Инклюзия в искусстве: как соблюсти инклюзивный подход в арт-проекте?


Эксперты благотворительного фонда Гольфстрим рассказали, как работать с темой инклюзии в выставочных проектах на примерах арт-объектов и инсталляций современных художников

Остров_Васильева_Свияжск (18)

В настоящее время в России зарегистрировано около 12 миллионов людей с инвалидностью, что отражено в публичных отчетах Федерального реестра инвалидов (по данным на 1 января 2020 г.). При этом важно понимать, что люди с инвалидностью — это небольшой процент от общего количества людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые в большинстве своем нигде не фиксируются. Наиболее важным считается инклюзивный подход к включению людей с различными особенностями в социальные процессы. Идея инклюзии не нова. Ещё в 30-ые годы ХХ века Л.С Выготский (одним из первых) обосновал необходимость преодоления у детей социальных последствий генетических, биологических особенностей развития. Инклюзия в искусстве имеет своей целью создание внутри музея модели общества, в котором самые разные люди (с инвалидностью и без нее) одинаково включены в творческих процесс взаимодействия, где результатом их совместного участия становятся уникальные художественные высказывания, построенные на синтезе разных направлений и жанров искусства.

Термин инклюзия происходит от английского inclusion – в широком смысле оно означает включение и представляет собой создание условий абсолютного равноправного активного участия всех граждан в академической и общественной жизни, в том числе и людей, имеющих различные особенности развития. Но инклюзия также подразумевает под собой учет потребностей представителей разных этнических групп, людей разного пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Торжеству инклюзии также способствуют личная и социальная активность людей с особенностями, общительность, развитый круг интересов. Некоторыми качествами должно обладать и общество, способствующее развитию инклюзивных процессов – быть открытым, принимающим и всеми силам предоставлять человеку возможность включения. 

Почему доступная среда — это еще не инклюзивная среда?

Сейчас во многих культурных и образовательных институциях можно заметить понимание терминов «доступная среда» и «инклюзивная среда» как синонимичных. Однако, это не так.

Доступная среда – это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.

Инклюзивная среда обеспечивает именно активное самостоятельное участие всех людей в культурной, образовательной и других секторах общественной жизни. К такому «включенному» участию можно отнести возможность построения карьеры, свободного потребления культурных продуктов, реализации творческого потенциала.

В чем же заключается реабилитационный потенциал искусства?

Искусство по отношению к человеку с ограниченными возможностями здоровья может выступать стимулом для развития творческих способностей. Реабилитация средствами искусства дает человеку неограниченные возможности для самореализации и самовыражения в процессе познания своего «Я» в творческой деятельности. А непосредственное создание продуктов художественно-творческой деятельности обеспечивает установление отношений с окружающим миром и облегчает коммуникацию.

Помимо художественных, философских, культурных смысловых задач инклюзия в искусстве — это не только вовлечение узкой группы лиц с ОВЗ в социокультурную деятельность, но и создание пространства, в котором будет комфортно разным людям, вне зависимости от их особенностей.

Инклюзия в искусстве — это пространство, где можно свободно взаимодействовать как с художественными работами, так и посетителям между собой. Реабилитационный потенциал искусства может затрагивать общество или сообщества (людей) в целом — «терапия всех», «коллективная рефлексия», достижение социальных позитивных эффектов и изменений в пользу развития инклюзивного общества (принимающего и комфортного для всех). А может касаться социальной реабилитации человека «здесь и сейчас», в момент его взаимодействия с художественным объектом, участия в творческом процессе или во взаимодействии с другими посетителями.

Произвеление любого художника можно адаптировать под особые нужды. Если это визуальная работа, то можно создать её тактильную модель. К видео можно поместить сопроводительные субтитры, а к аудиальным работам подготовить видеогид на РЖЯ. Но в идеале — создать мультисенсорный проект, который будет доступен аудиториям с различными опытами. Недавний пример такого проекта – персональная выставка Василисы Лебедевой «Между Явью и Навью» в галерее 30/7.

Инклюзия в искусстве. Инсталляция "Между Явью и Навью" Василисы Лебедевой.
Инсталляция «Между Явью и Навью» Василисы Лебедевой.

Это тотальная инсталляция, в которую вошли крупные войлочные и текстильные объекты, скульптуры из керамики, стекла и пластика. Здесь, как и в других интерактивных работах Василисы — «Коконы», «Яйцо», «Избушка» — большое внимание уделяется опыту зрителя. Через свои объекты художница обращается к разным человеческим рецепторам — зрительным, осязательным, обонятельным, слуховым.

Инклюзивный выставочный проект «Искусство быть»

Проект возник в результате совместных усилий специалистов разных профессиональных областей (искусствоведов, культурологов, педагогов, психологов, специалистов по социальной реабилитации). В рамках проекта были созданы произведения современного искусства, доступные для восприятия широкой аудитории, включая людей с ограниченным возможностями здоровья, чтобы вовлечь каждого участника в процесс взаимодействия с арт-объектами и друг с другом.

Анастасия Чекрыжова — сотрудница отдела специальных программ Третьяковской Галереи, эксперт Арт-резиденции проекта «Искусство быть»: «В своей работе я сталкиваюсь прежде всего с узким понимаем инклюзии – то есть как можно адаптировать выставочные, образовательные и другие проекты в музее для аудитории cо
специальными нуждами. В рамках арт-резиденции художников проекта «Искусство быть» я поняла, что художники не просто адаптируют проект под специальные нужды, а идут ещё дальше, создавая инклюзивные проекты, главная идея этих проектов – не адаптация, а изначальная идея о доступности.

Работа Валентины Андреевой «Ткань слуха» – аллегоричный визуальный проект про личный опыт, включённость / исключенность из общества и возможность заявить об этом опыте через практики искусства.

Инклюзия в искусстве: работа слабослышащей художницы Валентины Андреевой «Ткань слуха»

В основе проекта Валентины лежит её собственный опыт потери слуха. Проект посвящен тому, как слабослышащий человек воспринимает звук, присущие этому ограничения, искажения, недоговоренность и неприятие своих слабых сторон. Для данного проекта использовалась серия работ из шелка «Ткань слуха». Шелк – в высшей степени тактильный материал, объекты из него притягательны на ощупь и визуально. Один объект представляет собой сплетенные вручную в виде ткани шелковые полосы. Другой – цельное полотно шелка, в прорези которого вплетены полосы шелка. Слух слабослышащего человека не в состоянии воссоздать идеальную картину звукового окружения как слух обычного человека. «Прорези», в которых пропадает часть аудиоинформации, ненадежное, зыбкое переплетение заставляют слабослышащего человека сомневаться в достоверности воспринимаемой им звуковой картины, которую он не может понять с 100%-ной точностью.

В свою очередь, Яна Васильевна создаёт тонкую инсталляцию об опыте близкого человека и поиске себя в новых обстоятельствах.

Инклюзия в искусстве: «Остров камней и равновесия» Яны Васильевой.

«Остров камней и равновесия» – тактильная и интерактивная инсталляция – место встречи, направленное на сотворение связей, отсылающее к саду камней из родного дома автора и сосуществованию самовыражения, свободы мысли и равенства. Из имеющегося в распоряжении арсенала, работа предлагает зрителю вступить во взаимодействие – беспрепятственно менять места жительства скульптур и камней. Через игру и свою медитацию выстраивать внутри собственную утопию, в которую при желании можно вовлечь окружающих или стать частью построения мира соседа. Значимые подвижность, видоизменяемость, флюидность инсталляции воплощаются благодаря партисипаторности участников как зрителей, так и медиаторов, культурных сотрудников площадок. Работа увлекает в поле очерченных образов, окрашенных оголённой искренностью, становясь движением против эмоционального самоотчуждения и сенсорной депривации. Зрители погружаются в процесс, напряжение смещается, энергия аккумулируется и чуткими передвижениями (касаниями) активируется нежное бессознательное.

Выставочное пространство в свою очередь позволяет создать законченную историю, скомпоновав художественные объекты, организовав необходимую среду и атмосферу. Также именно в выставочном пространстве с использованием художественных средств мы можем смоделировать инклюзивное общество. Говоря другими словами, общество, безопасное и доступное для всех категорий посетителей, как физически и информационно, так и психологически.

Посетители с «особыми потребностями» нуждаются:

1. В адаптировании экскурсионных программ (темп, объем, простота изложения, специальные вспомогательные материалы, приспособления и т.п.).

2. В изменении условий и способов подачи экскурсионного материала (например, учесть особенности цветовосприятия, доминирующие каналы восприятия и т.д.).

3. В изменении форм и способов взаимодействия с инклюзивной группой и получения от нее обратной связи.

4. В спокойной и доброжелательной обстановке.

Творческие мастерские и инклюзия

Все чаще появляются программы и проекты, в рамках которых создаются мастерские, ведется клубная работа. Например, при ментальных нарушениях человек может утратить способность к общению с окружающими его людьми, социальное взаимодействие также нарушается, теряется вера в собственные силы. Участие в творческой мастерской (театральной, художественной, танцевальной и др.), которая объединяет людей с общими творческими интересами, помогает вернуть личную и социальную значимость с помощью искусства.

Арт-медиация и инклюзия

Немаловажным является обеспечение сопровождения разных посетителей, если это необходимо, в соответствии с их особенностями и потребностями. Тьюторами (сопровождающими лицами) чаще всего становятся волонтеры, которых музей вовлекает в работу с инклюзивными группами. Так, например, тьютор по предварительной заявке посетителя может сопроводить его до музея для участия в экскурсии или каком-либо мероприятии и обратно домой (особенно это актуально для посетителей с нарушениями зрения или на инвалидной коляске). 

Другая важная форма сопровождения – работа медиаторов в музейном пространстве, которые только активизируют внутренние ресурсы посетителя и инициируют его взаимодействие с произведениями искусства и другими участниками.

Если вы готовите встречу, в которой участвуют люди, использующие коляски или испытывающие трудности в передвижении, побеспокойтесь о том, чтобы там, где есть барьеры (пороги, ступени, двери и пр.), были сотрудники, готовые помочь. Позаботьтесь о том, чтобы человек, использующий коляску, мог дотянуться до нужных ему вещей. Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия.

Волонтеру при взаимодействии с людьми с особенностями опорно-двигательного аппарата важно соблюдать следующие правила: 

  1. Когда вас знакомят с человеком, передвигающимся на кресле-коляске, вполне естественно пожать ему руку — даже те, кому трудно двигать рукой, или те, кто пользуются протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.  Если он не против.
  2. Когда общаетесь с человеком, использующим кресло-коляску, присядьте на корточки, или отойдите от него на метр, чтобы он мог на вас нормально смотреть.
  3. Не прикасайтесь к креслу-коляске, пока вас не попросят. 
  4. Не прикасайтесь к человеку, использующему кресло-коляску и его вещам. 
  5. Нужно подойти и представиться, предложить свои услуги, но не стоит быть назойливым. 
  6. Кресло-коляска относится к личному пространству человека. Опираться на нее или повиснуть – все равно, что делать то же самое с ее обладателем.

Волонтеру при взаимодействии с незрячими и слабовидящими людьми важно соблюдать следующие правила: 

  1. Сообщить собеседнику о том, что вы подошли, представиться.
  2. Необходимо описать свой внешний вид.
  3. Спросить, нужна ли человеку помощь.
  4. Если вы собираетесь взять человека под руку, предупредите его об этом.
  5. Предупреждайте человека о встречающихся препятствиях, изменениях маршрута, поворотах, арках, лестницах.
  6. Если вам необходимо уйти, сообщите об этом человеку и попрощайтесь. 

Волонтеру при взаимодействии с людьми с ментальными особенностями важно соблюдать следующие правила: 

  1. Используйте доступный язык, выражайтесь точно и по делу.
  2. Избегайте словесных штампов и образных выражений, если только вы не уверены в том, что ваш собеседник с ними знаком. 
  3. Не говорите «свысока». Не думайте, что вас не поймут. 
  4. Говоря о задачах или проекте, рассказывайте все «по шагам». Дайте возможность вашему собеседнику обыграть каждый шаг после того, как вы объяснили ему. 
  5. Исходите из того, что взрослый человек с особенностями развития имеет такой же опыт, как и любой другой взрослый человек. 
  6. Если необходимо, используйте иллюстрации или фотографии. Будьте готовы повторить несколько раз. Не сдавайтесь, если вас с первого раза не поняли. 
  7. Обращайтесь с человеком с особенностями развития точно так же, как вы бы обращались с любым другим. В беседе обсуждайте те же темы, какие вы обсуждаете с другими людьми, например, планы на выходные, отпуск, погода, последние события. 
  8. Обращайтесь непосредственно к человеку, а не к его сопровождающему.