Абстракции и портреты, живописные полотна и графика, лирические пейзажи вологодской глубинки и тюремные рисунки, иконописные лики и собственная знаковая символика, приглушенный колорит и звучные сочетания цветов, эксперименты с композицией – более 70 работ Марлена Шпиндлера (1931-2003) из собрания Nadja Brykina Gallery на выставке «Путешествия по России: Пейзажи и абстракции» в Москве. Выставка приурочена к 90-летнему юбилею мастера – интереснейшего советского и российского художника нонконформиста, чье творчество еще предстоит переосмыслить в контексте истории русского искусства XX века. Параллельно с московской экспозицией выставка работ Марлена Шпиндлера проходит и в Nadja Brykina Gallery Zurich.
На протяжении долгого времени талант Марлена Шпиндлера развивался вопреки ударам и превратностям судьбы. Узнать этого фантастического художника, в работах которого явлены тайны бытия, мир смог узнать только после крушения СССР. История искусства ХХ века ждет своих исследователей, которые займутся, прежде всего, фигурами умолчания, которые стояли за пределами больших нарративов о соцреализме или базовых представлений о нонконформизме.
Марлен Павлович Шпиндлер (1931-2003) — нонконформист, работавший в манере, близкой к абстрактному экспрессионизму. Имя «Марлен», вдохновленное революцией (Марлен = Маркс + Ленин) получил от отца. Отец хотел, чтобы сын стал художником, поэтому отдал его в изостудию «Мосфильма». Позже Марлен учился в студии Александра Глускина, Элия Белютина и доме культуры в Сокольниках, где преподавал Александр Куприн, в прошлом участник объединения «Бубновый валет».
«Марлен относится к таким ярчайшим, сильнейшим, мощнейшим индивидуальным явлениям России, из которых, если бы по-другому складывалась судьба и культурный, политический и социальный контекст, наверное, выросло бы отдельное направление, тренд — все, что угодно. Мировой культуре еще предстоит открыть эти вершины и глубины, представленные отечественной российской культурой, в том числе Марленом Шпиндлером», — отметил известный искусствовед, куратор и историк искусства, основатель ГЦСИ Леонид Бажанов, много сделавший для сохранения и популяризации творческого наследия художника и его пути к зрителю.
О том, насколько важно дальнейшее изучение и популяризация культуры XX века в самой России говорила на вечере памяти Марлена Шпиндлера и директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева: «Огромные пласты культуры исчезают именно потому, что население страны в большинстве своем не понимает ценности наследия 20 века – ценности авангарда, пост-авангарда и в том числе нонконформистов. Грамотный, планомерный показ этого искусства, в том числе за пределами Москвы и Петербурга – это очень важный процесс. Россия большая, и единственный плюс сложившейся ситуации, который лично я вижу – это то, что мы, наконец, посмотрели на свою страну. У нас есть шанс сделать свою культуру привлекательной прежде всего и для нас самих. То, что делает Фонд поддержки современного искусства Надежды Брыкиной – это очень верные шаги, и я надеюсь, мы непременно продолжим развивать совместные проекты.”
Сегодня работы Марлена Шпиндлера находятся в фондах ГТГ и Русского музея, в частных коллекциях в Европе и США, но самое крупное собрание этого художника – в галерее, а теперь и Фонде поддержки современного искусства (Nadja Brykina Foundation), созданном в 2018 году. На счету галереи – множество галерейных выставок Шпиндлера и в Москве, и в Цюрихе, несколько музейных проектов. В 1996 году его персональная выставка состоялась в ГТГ, в 2012 его работы были представлены в групповой выставке «Неофициальная встреча» в Русском музее, а в 2015 экспозиция под названием «Марлен Шпиндлер. Вологодский период» проходила в Вологодской областной картинной галерее. На очереди – создание частного музея в Москве и выставки в российских региональных музеях.
«Чистота и легкость линии, как стих, должна литься свободно, непринужденно. Холст должен быть чистым, звук – ясным. Картина должна рождаться не художником, а святым духом, тогда это будет чистота» Марлен Шпиндлер.
Надежда Брыкина ответила на вопросы Елены Рубиновой о том, что вдохновляло Марлена Шпиндлера, несмотря на многочисленные вызовы судьбы и своего времени, о том, как ей удается сочетать все виды деятельности — коллекционера, галериста и издателя и почему творчество Шпиндлера займет центральное место в концепции будущего музея.
Nadja Brykina Gallery в Москве — филиал одной из самых значительных художественных галерей Цюриха, существующей с 2006 года. Начало формирования коллекции относится к 1990-м годам. В основе собрания — работы художников «нонконформистов»-шестидесятников: Алексея Каменского, Андрея Красулина, Игоря Вулоха, Валерия Юрлова, Юрия Злотникова, Бориса Отарова, Марлена Шпиндлера и многих других. Профессор Сорбоны искусствовед Жан-Клод Маркадэ, высоко оценивая коллекцию галереи, написал в своем предисловии к каталогу Русского музея, что художники собрания «имеют живописное понимание мира, отмеченное творческой силой духа».
Говоря о творчестве Шпиндлера, одни исследователи отсылают зрителя к абстрактному экспрессионизму, другие утверждают, что он, экспериментируя с упрощенной формой, шел дальше по пути обновления художественного языка и продолжал идеи супрематизма. Что из этого с вашей точки зрения верно – или все в той или иной степени справедливо?
Надя Брыкина: Нельзя, говоря о подлинном искусстве, укладывать творчество художника в направления и тренды, особенно, когда мы говорим не о тех, кто добивается признания любыми путями. Марлен был очень честным человеком и настоящим глубоким художником, который прошел через многие испытания. Но если попытаться выстроить определенную периодизацию в творчестве, то начало можно отнести к тому моменту, когда он прочувствовал природу, которая его очаровывала и усмиряла – это было на Владимирщине во время его службы в армии. Там же он впервые близко увидел заброшенные храмы и монастыри, открыл для себя русскую икону, которая вошла в его сердце и навсегда с ним осталась.
Светлана Богатырь: «Искусство – это исповедь, независимо от желания художника». Читать далее.
Вдохновленный древнерусской живописью, в конце 1950-х годов художник создает серию тонких иконописных портретов. Своим учителем он не раз называл Андрея Рублева. Он общался с ним, вел внутренний диалог…
Особенная символика Шпиндлера, разработанная им очень рано, сохраняется в самых разных вариантах на протяжении всего творческого пути, хотя цветовые решения и сюжетные повороты менялись. Что это за символика?
Надя Брыкина: В это время, в начале 1960-х, появляется запрос на дизайнеров, и молодых художников набирают в Промграфику. Марлен попадает в другой мир, где все нужно объяснить одним символом. И здесь разработанные им семиотические знаки обретают новое воплощение и смыслы, он был одним из лучших графических дизайнеров того времени. Углубляясь в архаику, Марлен приходит к сакральным символам, с которыми древние люди пытались выйти на связь с высшими силами.
Таинственный портрет
85х62, 1960Мистическая композиция
72х65, 1960
89,4х61,2, 1960
В его творчестве начинается другой период – портреты переходят в загадочные знаки, таинственные тотемы, суровые лики, древние звери. Параллельно он занимается живописью.
Потребность работать с материалами, которые использовали старые мастера, приводила Марлена к использованию природных пигментов. Марлен писал темперой, которую изготавливал самостоятельно. Подчас искусствоведы и реставраторы озадачены тем, чтобы убрать трещины на некоторых полотнах Марлена. И мало, кто знает, что эти трещины существуют изначально, потому что художник стремился к такому результату, используя порой паяльную лампу, чтобы сушить свои работы.
Начало семидесятых годов, вплоть до 1975 года — было для Марлена временем огромной творческой концентрации. Результатом этого стали работы большого размера, выполненные темперой на холсте и мешковине. А в 1980-е, после освобождения из угличской тюрьмы (прим. – за свою жизнь Марлен трижды отбывал срок тюремного заключения), Марлен создает серию работ, наполненную воздухом, светом, счастьем, свободой.
Евгений Рухин — один из главных нонконформистов 1970-ков. Читать далее.
На протяжении всего своего творческого пути Марлен писал пейзажи. Без глубокой связи с природой и без общения с простыми людьми, сумевшими сохранить человеческое достоинство и многовековые традиции, он не мыслил своего искусства.
масло на холсте, 1991
Живопись для Марлена была главным и надежным другом: она была не способна предать, и каждая минута безоглядного творчества наполняла художника ликованием.
45х44, 1985
Открытие в 2018 году Nadya Brykina Foundation стало логичным продолжением вашей деятельности как галериста и коллекционера. Каковы планы фонда на ближайшее время, в том числе в работе с наследием Марлена Шпиндлера?
Надя Брыкина: Из ближайших планов — мы бы хотели создать музей художников нашей галереи. Пока здесь, на Мясницкой, на базе фонда, а в дальнейшем у нас будет и возможность расширится. Так нам легче работать с другими российскими музеями – уже есть планы, в частности, предлагают выставку наших художников в Костроме в 2023 году. Многие художники того времени оказались неизвестны и российской аудитории, особенно молодой. Это очень важно, когда русские художники возвращаются в Россию. Важно и делиться с музеями – с каждой такой выставкой что-то из нашей коллекции должно быть передано музеям.