Аня Желудь родилась в 1981 году в Ленинграде. Училась в Санкт-Петербургском художественном училище им. Н. К. Рериха, Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица. В 2007, 2010 и 2012 году номинирована на всероссийскую премию в области современного искусства «Инновация», в 2008, 2013 и 2017 номинирована на «Премию Кандинского». В 2009 году участник основного проекта 53-й Венецианской биеннале современного искусства.
Анна, ты представляла Россию на 53-й Биеннале в Венеции. Можно тебя назвать уже очень состоявшейся художницей?
Аня Желудь: Я не знаю, что это такое. Но впервые я ощутила вес своего участия в Венецианской биеннале два месяца назад, когда ездила в Болонью участвовать в проекте «Свобода» Даши Хан. Итальянские монтажники, которые были ко мне приставлены, не очень-то радовались моим капризам. В какой-то момент один из них начал спрашивать мое отношение к Италии, бывала ли я там. Я поделилась впечатлениями от Венеции, упомянув, что участвовала в Биеннале, после чего они стали беспрекословно меня слушаться. Мгновенно все доделали. В Европе больше люди осознают, что это такое. Среди наших граждан вообще мало кто разбирается и понимает, что такое Венецианская биеннале.
В России я бы не сказала, что это успех, даже как-то стесняюсь этого.

Расскажи, почему ты выбрала металл, как материал своей работы?
Аня Желудь: Материал здесь вообще не причем. Просто металл доступен и удобный в работе. Может быть, если дело было в Европе, то мои работы могли бы быть из пластика, а может стекла. Все эти схемы пространства – это процесс перемещения изображения из плоскости в реальную среду, – это графика в реальном времени и пространстве. Это способ трансляции моей идеи «перемещение, как движение».
Статичность искусства, например, объекта или картины не соответствует времени. Сейчас все движется – масс-медиа, мир, Москва. Сложно смотреть искусство, даже невозможно – не фокусируется взгляд, не акцентируется внимание. Показывать можно только движение. В статике его показать очень сложно. Но этим я и занимаюсь.
Несмотря на то, что эти вещи кажутся статичными – это абсолютно не так

Но кроме инсталляций из металла, у тебя есть графика и живопись
Анна Желудь: Да, ни одна из этих техник от меня никуда не денется. Я отталкиваюсь от обозначенной цели или темы, от того, какие возникают художественные контексты, дискурсы, ракурсы.


В чем по-твоему состоит работа современного художника?
Аня Желудь: Работа художника состоит из наблюдения, мысли, но также художник должен уметь рисовать. На мое это высказывание естественно будет масса комментариев. Но это мое личное мнение, и я к этому заведомо готова. Я часто говорю совершенно консервативные вещи.

Какие планы у тебя на ближайшие пару лет?
Вместе с художниками Андреем Кузькиным, Иваном Лунгиным, Хаимом Соколом и Романом Сакиным мы когда-то начинали в Арт-стрелке, в галерее Ольги Лопуховой, и вот Ольги не стало. Мы образовали группу Лопух, сделали совместную выставку – проект, который показал, что мы можем даже вместе работать. Я занимаюсь развитием нашей совместной художественной практики. Иногда откуда-то находятся силы и время заниматься не только с собой. В планах организовывать выставку в Германии, возможно в Московском музее современного искусства через год или два. Еще идет процесс работы над Музеем современной скульптуры в Москве. Очень долгая история, запутанная и сложная, но она движется. Мне самой приятно, что лед тронулся. Ну и я очень хотела бы построить вертолет в ближайшее время.

Что бы ты посоветовала другим художникам, как достичь успеха?
Аня Желудь: Вообще слово успех ближе не к арт-сцене, а к шоу-бизнесу. Арт-сцена – это не шоу-бизнес. Это совершенно другой мир. Хотя это относят куда-то туда же, мне кажется это совершенно напрасно. У меня есть такая формула успеха – амбиции плюс талант, деленные на волю судеб. Без амбиций никак, талант – это тоже основа, но дальше только судьба все решает. Невозможно загадать, спрогнозировать. Считаю, что мне просто очень повезло. У меня сложилась ситуация в жизни так, что была возможность делать, что хочу и люблю и что мне нравится.

Аня Желудь
Интервью: Катя Карцева