После успешного проекта «Будущее воспоминаний» (ноябрь 2024-апрель 2025) в Доме Демидовых на Новой Басманной креативное бюро «Широта» вновь обратилось к работе с культурным наследием. На этот раз выставка «Все напоказ» в жанре тотальной инсталляции проходит в Замосковоречье, в особняке XVIII- XIX вв. и объединяет предметы купеческого быта, музейные артефакты и произведения современных художников. Основатели бюро – Мария Салина и Юлия Смирнова – рассказали о том, как после многолетней работы в музее родилась идея создать свое креативное бюро, какие возможности для российского искусства открыл их проект в Сенегале и почему стратегическое планирование столь важно для креативных индустрий.
Елена Рубинова: Как родилась идея создать свое креативное бюро? Название «Широта», наверное, тоже неслучайное и отражает диапазон возможностей и широкого спектра задач, которые вы себе ставите?
Мария Салина: Мы остановились на креативном бюро, поскольку придумываем смыслы, проекты, новые направления и тренды. Название возникло в связи с нашим первым международным проектом в Сенегале. Мы решили, что раз работаем на разных широтах и у нас широкий спектр интересов, то пусть будет «Широта».
Один из важных аспектов нашей деятельности — это плотное взаимодействие с бизнесом, для которого культурные проекты являются одним из инструментов маркетинга и GR (government relations — взаимодействие с государственными органами).
Юлия Смирнова: Это слово объединяет разные подходы и разные направления. Первый проект нашего бюро был в Западной Африке, в Сенегале, и я помню, что мы стали смотреть, на какой же широте находится эта страна. А кроме того, слово легко переводится на иностранные языки, и на всех языках романской группы оно звучит одинаково, что тоже удобно.

О бюро «Широта» и музейном опыте
Как образовалось ваше партнерство? Музей — это сотни сотрудников, представители разных профессий, а креативное бюро — гибкая конструкция, где многое строится под конкретную задачу. В чем сложности такого перехода? Что из опыта работы в музее оказалось самым важным и нужным на сегодняшнем этапе?
Мария Салина: С Юлей мы вместе работали в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в 2023 году возникла идея заняться своими проектами. Для меня переход из одного масштаба в другой на уровне менеджмента случается не в первый раз. Еще до музея был опыт выставочной работы в галерее (в 2007 году Мария Салина вместе с Мариной Лошак основала на площадке ЦСИ «Винзавод» галерею «Проун»), и мы небольшим коллективом делали масштабные проекты, привозили международные выставки. А Пушкинский научил меня смотреть на искусство шире, работать в международном контексте и взаимодействовать с научными сотрудниками. За годы работы в музее у нас было много обменных выставок со множеством стран, начиная с Японии и заканчивая всеми европейскими музеями.
Юлия Смирнова: Из важного, что дает музей, — это отношение к современному искусству как к искусству. Уважение к искусству и к художнику. Даже если произведение было создано месяц назад, должны быть обеспечены все условия для его сохранности, ведь это уже часть истории. А технически работа в бюро не сильно отличается. В любом случае на проект набирается большая команда, и требуется управление, будь то в маленькой организации или внутри большого музея. Так, в текущем проекте у нас в команде — более 50 человек. Только экскурсоводов — 20 человек, 25 художников, а еще архивисты, историки, архитекторы.

Мария Салина: Основное отличие — в системе координат, потому что в музее отношения выстроены иерархически, а в бюро мы больше опираемся на горизонтальные связи и договорные отношения. Мы работаем с лидерами в той или иной области, с людьми, у которых, если так можно выразиться, высокая репутационная нагрузка.
Почему стратегическое планирование столь важно для культурных и креативных индустрий? Не секрет, что представители этих сфер часто не считают стратегию необходимой.
Мария Салина: Небольшие организации в культуре больше подчинены бизнес-законам, нежели государственные музеи. Я в музее курировала в том числе финансовые вопросы и смежные сферы, частично связанные с юридическим обеспечением. Бизнес-план в различной степени проработки составляется в любом случае, и ты никогда не идешь в проект, если он заведомо убыточен. Сначала бюджетируем, затем раскладываем доход, расход, налоги и все остальные параметры. Это бизнес, пусть и от культуры. Многие думают, что если что-то связанное с культурой, то это только про красоту. Да, про красоту, но ее нужно создавать сложным трудом. Как и в других сферах.
Юлия Смирнова: У меня понимание экономических вопросов идет скорее от опыта, поскольку до Пушкинского я несколько лет работала в Третьяковской галерее, где занималась именно выставочными проектами. А по образованию я искусствовед, окончила отделение истории искусств МГУ.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
Среди реализованных проектов есть как международные, так и российские. Какое из направлений вы определяете для себя как приоритетное? Насколько в сегодняшних условиях приходится учитывать быстро меняющиеся факторы?
Мария Салина: Оба направления для нас одинаково важны. Сейчас сильно поменялась география проектов. Что совсем неплохо. Мы открываемся как культурная институция и в сторону российских регионов, рассматриваем и новые направления: Юго-Восточную Азию, другие страны в Африке, Центральную Азию. Наши текущие выставки здесь, в России, тесно связаны с темой культурного наследия, и все они относятся к проектам, которые мы условно называем «средовыми» или контекстуальными, где искусство подчеркивает особенности того или иного места — будь то природный ландшафт, промышленное или историческое здание.
Как я уже говорила, для нас важно взаимодействие с бизнесом, интересы которого мы поддерживаем посредством культуры.
Искусство всегда служило одним из важных средств дипломатии, мягкой силы, а также элементом ESG-повестки (экологическое, социальное и корпоративное управление). Помимо GR, участие бизнеса в культурных инициативах — это интересный маркетинговый инструмент. Наш партнер MR Group — лидер в этой области. Компания поддерживает крупные культурные институции, например, Большой театр и Театр на Бронной. Наше сотрудничество с МR Group сейчас связано со зданиями — объектами культурного наследия. У нас есть запросы на разработку выставочных, фестивальных концепций от представителей российского гостиничного бизнеса, так как культурная составляющая вызывает отдельный интерес клиентов.
Юлия Смирнова: Если говорить о быстро меняющихся факторах, то это скорее логистика, а вот параметры выставочного бюджета всегда более-менее одинаковы: продакшн произведений, транспортировка, страховка — будь то в России, в другом регионе или на другом континенте — всегда присутствуют.
Мария Салина: Так как мы делаем проекты музейного уровня, то работаем с проверенными логистическими компаниями, страховщиками, архитекторами. Когда вместе собирается команда профессионалов, результат получается впечатляющий.

О проекте бюро «Широта» в Сенегале
Самый первый проект бюро «Широта», который вы сделали в Сенегале, — это скорее культурная дипломатия. Какие возможности и перспективы для российского искусства он открыл?
Мария Салина: На мой взгляд, выставка «Творить чудеса» прозвучала именно с точки зрения позиционирования российского искусства на африканском континенте и возможностей культурного обмена. Это был проект, на который обратили внимание не только проживающие там российские граждане, но и местная интеллигенция и представители дипломатического корпуса. В Дакаре замечательный университет и, вообще, в стране высокий уровень образования. Там очень активное российское посольство, оно нам очень помогло на месте, в том числе выстроить коммуникации с местным сообществом — это всегда сложно. Поддержал нас и департамент культуры МИДа. Нужно еще отметить, что в Сенегале, и мы в этом убедились, к нам очень благоволят. Там помнят вклад Советского Союза, и к России сохраняется самое теплое отношение.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
Почему вы выбрали такое нетрадиционное направление, как Сенегал? Что было для вас неожиданным?
Юлия Смирнова: Сенегал — страна, в которой очень много современного искусства, в которой проходят биеннале (Dak’Art Biennale проводится в Дакаре c 1992 года), так что общая ситуация с арт-ландшафтом тоже повлияла на наш выбор. Кроме того, большую роль играет наличие хорошей выставочной площадки. И одно из ярких впечатлений в Сенегале — Музей африканских цивилизаций (фр. Musée des civilisations noires), где проходила наша выставка. Музей, открытый в 2018 году, оборудован на самом высоком уровне, что дало возможность нашей команде и куратору выставки Ирине Горловой найти прекрасные экспозиционные решения.
Среди участников — Леонид Тишков, Екатерина Ковалева, Ирина Корина и многие другие. В общей сложности мы показали работы 12 художников. В музее работает замечательная команда, и, несмотря на наличие языкового барьера — это франкоязычная Африка, мы прекрасно общались, и сотрудники прямо «болели» нашей выставкой, что тоже очень важно. Также в Сенегале два наших автора — Леонид Тишков вместе с супругой Мариной Москвиной и Владимир Наседкин — сделали проекты. Мы рады, что «Частная луна» добралась и до Сенегала, а в работах Владимира использована африканская земля.
Мария Салина: Когда уже стало понятно, что мы делаем проект в Сенегале, к нам обратился фонд «ОМК-Участие» с просьбой посодействовать в выборе художников для их арт-резиденции. Выксунская арт-резиденция известна как одна из самых прогрессивных и открытых. Когда мы были в Дакаре, мы начали присматривать местных художников, с кем-то познакомились, кого-то нам представили и порекомендовали. Сначала у нас была идея пригласить авторов из разных африканских стран, но в этом году решили остановиться на авторах из Сенегала. В итоге летом 2025 года в резиденцию приехали четыре сенегальских художника. Так проект обрел продолжение, но уже в России.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
Как рождаются кураторские проекты
Как строится кураторская работа?
Юлия Смирнова: На себя мы обычно берем общую концепцию проекта: погружаемся в тему, в среду, придумываем идею, смотрим на историю, думаем, что было бы интересно подсветить, а потом обсуждаем это внутри кураторской группы. Собственно, так проект и рождается. Концепцию мы дорабатываем вместе, а потом уже каждый выполняет свою функцию: кто-то отвечает за написание текстов, кто-то за технические и экспозиционные задачи, кто-то больше работает с художниками. Мы всегда взаимодействуем довольно тесно. Для текущего проекта некоторые произведения художники начали готовить уже в июле, а вообще, путь от разработки проекта до реализации занимает от нескольких месяцев до полугода и больше.

Проект «Все напоказ», 20 ноября 2025 – 26 апреля 2026.
Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
В ваших московских проектах — и в выставке, которая проходила в Доме Демидова, и сейчас в Замоскворечье — великолепный состав художников. Как это удалось?
Мария Салина: Художников мы всегда отбираем и приглашаем совместно. Много ходим по выставкам, изучаем портфолио, с кем-то работаем не первый раз. Но, безусловно, свою роль играют и замечательные приглашенные кураторы. Так, Ирина Горлова всегда привносит научный подход, ее экспертиза основана на глубоких знаниях и опыте работы в музеях. Она не просто знает художников, а видит их в свете своей многолетней искусствоведческой работы. Катя Бочавар — больше визуал и опытный экспозиционер.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
В проекте «Всё напоказ?» принимают участие как известные, так и молодые авторы. Чем такие площадки интересны художникам и что участие в таких выставках от них требует?
Юлия Смирнова: Прежде всего, это требует от них погружения в материал, и они, как правило, к этому готовы. Такие проекты очень расширяют горизонты работы, потому что авторам важно и интересно не только выразить свою идею и вписаться в экспозицию, но и вступить в диалог с конкретным местом. Может быть, они не всегда об этом думают сразу. Понятно, что у любого художника есть свой почерк, что-то из своих приемов он может повторить, но в таких проектах многое строится на переосмыслении материала. Большая часть работ была сделана специально для выставки. Здесь и занавес Алины Глазун, и шатры Иры Кориной, и живопись Алены Кирцовой, и паутины Аси Заславской, и работы арт-дуэтов Сонин — Самородова, Белова — Политов, Сергей и Татьяна Костриковы.

Мария Салина: Сначала мы с помощью историка-архивиста собрали большой исторический материал о районе, доме, людях, которые жили в этой усадьбе в Замоскворечье. Мы сделали большую папку для файлов и потом давали к ней доступ художникам, которые работали с этой информацией. Так возник, в том числе, уникальный проект Валерия Гриковского, который настолько творчески и глубоко подошел к теме, что создал настоящую визуальную легенду об усадьбе и ее истории, соединив графику и инсталляцию, цифровую и аналоговую фотографию и артефакты, которые дополняют экспозицию.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
Проекты не являются коммерческими в смысле продаж произведений. Какова судьба работ после завершения проекта?
Как правило, они передаются художникам, ведь это их интеллектуальный продукт, их труд. Дальнейшая судьба работ — на усмотрение автора.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
GENIUS LOCI как основа средовых проектов
Чем вам близка работа с культурным и историческим наследием?
Юлия Смирнова: Работая с историческим материалом, мы во многом опираемся на понятие genius loci — у каждого места есть свой дух, своя история. Этот принцип относится к любому средовому проекту, который имеет дело с местом. И если ты отталкиваешься от его истории, относишься к нему с уважением, то все получается.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
Мария Салина: Мы наблюдаем всплеск интереса к истории, и люди, причем самого разного возраста, хотят возвращаться к своим корням. Если раньше москвоведение часто ограничивалось общими сведениями о районе, об улице, то сейчас запрос зрителя и слушателя намного глубже. Ему интересны подробности — о домах, историях людей, образе жизни той эпохи. Исторические и архитектурные экскурсии на улицах Москвы, особенно в историческом центре, с каждым годом становятся популярнее…

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
Я заметила, что кроме работ современных художников на выставке «Всё напоказ?» есть и работы Кустодиева. Это тоже часть работы с местом?
Мария Салина: Для нас было важно подсветить связь этого места с купеческой средой, с духом московского купечества, и кто, как не Кустодиев, это олицетворяет? Работы Кустодиева мы взяли из частных коллекций. Тут есть и другие произведения и артефакты, отражающие дух старой Москвы. Среди участников — Музей предпринимателей, меценатов и благотворителей, который предоставил нам объекты купеческого быта, фонд AZ, фонд Шалвы Бреуса и еще Нижегородский завод, который дал нам ряд предметов того времени, в том числе банки, в которых хранили гарное масло, когда-то выпускавшиеся на предприятии владельцев этой усадьбы.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
По каким критериям вы оцениваете успешность проекта, какие аудитории для вас важны?
Мария Салина: Критериев много, в том числе и посещаемость, и количество публикаций — это прекрасный показатель общественного и зрительского внимания. К примеру, в Доме Демидова побывало 17 тысяч человек. О нашей выставке в Сенегале только на русском вышло более 100 публикаций, а еще были и публикации на месте. Формат — самый разный: процентов 30 — развернутые материалы, остальное — небольшие заметки, анонсы, информационные посты в сетях. Но тема прозвучала, хотя, казалось бы, проект проходил на другом конце света.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта.
Юлия Смирнова: В каждом проекте мы стараемся сохранить и акцентировать музейный подход. Помимо того, что выставка должна быть посещаемой, увлекательной, красивой, в ней должна присутствовать научная новизна и образовательная функция. Нам важно, чтобы она привносила что-то новое в историю искусства, чтобы люди выходили с выставки с новыми знаниями. В текущем проекте тоже будут лекции, театральные постановки, по завершении запланирована научная конференция. И еще мы к каждому проекту выпускаем каталог.
Мария Салина: В образовательных инициативах мы стараемся найти формат, который подходит разным возрастам и аудиториям. В ближайшее время, например, пройдет лекция о новогодних традициях купеческого Замоскворечья. Это и легкий семейный досуг, и очень интересный материал.

Насколько я знаю, у вас за плечами есть и педагогический опыт — вы преподавали арт- менеджмент и галерейный бизнес. Что бы вы посоветовали тем, кто хочет работать в этой области?
Мария Салина: Самое важное — никогда не стоять на месте. Особенно сегодня. Впрочем, подобное пожелание относится к любому делу — интерес к тому, что вы делаете и постоянное самообразование.
Юлия Смирнова: Я бы пожелала любить то, что вы делаете, и доводить все до конечного результата.











