Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Лиза Савина: "Классическая модель, когда галерист кого-то продвигает и "везет" на себе, становится менее эффективна"

1

Лиза Савина, владелица SAVINA GALLERY  St.Petersburg, куратор, арт-журналист.   

SAVINA GALLERY  St.Petersburg уже давно  активный участник многих международных выставок и ярмарок, таких как Art Stage Singapore (Сингапур), Contemporary Istanbul (Стамбул), Cosmoscow (Москва), SWAB Barcelona (Барселона),  фотоярмарка MIA (Милан).  Открытие московкого филиала – это давний план и часть стратегии развития галереи или решение подсказанное жизнью? 

Лиза Савина: На самом деле, идея сделать такую сеть галерей существовала у меня давно, но понятно, что разыгрывать эту историю по традиционной схеме, когда есть какой-то головной офис, и оттуда распростаняется зло и добро – это не очень функциональная модель, прежде всего потому, что горизонтальные связи эффективнее.   Помимо искусства я увлекаюсь двумя вещами – маркетингом и современной социологией. И система изменения структуры социума для меня очень интересна, так что идея эта не вчерашняя. Первая попытка открыть московскую площадку была год назад. Мы должны были открыться, правда, с другими партнерами, понятно, но вмешались кризис и прочие обстоятельства.

Я считаю, что Центр MARS в этом смысле идеальная площадка, поскольку позволяет реализовать хорошую мировую практику, когда галерея, имея основную площадку, при этом имеет еще и площадку в музее. Например, этого очень много в Израиле, когда весь первый этаж Музея Израиля занят какими-то галереями и их представительствами, поскольку проходимость выше, интерес больше.  Галерея,  таким образом, создает дополнительные информационные поводы для музейной площадки или центра, а центр обеспечивает галерее большую проходимость публики, ну и всем от этого только лучше. Для меня лично любая герметичная схема не работает, хотя может для кого-то пока еще да.

В общих чертах понятно, но как именно будет строиться ваше партнерство с MARS, планируется ли совместная выставочная деятельность и не только?

Лиза Савина:  Это чистое партнерство, и, конечно, будет совместная выставочная программа. Собственно говоря, тот формат, который задал MARS с digital and мультимедиа-арт мне, как галеристу очень интересен. Дело в том, что многие художники, особенно молодые, работающие в традиционных техниках, не делают чего-то большего,  прежде всего потому, что это все дорого, невозможно, требует  оборудования. И для меня, как галериста, очень важна история, когда мы можем дать какому-то автору выйти в пространство мультимедийного искусства, поддержав его проект, ну и, мне интересно  попробовать завести мультимедийных авторов, которые работают в формате большой инсталляции, в настенный формат. Это не односторонняя связь, это продуктивные связи, которые работают в обе стороны.

Иными словами, ты станешь для MARS тем, кто сможет привести сюда новых авторов, работающих, в том числе, и в мультимедиа, а ЦСИ в свою очередь может предоставить свой ресурс для поддержки проектов? 

Лиза Савина: Именно так, но это одна часть вопроса, есть еще и другой момент. Дело в том, что художники, в том числе и те, кто уже работают с MARS в жанре цифровых инсталляций и аудиовизуального искусства, арт-рынком не очень акцептованы. Чаще всего они работают на контрактах с брэндами и завязаны в каких-то других коммерческих историях, и как творцы, они не то, чтобы от этого страдают, но в этом есть определенная ограниченность, где ты все время зависишь от гонорарной части. Но рынок, если мы говорим о том, что идет через ярмарки и аукционы — это прежде всего то, что можно повесить на стену или поставить на пол, вставить в интерьер , а не только сделать из этого единицу хранения, как это бывает в музеях. Именно такие вещи в частных коллекциях  и составляют главный оборот рынка. То есть в таком партнерстве Savina Gallery и  MARS потенциал для художника заключается в том, что «художник – ручник», аналоговый художник  получает возможность выхода в другую сферу,  в искусство мультимедиа, а для тех, кто  работает с аудиовизуальными технологиями – это шанс вписаться в зону коммерческого рынка, куда они не очень понимают, как попасть.  Для художников это тоже может стать очень важным и привлекательным моментом.

Насколько для тебя важно, что Savina Gallery St Petersburg – изначально питерская галерея, представляющая искусство Петербурга?

Лиза Савина: Локальная история, если и имела место, то говорить об этом сегодня по-меньшей мере несерьезно, потому что тот небольшой арт-рынок, который в Питере  был, кризис окончательно удавил.  Если бы я работала на оборотах трехлетней давности,  то в каком-то виде  локальная история была бы еще возможна, а сегодня уже никак.  Но кроме рыночного аспекта, есть и тема локального контента. Я занималась петербургскими авторами, выставила кажется всех, кто мне был интересен. Потом переключилась, стала заниматься иностранными авторами. Отработав какую-то механику процесса, хочется идти дальше.  Больше скажу, это такой специфический способ получения удовольствия от жизни. Мы же на чем работаем?  На бабочках в животе! Реализуя какие-то проекты, я получаю удовольствие довольно близкое к сексуальному, а иногда и большее.  Мы делаем, безусловно, проекты в Петербурге, и будем делать, прежде всего как кураторское агентство, так собственно называется мое юридическое лицо. Поэтому формат галереи для меня сегодня –  это часть сильно большего процесса.

Мы много слышим о сложностях арт-рынка в это кризисное время, тем более приятно, что на арт-карте Москвы возникаю такие новые точки. Как тебе видится место Savina Gallery  MARS среди множества московских галерей?

Лиза Савина: В Москве много галерей, которые я люблю и уважаю, много умных галерей, спору нет.  Но у нас во всей России галерей меньше, чем в одной Барселоне. Говорить о дырках в формате – да,  их  полно, заниматься есть чем.  Мой интерес немного в другом. Я об иронии, о той точке, где искусство становится мемом само и может апроприировать  другие мемы, которые плодятся в разных сетях и пабликах, переработать их и превратить в искусство.

Лиза Савина галерея

Алексей Шульгин: Художники сейчас сталкиваются с новым вызовом — вызовом массового пользователя сети. Читать далее.

В этом смысле выставка, которой мы в Москве открываемся, очень показательна: художник  берет мем-бестселлер и использует технику, которая уже настолько мем, что она уже практически национальная идея. И вот эти две точки схода, кстати, для русского зрителя это тоже все хорошо знакомо – «Синбад-мореход» миллионным тиражом выходил, люди смотрят и картинку узнают.  Мне было бы интересно делать выставки, где искусство, современное искусство, доступно. Я про людей, я не очень highbrow. Ну и кроме того,  несмотря на то, что  нынешняя концепция Центра MARS – мультимедиа арт, у МАРСа с 1988 года образовалась огромная  коллекция, которую тоже никто не собирается забрасывать. И присутствие галерейного пространства внутри нового многокомпанентного  MARSа тоже дает возможность показывать, в том числе и коллекцию.

С кем из московских художников ты уже работаешь, а с кем собираешься?

Лиза Савина: Вообще, когда ты эксклюзивно работаешь с художником, это можно сравнить с ситуацией, когда ты на нем женился и еще, вдобавок, усыновил. Мой опыт и особенно опыт последних лет мне подсказал, что не надо  работать с художниками на эксклюзивных контрактах. Надо работать на проектных отношениях. Я все больше убеждаюсь, что классическая модель, когда галерист кого-то двигает и на себе везет,  будет все меньше работать, потому что информационно сейчас все очень быстро решается. Например, я в Барселоне встречалась с Франком Плантом, который работал с одной из лучших галерей Tres Puntos. И вдруг он от них ушел и стал работать с галерей Victor Lope, и я его спрашиваю, а почему, ведь прежняя галерея сильнее, старше, респектабельней. А он мне говорит, что не хочет работать на эксклюзивном контракте, потому что прежняя галерея держит его в Барселоне и Берлине, но лишает его возможности двигаться вширь. Художнику по-определению важно работать с галереями на разных рынках, а эксклюзив это не всегда предполагает. Я думаю, что мир движется именно в этом направлении. Прецедентов уже много.

Ну, и я буду работать с художниками, которые уже работают с ЦСИ MARS, в том числе с Худяковым, которого мы сейчас возили на Contemporary Istanbul и опыт наш был более, чем удачным. Для меня было важно тоже эту историю реализовать, прежде, чем открыться как Savina Gallery MARS. Мы его не только продали,  но и пишем концепцию его выставки для одной очень хорошей галереи в Стамбуле. Но с молодыми художниками, которые знают языки и сами активно коммуницируют, я вижу роль галериста в другом – быть первым проводником на каком-либо другом рынке или ярмарке, а не нести автора на руках.

Лиза Савина галерея

Современное турецкое искусство пока мало знакомо российским коллекционерам и вообще зрителям, хотя в Европе художники из этой страны, в том числе и молодые – частые гости и участники различных выставок и ярмарок. Так в 2013 году особая программа FOCUS TURKEY  на ярмарке Arco Madrid как раз была посвящена современному искусству Турции, которое очень активно и разнообразно. Как современное турецкое искусство вошло в ваш круг интересов? 

Лиза Савина:  Мы уже третий год участвуем в Contemporary Istanbul, и контент в этом году был сильнее, чем в прошлом. Трудно говорить обо всем современном турецком искусстве,  но важно, что у них и большое количество авторов, и если сравнивать русский арт-рынок и турецкий, то последний просто несравнимо больше – в разы. У них есть традиция коллекционирования, много частных коллекционеров, огромное количество фондов, корпоративных коллекций. Я сейчас в Стамбуле продала на ярмарке в фонды, причем в открытые коллекции. Стамбул – очень светский город, вся бизнес верхушка училась в Америке, и покупка искусства для них – это важная составляющая светской жизни.  Конечно, базовый кусок этих коллекций — это искусство локальное и национальное, но и международное современное искусство присутствует там, и серьезно присутствует. В России сейчас почти не понимают цены выше 5000, а они не понимают цены ниже 5000 долларов, им же еще надо поторговаться – для них это тоже традиционно. В России же  думать о коммерческой составляющей проекта невозможно. Ты никогда ничего не угадаешь по тому, какое настроение у тех коллекционеров, которых и так можно сосчитать на пальцах одной увечной руки. Репрезентативной выборки нет. Лично мне, как куратору M2M Private Banking Art Collection,  всегда, когда я что-то предлагаю к закупке, интересен инвестиционный потенциал художника, и у этого парня я этот потенциал вижу. Наши же коллекционеры не только не смотрят на такой показатель, они его прямо боятся, потому что они головой в 90-х, когда был перегретый рынок и все покупали и продавали за любые деньги. Есть, конечно, галереи с внятным анамнезом, но вообще полный хаос творился и продолжает твориться. Победить эту ситуацию не возможно.

А  почему  выбор пал на Мурата Палту?

Лиза Савина:  Мне нравится, что он ироничный, мне нравится его техника. Представляешь, ему 25 лет, и за прошедший год он вырос в цене на 50 %, Когда мы подписывали договор, он стоил 2 тысячи  евро , а к выставке он стоит 3, и предыдущий проект у него продан весь.   У него прошли выставки в Болонье, Риме. Его предыдущий проект был связан с постерами кино и о нем написали все, включая  MIRAMAX, он прямо попал.

Уже есть план на ближайший год? С художниками, каких стран  предстоит встретиться московским зрителям и коллекционерам на площадке Liza Savina MARS?

Лиза Савина: Ну,  ближайшую выставку мы откроем в конце декабря. Это будет бельгийский стрит-артовый художник Monk, с которым я познакомилась в Барселоне, в прошлом году.  Мы вырастили проект, совсем в другом роде – будет все интересно, такое live show. Он будет здесь же жить, как в резиденции и  творить на глазах . Я уже много кого присмотрела, обязательно будут итальянцы. Я не хочу возить established artists, мне интереснее молодежь,  сам живой процесс искусства, который идет во всем мире. Еще через пару недель мы откроем gift shop. Это то, что дает подпитку большинству музеев. Коммерчески есть несколько конструкций, посмотрим, как пойдет.

Интервью Елена Рубинова.

© 2015 artandyou.ru и авторы