вся поверхность бумаги, а также «Стоящий офицер карабинеров» Жерико, эскизы костюмов Бакста, где фигуры изображены на открытом, свободном фоне. Работы переходного характера не нуждаются в особом пояснении; понятно, что в них присутствуют и рисуночные и живописные приемы использования цвета, в силу чего такие работы невозможно определить однозначно. Произведений смешанного и переходного характера исполнено, возможно, не меньше, чем цветных рисунков, что делает общую картину столь сложной и неопределенной.