Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Экспрессионизм: тема трагизма, одиночества, неопределенности в творчестве художников


Искусство не в состоянии остановить войну. Но от лица художников и их картин мы знаем, что это всегда большая боль для человечества. В истории искусства тому множество примеров. Взять хотя бы экспрессионизм.

unnamed (12)

Экспрессионизм — течение в искусстве, возникшее на сломе эпох в северной Европе, как аналог французскому фовизму. В поисках истины о человеке искусство пробует разные методы и формы, выходит за свои устоявшиеся видовые и жанровые формы.  Экспрессионизм стремился не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора. В искусство проникает трагизм, визуализация страдания, душевного спазма. Особую значимость получают художественные образы безобразного. Художники деформируют действительность, обращаются к мистике, иррациональному, фантасмагорическому, гротескному, к обостренной эмоциональности. Меланхолия, истеричность, психопатия, крики протеста, чувство одиночества и отчуждения становятся основными темами в искусстве.

Для передачи ощущения неприязни и тревоги экспрессионизм использует:

  • искажение, преувеличение, смещение;
  • контрастные тона, плотные, напряженные краски;
  • ломаные линии, резкие диагонали;
  • лица, подобные маскам, утратившие личностную индивидуальность.
  • внутриличностный конфликт может проявляться в образах мрачных и печальных пейзажей, молчаливых и одиноких фигур.

Джеймс Энсор (1860-1949) 

Джеймс Энсор,
«Автопортрет среди ма­сок», 1883 г.

Джеймс Энсор был одним из тех, кто способствовал возникновению экспрессионизма. Сюрреалисты также считали его своим предтечей. Картины бельгийского художника наполнены экстравагантными зловещими сценами, фигурами в масках и скелетами.

Джеймс Энсор.
Интрига. 1890 г. 

Творчество Энсора фантастическое, причудливое, гротескное. Ирония и фантазия, как характерные национальные традиции бельгий­ского искусства, тесно переплетаются в его творчестве.

В 1888 году Энсор пишет — «Въезд Христа в Брюссель», библейская сатира, в которой городская толпа, окружающая Христа, представляет собой отвратительное скопище уродливых масок. Надпись в верхней части картины: «Да здравствуйте социальное». На шутовском человеческом маскараде частой гостьей оказы­вается насмешница Смерть, прячущаяся под различными масками, зловещий образ быстротечности жизни. 

Джеймс Энсор
Въезд Христа в Брюссель,
253×431 см, 1888 г.
Джеймс Энсор,
Скелет-художник. 1896 г.

Острая сатира, сарказм в картинах художника — все это было настолько ново.

Джеймс Энсор.
Мой портрет в 1960, 1888 г. 

Эдвард Мунк (1863-1944)

Экспрессионизм автопортрет
Эдвард Мунк,
Автопортрет с зажженной сигаретой, 1895 г.

Но в первую очередь экспрессионизм в живописи ассоциируется с именем норвежского живописца и графика, автора знаменитого Крика Эдварда Мунка. Его творчество охвачено мотивами смерти, одиночества, в тоже время жаждой жизни. Тоска, тревога, напряженность, меланхолия, обреченность, ревность и зависть — главные герои его картин, полных необоснованных предчувствий. 

Эвард Мунк,
Ревность, 1907 г.
Эдвард Мунк,
Рабочие на пути домой, 1915 г.

Экспрессионизм и пейзаж

Для живописи Эдварда Мунка характерна скупая цветовая гамма, передающая атмосферу напряжения и чувства депрессии. Даже пейзаж у Мунка – выразитель настроения.  В картине «Меланхолия» 1892 г. изгибы береговой линии, валунов – символы судьбы человека, его жизни и смерти.

Экспрессионизм пейзаж
Эдвард Мунк,
Меланхолия, 1892 г.
Экспрессионизм пейзаж
Эдвард Мунк,
Одинокие, 1935 г.

Экспрессионизм и автопортрет

Окружающая действительность, как и собственная личность воспринимались художниками экспрессионистами крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Наиболее полно это проявилось в жанре автопортрета, в которому все представленные здесь художники постоянно обращались.

Экспрессионизм автопортрет
Эдвард Мунк,
Автопортрет в аду, 1903 г.

Топ-7 экспериментальных автопортретов в истории живописи. Читать далее.

Отто Дикс (1891−1969)

Отто Дикс,
Автопортрет, 1916 г.

Второе наиболее известное имя в искусстве, которое возникает при слове экспрессионизм, это немецкий художник Отто Дикс – ветеран I Мировой войны, воевавший на стороне Германии. Так немецкие и французские художники оказались по разные стороны баррикад, вынужденные сражаться друг с другом, вместо обсуждения искусства в Парижских кафе или Берлинских барах.

Отто Дикс участвовал в кровопролитной битве на реке Сомме, в которой впервые использовали танки и в которой погибло больше миллиона человек. В дни ожидания и между боями рисовал. Пугал родных, оставшихся в тылу, рассказами, какое наслаждение испытал, всаживая штык в плоть противника. 

Отто Дикс, Война, рисунок
Отто Дикс. Калеки войны. 1920 г.

Экспрессионизм и портрет

Искалеченные физически и морально люди в произведениях Дикса шокируют, выворачивают наизнанку, внушают страх. В это сложно поверить, но Дикс был в Германии весьма востребованным портретистом. Его портреты не просто были способом творческого выплеска художника, но и его хлебом.

Эгон Шиле (1890 – 1918)

Экспрессионизм автопортрет
Эгон Шиле, Автопортрет с поднятыми руками,
Гуашь. Карандаш. 48,4х32,1 см, 1914 г.

Шиле говорил, что именно смерть сформировала его как художника. 1 января 1905 г. от прогрессирующего сифилитического паралича умер его отец, потерявший рассудок. 15-летний Эгон остался единственный мужчиной у матери с тремя сестрами. Смерть была частой гостьей в их доме. В 1893 умерла его 10-летняя сестра. Рисуя себя он пытался возместить потерю.

Экспрессионизм и жанр «ню»

Эгон Шиле написал более 100 автопортретов, изучая самого себя с маниакальной настойчивостью. Это не автопортрет Рембрандта, Дюрера и даже Ван Гога. Художник старается разрушить принцип единичности собственного «я». Между индивидуальностью и изображением на холсте возникает напряженное отчуждение, и это свидетельствует не столько об уверенности в неповторимости и значимости собственной личности, сколько о разрушении последней. Демонстрация, а с другой —  изоляция своего собственного телесного «я».

В работах Шиле неправильные, угловатые очертания фигур контрастируют с нейтральным фоном, что способствует возникновению чувства отчужденности, усиливает экспрессию.

В серии Любовники художник освобождает женщину от многовековой необходимости быть объектом сексуального желания в искусстве и позволяет ей быть субъектом взаимного познания, чувствовать то же, что чувствует мужчина. Любовники спасаются друг в друге, в страстном, нервном объятии находят недолгое ощущение счастья.

Экспрессионизм в живописи
Эгон Шиле,
Объятия (Любовники), 1917 г.

Оскар Кокошка (1886-1980)

Оскар Кокошка
Оскар Кокошка,
Автопортрет, 1917 г.

Картины Оскара – это когда, спастись от катастрофы неотвратимой гибели этого мира невозможно, но можно найти временное прибежище.

Для картины «Невеста ветра» (первое название «Тристан и Изольда») художник вырезал холст такого же размера, как кровать своей возлюбленной Альмы Малер. Герой Кокошки одинок в своем противостоянии страшной стихии, его возлюбленная безмятежно спит и не чувствует тревоги наступающего страшного мира. 

Оскар Кокошка
экспрессионизм
Оскар Кокошка,
Невеста ветра, 220х181 см, 1914 г.

После разрыва с любимой женщиной актрисой Альмой Малер безутешный, он закажет женскую куклу в натуральную величину, чтобы жить с ней. Но в итоге пригласит друзей на ужин и у всех на глазах зарежет ее. После тяжелого и болезненного расставания с возлюбленной, после войны и ранения, после заключения врачей: психически нестабилен Кокошка пишет автопортрет «Странствующий рыцарь» 1915 г.

Оскар Кокошка
Оскар Кокошка,
Странствующий рыцарь, 1915 г.

Художник изображает себя в образе Тристана  в средневековых доспехах. Одна его рука простирается к небу, другая пытается нащупать землю – тщетно.  В правом углу картины изображен сфинкс с лицом женщины  – это Альма. А маленький человек на заднем плане – душа Оскара, рядом с буквами ES «Eloi, Eloi, lama sabachthani» («Боже мой! Зачем ты меня оставил?»). Судьба оказалась наиболее благосклонна к этому художнику. Он пережил Вторую мировую войну и дожил до 1980 года.

Оскар Кокошка
Оскар Кокошка,
Аншлюс: Алиса в Стране чудес. 1942 г.

В год его смерти Федеральное правительство Австрии учредило Премию его имени Oskar-Kokoschka-Preis, которая является одной из наиболее значимых наград в области современного искусства и присуждается каждые два года. В 2002 году лауреатом этой премии стал советский и американский художник Илья Кабаков, а в 2012-м Премия Оскара Кокошки была присуждена Йоко Оно.