Вопросы прав собственности на художественные мастерские в последние годы волнуют многих художников. Однако если утрата мастерских происходит по объяснимым, хоть и не вполне справедливым причинам, в ряде случаев пропадали и хранящиеся там работы. Мария Москвичева подготовила материал, основанный на нескольких историях, обернувшихся уголовными делами, и при помощи адвоката Юлии Вербицкой попыталась разобраться, как уберечь себя от подобных случаев.
Как менялся закон о мастерских
Судьба творческих мастерских не раз становилась предметом внимания законодателей.
В советское время был накоплен огромный фонд нежилых помещений, которые любой художник, входивший в творческий союз, мог получить для работы. Часто при строительстве домов нежилые помещения (мансарды и первые этажи) проектировались именно под студии. Строились и специальные городки художников (на Верхней Масловке такой до сих пор существует и выполняет те же функции, что были заложены при строительстве в 1920-х годах). В новое время, после распада СССР, творческие мастерские сохранили статус. Законодательно он регулировался Указом Президента РФ от 12.11.1993 г. № 1904 «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации». При этом, полномочия распоряжаться данными объектами были переданы территориальным органам исполнительной власти субъектов. В Москве и Санкт-Петербурге, в частности, ДГИ г. Москвы (Департамент имущества г. Москвы) и КУГИ г. Санкт-Петербурга (Комитет по управлению имуществом Санкт-Петербурга). Творческий союз должен был заключить договор о безвозмездной аренде с органом исполнительной власти, а затем с художников, которому помещение передается в пользование на льготных условиях.
В 2000-м Юрий Лужков, в пору занимавший пост мэра Москвы, узаконил в столице права художников на пользование нежилыми помещениями, находящимися в муниципальном управлении. Но 2003-м ситуация начала меняться. Власти Москвы внесли изменения в первоначальное постановление, ограничив безвозмездное пользование сроком на 25 лет. Это внесло некоторую сумятицу и вызвало вопросы. С какого момента считать: с начала пользования помещением (а некоторые художники десятилетиями работали в одном месте, еще с советских времен) или с момента последнего переподписания договора? Впрочем, тогда Департамент имущества города успокаивал, что по сути ничего не изменится. Но в 2014-м указ о мастерских в Москве отменили вовсе. Художники пытались протестовать, писать открытые письма, обращались в прессу. Все без толку. Например, внучку Владимира Маяковского художницу Елизавету Лавинскую, начали выселять два года назад, но после шумихи в СМИ, дело притормозили. Но потом все же выселили.
Художники Сергей и Татьяна Костриковы однажды уехали на дачу на несколько дней, а вернувшись обнаружили мастерскую полупустой. Случайные люди вышли на художников через соцсети и сообщили, что в их студии что-то происходит. Поэтому они спешно выехали в Москву. И обнаружили, что пропали десятки произведений, книги, личное имущество.
Мастерская по ул. Малая Семеновская, д. 15/7, стр. 1 была передала Региональной общественной организаций «Московский союз художников» (РОО «МСХ»), Костриковым в пользование в 2011 году. Нежилое помещение в полуподвальном этаже использовалась как мастерская с 1967 года. Художники исправно платили коммуналку и использовали помещение только для творческой работы. Никаких уведомлений о том, что они должны по каким-то причинам освободить помещение, они не получали. Даже наоборот – в Москомимуществе подтвердили, что все в порядке и они могут работать на Малой Семеновской.
26 сентября 2016 года в отсутствие художников мастерская была вскрыта сотрудниками ГБУ «Жилищник района Преображенский» по указанию представителей Департамента городского имущества г. Москвы. Значительная часть личного имущества (в том числе мебель, бытовая техника, компьютер, инструменты, одежда, книги, каталоги), а главное – произведений были похищены и/или уничтожены. Сумма причиненного материального ущерба эксперты оценили в 21 млн рублей. Было заведено уголовное дело. По сей день оно остается открытым.
История Натальи Элькониной еще более драматична, но развивалась по такой же схеме. Ее мастерская находилась на Цветном бульваре, дом 23, кв.7. В 1994 году квартира была передана МСХ в безвозмездное пользование ее матери Марии Элькониной, известной художнице-шестидесятнице, а позже мать и дочь стали работать в мастерской вместе и в договоре об аренде появилось и имя Натальи. В 2012 году Департамент имущества пытался забрать студию, но суд признал права художников занимать мастерскую законными и оставил помещение за Элькониными. Последний раз Наталья продлевала договор безвозмездной аренды в 2019 году. Никаких уведомлений она, как и Костриковы, заранее не получала.
2 июня 2022 года художница обнаружила, что квартира опечатана. Она обратилась в МСХ, союз направил документы в Департамент имущества и наказ художнице ждать ответа 30 дней. В конце июля – начале августа художница уехала в короткий отпуск, а по возвращении пришла в мастерскую на Цветном.
– В МСХ мне сказали, что я могу снять замок и пользоваться мастерской дальше. Когда я это сделала, обнаружила помещение пустым. Пропало все: Личные вещи, мебель, а главное – более 300 арт-объектов моей матери Марии Элькониной. Все ее наследие! – говорит Наталья.
Уголовное дело заводить сначала не хотели. Хотя полиции удалось выйти на след грузчиков, которые вывезли все имущество из мастерской. Они утверждали, что вынесли из квартиры на Цветном бульваре старую мебель, доски, мусор.
21 сентября на Ольховской улице, дом 16 стр.5. законные представители Элькониной из адвокатского агентства Юлии Вербицкой обнаружили арт-объекты. Она нашлись на складе в районе трех вокзалов. Дело заведено – сейчас ведутся следственные действия.
Как художнику обезопасить себя, чтобы не попасть в историю, подобную ситуации Натальи Элькониной или Сергей и Татьяны Костриковых? С этим вопросом мы обратились к адвокату Юлии Вербицкой.
Как уберечь свою мастерскую и произведения?
Юлия Вербицкая: Все то, что профессиональные союзы и, в частности, Московский союз художников (МСХ) не успели надлежащим образом оформить на свое имя и/или передать по праву собственности самим художникам путем выкупа, оказалось в собственности города Москвы в лице Департамента государственного имущества города Москвы (ДГИ), известного в последние годы своей бескомпромиссной и жесткой позицией в отношении художественных мастерских.
ДГИ (департамент городского имущества) достаточно быстро зарегистрировал право государственной собственности на художественные мастерские. И отправил уведомления в адрес МСХ и его структур об освобождении «государственной собственности». К сожалению, возможности противостоять городу у руководства МСХ не оказалось и Союз ограничился, в большинстве случаев, довольно слабыми возражениями на требования ДГИ.
С учетом сложившейся ситуации, художники должны понимать. Если у них или у МСХ нет права собственности либо иного зарегистрированного в Росреестре вещного права (аренды, хозяйственного ведения, бессрочного пользования и т.п.) на творческую мастерскую, то МСХ, к сожалению, не является организацией, которая вправе эти творческие мастерские художникам предоставлять. Всевозможные договора, в отсутствие зарегистрированного Росреестром вещного права МСХ на творческую мастерскую, не несут никакого правового смысла и не являются гарантией художников на их мастерские.
Таким образом, и это крайне важно, художники – обладатели мастерских имеют право знать, кто является собственником помещения, которое они занимают. И если МСХ этих документов не предоставляет, то, возможно, их просто нет. А это значит, что «зайти» в такую мастерскую собственник Департамент имущества г. Москвы может в любой момент.
Как себя обезопасить? Заключать договор аренды художественной мастерской только с тем, кто является его законным и зарегистрированным собственником.
Как правильно зафиксировать собственный фонд работ, чтобы в случае исчезновения его из мастерской было что предъявлять полиции и суду?
– Самое простое – наследственное имущество, оставшееся после смерти художника. Его можно оформить актом или описью работ, которые принадлежали художнику на день смерти. Данный акт (опись) предоставляется нотариусу, который, в свою очередь, выдает свидетельство о праве собственности на работы, что является безусловным подтверждением права собственности наследников. В случае если автор жив и продолжает творить, вполне подойдет акт-опись работ, находящихся в мастерской по данному адресу на актуальную дату, составленный в присутствии свидетелей. Фото- и видео-фиксация – приветствуется. Ну и, конечно, универсальное основание для возникновения права – это решение суда, которое устанавливает, кто является собственником работ как при наличии спора (исковое производство), так и для установления факта, имеющего юридическое значение (особое производство).
Куда обращаться если ты, художник, вернулся (условно) с дачи и нашел мастерскую пустой или/и с чужим замком? Каков порядок действий в подобной ситуации.
– Отвечу кратко, но емко. К опытным в данных вопросах адвокатам. В противном случае, как показывает практика, «самолечение» не только не дает эффективного результата, но и может повлечь весьма неприятные последствия для самих обратившихся (заявителей).