Вслед за керамикой, текстиль как медиум, давно вышел за рамки утилитарности, получив распространение в инсталляциях, скульптурах, сайт-специфик объектах, уличном искусстве, перформансах. На современной арт-сцене он потеснил более привычные материалы, хотя еще относительно недавно считалось, что вязание и вышивка (fiber art) ассоциировались преимущественно с декоративно-прикладным искусством и традиционными женскими ремеслами. Плетение, вязание, гобелены, вышивка – все эти многообразные техники были также представлены на 59-ой Венецианской биеннале. Как не вспомнить изысканные висячие сады и красные нити маститой чилийской художницы Сесилии Викуньи (Cecilia Vicuna) или ослепительные ковры в стиле оп-арт в павильоне Косово. А в 2023 году вторая Международная текстильная биеннале прошла в австралийском Сиднее. Впрочем, обосновавшись в галереях и музеях, текстиль не ушел и из публичного пространства – вязаный стрит-арт распространен во многих странах Европы и городах США. Именно текстиль, как «тема наиболее полно отражающая новые тенденции и актуальные направления в современном искусстве», был выбран для 1-й ГРАУНД Биеннале. Наш обозреватель Елена Рубинова обсудила с художником и математиком Надеждой Богомоловой, как пространственное мышление, интерес к архитектуре и вязание соединились воедино в ее проекте «Конструктивный город», который проходит сейчас в галерее Ходынка, Объединения Выставочные залы Москвы.
Надежда, расскажите про свой обширный диапазон образований. Как это вам помогает на нынешнем этапе?
Надежда Богомолова: Рисуя с детства, я, конечно, не задумывалась о какой-то системе или мышлении. Просто рисование и математика для меня шли бок о бок. Закончила с отличием художественную школу в родном Новокузнецке, при этом обожала математику и физику, училась в физмат классе, участвовала в олимпиадах, а после школы поступила в Новосибирский государственный университет на факультет математического моделирования. Временами эти линии шли параллельно, иногда какая-то забегала вперед – образование в математике, возвращение к искусству. Задумалась я об этом в зрелом возрасте, но так и не смогла выбрать. Наверное, потенциально я могла быть архитектором, поскольку зодчество соединяет в себе искусство и математику, но этого не случилось.
В чем вы видите общность математики и искусства?
Надежда Богомолова: Думаю, что проект «Конструктивный город» родился именно благодаря математике. Конструктивистская архитектура мне особенно интересна. Там четко просматривается геометрия – внешне простой и функциональный стиль прежде всего нацелен на организацию пространства. Простые формы в геометрии, как и теоремы, описывают многие сложные процессы. В алгебре все тоже самое, только законы передаются посредством формул.
В искусстве — каждый художник владеет своим языком и имеет свой набор переменных.
И пытается донести свою мысль до зрителя и мира. У меня хорошо развито пространственное воображение, видимо благодаря начертательной геометрии. Мне не составляет труда мысленно посмотреть на город или на объект с любой желаемой точки. Это, кстати, выразилось в моих графических работах и в орнаментальных паттернах Москвы, которые также представлены на выставке. Сейчас есть новые планы на тотальные инсталляции.
fiber art — направление современного искусства, создаваемого с помощью натуральных или синтетических волокон и других компонентов, таких как ткань или пряжа. Это искусство фокусируется на материалах и ручном труде художника как значимой части произведений и выводит на первый план эстетическую ценность, нежели утилитарность.
Как нынешняя учеба в «Свободных мастерских» изменила вашу художественную практику? Что это дает?
Надежда Богомолова: К учебе в «Свободных мастерских» при ММСИ я, как и многие, пришла имея некий наработанный арсенал, а вот свобода и большая смелость в творческих поисках появилась уже во время обучения. Я учусь в мастерской художника Эльдара Ганеева, который сам работает, главным образом, с объектами и инсталляциями. Но самое важное, чему он учит нас — это пробовать и экспериментировать, не бояться реализовывать свои самые неожиданные идеи. Кроме того, через лекции и посещение выставок появляется та самая «насмотренность», которая так важна в современном искусстве. Подчас кажется, что какой-то курс, скажем, история видео-арта или перформанса, не имеет прямого отношения к твоей практике, но часто какие-то неожиданные вещи откликаются в твоем проекте. Это укладывается как кирпичики в систему, которую ты отстраиваешь. При этом мы находимся в очень теплой атмосфере взаимной поддержки, видим путь друг друга и понимаем, что в сообществе равных легче идти вместе. Именно эти два фактора позволяют рождать все новые и новые смелые идеи. Продолжение проекта «Конструктивный город» родилось в этом году в «Свободных мастерских».
Вы представляете себя как междисциплинарного художника. В каких жанрах и техниках вы работаете? Как шел поиск?
Надежда Богомолова: Кроме вязаных скульптур у меня есть и плоские вязаные объекты, живопись, графика, цифровое искусство и фотография. Думаю, что поиск новых средств выразительности для художника происходит постоянно. Уверена, что пойду в своем поиске дальше.
В чем, по вашему мнению, разница между дизайном, искусством и ремеслом?
Надежда Богомолова: Искусство, прежде всего, уникально. Это изобретение нового, пропущенное через призму его личного восприятия. Современное искусство, как правило, несет в себе концепцию. Ремесло — скорее качественное выполнение, повторение и тиражирование уже ранее созданного. Дизайн в моем понимании носит более прикладной характер, но в чем-то бывает сродни искусству, если, например речь идет о высокой моде или дизайне уникальной капсульной коллекции предметов интерьера.
С чего начался “Конструктивный город”? Что этому предшествовало?
Надежда Богомолова: Первая часть проекта появилась в конце 2022 года, но начался будущий проект, наверное, прежде всего с любви к долгим пешим прогулкам по Москве и интереса к окружающему городскому ландшафту. В тот момент у меня было сложное время, но также впервые за долгие годы появилась возможность диалога с собой, зазор для рефлексии. Я приходила домой и рисовала, но не сразу поняла, что это были элементы зданий. Сначала появились фотографии, геометрические скетчи, потом фигуративные холсты, графические работы. В трехмерность они шагнули уже потом.
Сейчас на экспозиции, состоящей из 3 частей, почти 70 объектов в разных техниках. Уже когда мы начали готовить этот проект, куратор Арсений Штейнер спросил, есть ли фотографии? Мы разместили серию фотографий на входе в основной зал и специально не подписали, чтобы зритель мог понаблюдать, какие здания и как перекликаются между собой.
Важна ли вам история, нарратив, который стоит за той или иной работой? Как много пришлось изучать про каждое из зданий?
Надежда Богомолова: Еще как важна! Прежде чем создать работу, я сначала стараюсь погрузиться в прошлое, собрать как можно больше информации, посетить объект. Иногда и по нескольку раз. Интересно, что взгляд остановился на вроде бы самых «невзрачных и простых» зданиях. Но эта простота и прямолинейность как раз зацепили и увлекли. Началось изучение их истории, погружение.
Когда-то знаменитый художник Христо писал, объясняя суть своего метода, что “упаковка снимает с предмета его функцию и превращает в контур. Мы больше не отвлекаемся на функцию предмета, а смотрим лишь на его форму. ” А что вы хотели донести до зрителя, построив свою инсталляцию? Почему пряжа и вязание лучше всего подходит для воплощения ваших идей?
Надежда Богомолова: Мне часто приходилось слышать, что первое впечатление от зданий в стиле конструктивизма – что-то нарочито холодное, структурное, отстраненное. Это не так. Это значимые объекты с богатой историей. Мне очень хотелось добиться эмоционального восприятия. И тогда сначала через живопись и графику я их приблизила. А потом вязаные скульптуры пришли как метафора теплоты, уюта, близости. Все эти три грани гармонично сосуществуют и раскрывают для нас город с разных сторон. Пряжа у нас ассоциируется прежде всего с теплыми шарфами и свитерами, которые заботливо создавали для нас золотые бабушкины руки. Вязать я тоже научилась в детстве у своей бабушки, и почти все объекты на выставке связаны вручную.
Художники Кристо и Жанна-Клод и их «искусство упаковки». Читать далее.
Почему вы решили «одеть» именно здания в стиле конструктивизма? Не превращается ли конструктивизм в какую-то поп-арт эмблему?
Надежда Богомолова: Интересное наблюдение. Но если рассуждать в этом ключе, то в поп-арт эмблему можно превратить, что угодно – от египетских пирамид до картин Моне. Скорее мне кажется, что конструктивизм переживает своего рода второе рождение, только уже в новом прочтении. Не так много уникальных направлений в мировом искусстве родом из России, и конструктивизм, как часть русского авангарда — одно и них. В 20–е годы это был прорыв — необычный, свежий стиль в искусстве, но ему по-настоящему не дали раскрыться. Просуществовал конструктивизм всего одно десятилетие, оставив нам все эти великолепные образцы гражданской и промышленной архитектуры. Его геометрия и функциональность выглядят очень современно. Меня лично он привлек именно этим. Математик просто не может пройти мимо равнодушным.
Как жизнь и работа в Москве отразилась на мировосприятии, изменив вас, а соответственно, и художественную практику? На Урале, кстати, тоже много образцов конструктивизма. Почему объектами стали именно культовые московские здания?
Надежда Богомолова: С Москвы все начиналось, именно здесь более всего представлена архитектура конструктивизма. Я живу в Москве достаточно давно и знаю ее наверное уже тоже лучше, чем мой родной город. Здания, которые я выбрала для инсталляции — редакция газеты «Известия», Шуховская башня, типография журнала «Огонёк», стадион «Динамо» — сыграли огромную роль в жизни общества. Но в проект попали не только эти знаменитые сооружения.
Надежда Богомолова: У меня выстроился свой личный маршрут, куда вошли и объекты, которые я вижу каждый день в своем районе по дороге, и объекты широко известные, но в основном в профессиональных кругах, как, например, дом–коммуна, построенный по проекту Ивана Николаева и известный как «Машина для жилья». Но вы правы, конструктивизм планомерно развивался по всей России. И именно поэтому у проекта «Конструктивный город» появилась и вторая часть «География конструктивизма». Это 16 (полный квадрат числа 4) вязанных кубов и 16 графических квадратных холстов. Каждая пара выпадает на то или иное здание конструктивизма в крупнейших городах России — Новосибирске, Челябинске, Перми, Воронеже, Самаре , Екатеринбурге и так далее. Форма куба выбрана не случайно: из них, как из детских кубиков, легко можно сконструировать любое новое строение — от двухэтажного дома коммуны, до современной высотки. Возможно появятся 25, а может и 36 кубов.
Что самое сложное технологически?
Надежда Богомолова: Самое сложное — укреплять работы каркасом из металлопластика или из других материалов. Бывает, что нужна и сварка, и гибка. Ведь здания должны держать форму! С расчетами и изготовлением мне помогает папа. Он инженер, и эта часть работы на нём. Ну, и важна, конечно, сохранность уже готовых объектов, в том числе и больших. Ведь вполне возможно, что в будущем этим объектам предстоит путешествовать в другие города.
Кто из художников, работающих с текстилем, вас вдохновляет?
Надежда Богомолова: Создавая свои орнаментальные текстильные паттерны – на экспозиции эти цифровые работы представлены в большом зале – я не раз вспоминала авангардные рисунки по тканям Варвары Степановой и Любови Поповой. Если говорить шире о скульптурах, то это творчество Луиз Буржуа. Восхищаюсь японской художницей Тихару Сиота, создающей фантастические инсталляции из нитей, текстильными объектами Яей Кусамы и ее тотальными инсталляциями.
Я знаю, что участие в арт-ярмарке Art Russia в прошлом году было для вас очень важным и успешным шагом. Есть ли дальнейшие планы в этом направлении?
Надежда Богомолова: Пока я вижу свое дальнейшее развитие скорее в институциональных проектах, но участие в арт-ярмарке — яркий и незабываемый опыт. Выражаясь современным языком, это был настоящий вызов: оказаться перед лицом нескольких тысяч зрителей, сделать экспозицию- стенд и рассказать про свое искусство. Премьера «Конструктивного города» состоялась именно на ArtRussia 2023. За 3,5 дня ярмарки, я провела около 1000 небольших — экскурсий по своему стенду. На эту ярмарку приходят многие, не слишком подготовленные к восприятию современного искусства, но открытые и заинтересованные. Уже сама возможность получить такую широкую заинтересованную аудиторию — главный бонус таких мероприятий. Уходят все барьеры. А вообще, если рассуждать коммерчески, очень здорово продавалась акварельная графика. В текущем году даты ярмарки почти совпали с моей персональной выставкой в галерее Ходынка. Поэтому участие не принимаю. Однако подалась на весенний арт-маркет Win-Win, представила камерный формат кубиков и вязаных панно «География конструктивизма». Пока жду результаты опен-кола.
Если бы вам предоставили средства и время, каким бы был бы ваш проект мечты?
Надежда Богомолова: Продолжу раскрывать грани города — людей, индустриальную составляющую, островки природы, математику города. Меня все больше увлекает жанр тотальной вязаной инсталляции. Я уже абсолютно четко представляю, что я хочу и как преобразится пространство — у меня уже есть готовая визуализация проекта «Человейники». Прообразом послужил большой человек «Связанный одиночеством». Он, кстати, родился на свет уже в «Свободных мастерских». Сейчас нахожусь в поиске заинтересованной площадки, которая сможет объемно раскрыть мое искусство тотальных городских инсталляций.
Что еще входит в список ваших желаний в творчестве?
Надежда Богомолова: Возможность строить свои миры. Создавать масштабные художественные проекты, которые еще никто не делал, и показывать их всему миру.
Фото: Галерея Ходынка и Надежда Богомолова
.