Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

«Пусть каждый из нас находит свою точку силы, невзирая на обстоятельства» — интервью с художниками Дмитрием Шориным и Ириной Дрозд


Дмитрий Шорин и Ирина Дрозд о выставке «Прибытие в место значения» в Фонде Культуры Екатерина, призраках прошлого и опыт работы в дуэте.

041224foto0097

Ирина Дрозд и Дмитрий Шорин. Фото: Иван Недорез

В Фонде культуры «Екатерина» идет выставка «Прибытие в место значения», которая представляет собой уникальную возможность увидеть работы двух выдающихся современных художников, чьи работы исследуют темы идентичности, пространства и взаимодействия человека с окружающим миром. Дмитрий Шорин и Ирина Дрозд, каждый из которых имеет свой уникальный стиль и подход к искусству, объединяют свои усилия для создания захватывающего визуального опыта, который приглашает зрителей задуматься о значении места в их жизни. Экспозиция поделена на разделы адекватно историческому наполнению доходного дома на Кузнецком мосту, которое сегодня является одним из «намоленных» мест современного искусства в Москве. Проект стал первой совместной работой художников Дмитрия Шорина и Ирины Дрозд — они рассказали artandyou об идеях выставки, призраках прошлого и новом, а также про опыт работы в дуэте.

Куратор: Антон Успенский
Координатор: Рената Наконечникова
Организаторы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» и Shorin Art Foundation
Даты проведения выставки: 5 декабря 2024 – 2 февраля 2025

Катерина Алабина: Выставка «Прибытие в место значения», кажется — путешествие во времени. Расскажите, это сначала родился замысел экспозиции, а потом под него искали пространство? Или идея родилась уже из него?

Ирина Дрозд: Путешествие во времени — это, скорее, одна из составляющих выставки. Изначально она готовилась как диалог двух художников, схожих в интерпретации образов визуальным языком.

При этом, мы — кардинально разные рассказчики, со своими героями.

Уже в процессе создания выставки, узнав про интересную историю дома, в котором находится Фонд культуры «Екатерина», мы решили таким образом зонировать залы, создать структуру. Это помогло в восприятии выставки.

Вид экспозиции «Прибытие в место значения»
«Прибытие в место значения».
Фрагмент экспозиции.

Дмитрий Шорин: А я бы не сказал, что это прямо-таки путешествие во времени. Когда-то по этому адресу находился доходный дом, где в разное время были и автомобильный клуб, и универсам, и коммунальные квартиры, и библиотека, и корабельное общество… Наша выставка лишь технически привязана к этим зонам. Изначально мы отталкивались от своих идей и своего проекта, а потом уже пришли к зонированию. Так что, это не исторический экскурс, а скорее дань уважения месту.

«Прибытие в место значения».
Фрагмент экспозиции.
Работы Ирины Дрозд.

То есть, гуляя по экспозиции, мы можем побывать в тех помещениях через искусство?

Дмитрий Шорин: В каком-то смысле, да. На втором этаже, например, была библиотека — и в этом зале мы разместили работы, так или иначе говорящие о книгах или об истории. А на месте коммунальных квартир, тоже на втором этаже, мы отсылаем к советскому союзу — у нас тут «привет» и Илье Кабакову, и космической эре.

 «Прибытие в место значения». 
Фрагмент экспозиции.
«Прибытие в место значения».
Фрагмент экспозиции.

Правда, мы немножко боялись браться за тему советской квартиры — это все же довольно избитая история. Продолжение «квартирной» экспозиции идет в соседний зал, где мы уже говорим не о советской квартире, о буржуа, которые здесь, конечно, тоже бывали. Поэтому нас встречает богато накрытый стол, а за ним — кухня, где никто никому и не друг, и не враг.

«Прибытие в место значения».
Фрагмент экспозиции.
«Прибытие в место значения».
Фрагмент экспозиции.

Всюду есть и светлые, и низменные стороны. Поэтому я бы не сказал, что мы работаем с пороками, которые вытекают из тех или иных ролей дома в историческом контексте. Мы, как художники, все-таки про эстетику и стиль. В целом, мы с Ириной выступаем здесь, опять же, рассказчиками и интерпретаторами, а не историками.

Рассказ — это всегда начало, середина и конец. Начало было создано в доходном доме, но мы не опираемся на него и не несем эту историческую нагрузку. Но намеками и вопросами мы вводим сюда зрителя, который со своими дополнениями и рассказами может выступить в качестве соавтора. Хочется думать, что после нас будет и продолжение — потом.

«Прибытие в место значения».
Фрагмент экспозиции.
Ирина Дрозд.

Ирина Дрозд: Мы работали над сочетанием легкой ностальгии по прошлому, туманной мечты о будущем и бурной экспрессии настоящего, перемежающейся с флегматизмом и тишиной, одновременно. Есть ли эти призраки или это только кажется — тут зритель сам решит. Для меня их скорее нет. Зато есть историческая канва дома, связывающая разные человеческие переживания и состояния — будь то богатство или бедность, молодость или старость, счастье или терзание.

«Прибытие в место значения».
Фрагмент экспозиции.
Ирина Дрозд.

Современные произведения в антураже исторического здания — скажем прямо, не новаторское экспозиционное решение. И все же вы к нему обратились. Почему?

Дмитрий Шорин: Это не новаторская идея. В первую очередь, этот дом был выбран нами для экспозиции, потому что это Фонд «Екатерина», где прописалось современное искусство. Но ваш вопрос, наверное, аналогичен вопросу «А что было раньше, курица или яйцо?». Мы с Ириной просто хотели сделать совместный проект. Приблизительно придумали его, поняли, о чем он, признались себе, что для нас обоих — это рубеж и эксперимент. Но любое старое помещение хранит в себе призраков прошлого. У него есть свои оттенки, особые запахи, зачастую кровавые и мрачные.

Ирина Дрозд
«Прибытие в место значения».
Фрагмент экспозиции.
Ирина Дрозд

Ирина Дрозд: Современное искусство в историческом здании — скажем так, правильная, хорошая тенденция. Она берет начало во многих биеннале современного искусства, а мы хотели заострить внимание зрителя на нестандартном подходе к экспонированию живописи. Тоже, кстати, классической — это холст и краска на холсте. Но, сочетая работы из разных медиа, выстраивая инсталляции на подвесных каркасах и загоняя живопись под потолок для усиления эффекта её монументальности, прямо как витражи в готических соборах, мы хотели показать зрителю другой угол зрения на современную живопись. Мне кажется, нам это удалось.

Ирина Дрозд
Ирина Дрозд

Глядя на финальную развеску, как считаете, все получилось так, как должно было? Или вы бы хотели чтото поменять?

Дмитрий Шорин: Как бы экспозиция ни строилась в голове, в финале она все равно приобретает новые очертания. Если это не плановая история, это всегда экспромт. В самой экспозиции всегда очень много творчества. Я лично всегда очень жду момента развески картин. Как бы тебе ни казалось, что это будет классно и со вкусом, все равно все переделывается несколько раз, даже в последний момент, вплоть до замены концепции. И здесь мы все переделывали — в каждом зале. Но, надо сказать, не многократно. Сейчас, когда выставка открылась, я смотрю на нее глазами стороннего человека. Если бы кто-то сделал такое, я бы похвалил. Я бы сказал: «Молодцы, ребята».

Дмитрий Шорин. Аэрофобия. 2024 г.
Дмитрий Шорин. Аэрофобия. 2024 г.

Как я понимаю, ряд работ созданы специально для этого выставочного проекта. Расскажите, какие?

Ирина Дрозд: Да, многие работы были созданы специально для выставки, а некоторые инсталляции были собраны впервые. Тут мне хочется заострить внимание на нашей совместной картине, в которой мы собрали ключевые образы двух художников. Девушка, выпускающая своих (а своих ли?) монстров в мир, словно ожидает кого-то, кто зайдёт в эти двери.

Свет из комнаты — это аллегория человеческой души, в которой, соседствуя друг с другом, могут таиться и невинность, и порок.

Волшебные существа разлетаются и оседают на стенах зала в виде мотыльков в коробочках, бабочек, наколотых на спицы… Что есть реальность? А что есть сон? И когда желанный гость прибудет в место значения?

Дмитрий Шорин
Совместная работа Дмитрия Шорина и Ирины Дрозд

А сложно было создавать произведение вместе?

Дмитрий Шорин: Мы спорили. Очень много спорили. Это мой первый опыт совместной работы с художником — и последний (смеется). Я не могу себе представить, как Владимир Дубосарский и Александр Виноградов умудрялись работать вместе. Конечно, художники могут в одном направлении думать, любить одинаковые алкогольные напитки, смотреть на мир одинаковыми глазами… Но толкаться на одной площадке с одной палитрой? Начинаются споры об оттенках синего и зеленого, один что-то покрасил, второй пришел — все перекрасил. Но я не жалею. А изначально эта работа была задумана в комплексе со скульптурами Ирины, которые размещены вокруг холста. И этот комплекс, по сути, отвечает на ваш вопрос о призраках дома — может быть, это монстры Ирины и есть.

Любопытная игра слов в названии — «место значения» это будто бы и точка Б в маршруте, и метафора места силы, чегото значимого. Вы объединяете эти понятия в проекте или играете лишь с одним из них?

Ирина Дрозд: Совершенно верное наблюдение. Это и первое, и второе вместе. Хотелось бы верить, что нам всем есть куда идти и расти, неважно внутри себя или в социуме.

И пусть каждый из нас находит свою точку силы, невзирая на обстоятельства.

Вы скажете — утопия. Возможно. Но пусть она будет красивой.

Дмитрий Шорин
«Прибытие в место значения».
Фрагмент экспозиции.
Дмитрий Шорин.

Дмитрий Шорин: А я думаю, это совпадение. Место, где идет наша выставка, действительно значимое — культурно, социально, географически, исторически, энергетически. Сколько сюда привнесено энергии со стороны деятелей культуры! Фонд «Екатерина», я бы сказал, намоленное художниками место. И метафизически это пространство очень важно для нас с Ириной, ведь, в каком-то смысле, эта выставка — определенный рубеж и для нашего творчества по отдельности, и для нашего творчества совместного. Мы, как художники, приходим сюда и привносим что-то значимое как для себя, так и для контекста, вообще. Поэтому это буквально — место значения.

(c) artandyou и авторы, фото: Иван Недорез

Каталог к выставке «Прибытие в место значения»

Каталог «Прибытие в место значения»

Для выставки «Прибытие в место значения» подготовлен и одноименный каталог — его презентация состоится в Фонде культуры «Екатерина» 23 января 2025 года. За визуальную составляющую издания отвечает обладатель премии Серебряных Каннских Львов в области дизайна Андрей Тараканов. Внутри — репродукции работ художников, в том числе и те, которые не вошли в экспозицию. Также книга дополнена размышлениями о процессе создания и философии работ и текстами куратора Русского Музея Антона Успенского.

Каталог «Прибытие в место значения»
Каталог «Прибытие в место значения»

Отдельная фишка каталога — его структура. Он четко разделяет залы экспозиции и представляет собой настольную карту по выставке «Прибытие в место значения», а также наглядно показывает схему переплетений биографий художников Ирины Дрозд и Дмитрия Шорина. По признанию последнего, до взгляда на эту схему он и не подозревал, что у них с Ириной было так много пересечений, что встреча была возможна задолго до момента, когда она реально произошла.