12 декабря во Владимире открыл свои двери первый в регионе центр современного искусства «Флигель». Будучи преисполненной с детства стремлением к прекрасному Анастасия Вавилова до сих пор ощущает себя лишь на пути к искусству. Проработав много лет в строительной компании директором по маркетингу, в креатив ушла с головой, потому что «маркетинг — это то же искусство, тоже про красоту!». Из интереса начала посещать курсы рисования для взрослых, (хотя признаётся, что рисовать хорошо так и не получилось), но знакомство с Владимирской богемой раскрыло у Анастасии совершенно иной талант.
Анастасия, так что же подтолкнуло Вас открыть центр современно искусства?
Анастасия Вавилова: В 2018 году я выступила одним из организаторов городского фестиваля искусства, где обрела единомышленников. Мы практически одновременно поняли, что Владимиру нужно особое место, куда каждый мог бы прийти, чтобы в любое время говорить об искусстве. Оказалось, что в нашей области много молодых художников. Они пробуют, ищут себя, но пишут, что называется «в стол», и складывают дома где-то на полочке, не зная кому показать. Без «лобного места» они не видятся, не делятся работами и даже не знают друг друга! С этой точки зрения владимирские классические художники находятся в гораздо лучшем положении: для их экспозиции в городе есть официальные места. А современное искусство во Владимире смотреть негде, вот и получается: Москва — «час сорок», таланты утекают. Мы решили это исправить.
Расскажите немного о вашем центре.
Анастасия Вавилова: Мы приобрели здание в центре города, по адресу уд. Девическая д.8 и в декабре открыли наш центр современной культуры. Название «Флигель» пришло само, потому что здание историческое. В 1858 здесь располагался флигель дома семьи купца Никитина.
На первом этаже у нас кафешки. Ребята не профессионалы, но готовят безумно вкусно! Здесь же мы организовали шоу-рум владимирских ремесленников, которые вручную делают буквально все: от керамики до изделий из собачьей шерсти.
Одна наша девушка, например, сама чешет собак, на старой прялке прядёт нитки и устраивает коллаборации с модными дизайнерами. Даже макраме, забытые какие-то вещи. Украшения, брошки, открытки — мелочи, которые хочется трогать, забирать домой.
На втором этаже мы открыли выставочное пространство. Для прошлой выставки мы привезли 16 громких художников, и 4 из них владимирские. Январский Vogue, например, написал о пяти Российских художницах и двое из них были представлены у нас на выставке.
Как владимирская публика отреагировала на современное искусство?
Анастасия Вавилова: Удивительно, но открытие нашего центра не заинтересовало представителей администрации. Зато нас посетил куратор музея им. Пушкина. Выходит, в столичных масштабах открытие регионального культурного центра исключительно важное событие, а сам регион ещё не может оценить его значимость. Так, мы поняли, что зрителя нужно готовить и сперва привозить каких-то известных «монстров», чтобы сформировать, что называется, «насмотренность». Тогда всякий будет и имена узнавать, и понимать, что гуглить, ведь обязательно кто-то понравится. Мы стараемся устраивать разноплановые выставки с инсталляциями, стрит-артом, ленд-артом и даже перформансом.
Высока ли потребность аудитории в контакте с современным искусством?
Анастасия Вавилова: Кто-то готов приходить каждый день, кто-то приходит раз месяц, а кто-то два раза в год. Я вижу через окно мимо идут люди, смотрят как всё красиво оформлено, фотографируются у входа, но боятся зайти. В области и регионе, несомненно, есть те, которым современное искусство необходимо, но есть и другие, кому оно никак не интересно и в какой-то степени противно. Но меня радует, что приходят даже 80-летние люди и у них есть своя чёткая позиция: «это меня трогает, а то я не приемлю».
Даже если глобально нравится не всё, то как художники выражаются, их равнодушным не оставляет, и они понимают, что другое поколение такое как есть. В любом случае, первыми на новое место приходят молодые люди: студенты, годов от 21 до 25. Затем они приводят с собой старших сестёр, и те приходят с родителями. Но я думаю, что интерес к искусству возникает не в силу возраста, а именно по менталитету, по индивидуальным потребностям человека в развитии. Если вы не любите арбуз, то есть его я вас, конечно, заставлю, а вот полюбить вряд ли.
Потребность есть. Люди приходят смотрят, судят, впечатляются, но, если говорить в денежном эквиваленте, то за современное искусство платить пока готовы не все.
Что было самым трудным в открытии центра?
Анастасия Вавилова: На каждом этапе была своя трудность. Первым делом стояла задача найти площадь. Здание, которое выбрали мы покупалось через торги. Я никогда особо не сталкивалась с бумажными вопросами, но мне прошлось пройти уйму инстанций, собрать горы документов и страх не успеть в срок явно присутствовал.
Следующий страх открылся на стадии реализации проекта и поиска команды. Поддержат не поддержат? Но мы его быстро преодолели. Кто-то сразу ушёл, кто-то наоборот добавился и теперь среди нас и продюсеры, и маркетологи. Почему бы и нет? Мы даже «запартнёрились» с образовательной интернет-площадкой «Level One» и в каникулы к нам приезжал лектор говорить о музыке через математику.
Сейчас к нам присоединилась Анна Лялина, и мы очень рады, что она стала нашим куратором. Она знает очень многих художников ну и вообще у неё взгляд очень правильный. Так что страхи, это явление приходящее и уходящее.
Сейчас самое трудное — это рутина. Нужно не только держать, но и поддерживать своё детище и жить им каждый день. Но со мной все мои друзья и близкие, поэтому я чувствую себя уверенно.
Какой бы вы дали совет начинающему арт-менеджеру?
Анастасия Вавилова: Каким бы безумием не казалась ваша мечта, не нужно носить её в себе. В действительности нет никакой преграды. Приведу пример. Со мной недавно поделились, мол «Я приехал из Третьяковской галереи, с выставки «Фантастик Пластик», посвященной вторичному использованию полимерных материалов, такую бы выставку, да во Владимир!» Так в чём вопрос? Ну, раз хотите, — давайте!
Есть же в XXI веке интернет, оф-сайт, контакты. Я звоню в Третьяковскую галерею и просто договариваюсь о том, чтобы нам дали эту выставку. Всё. Выставка едет к нам.
И вот меня все спрашивают «а что так можно было?». Ну а я откуда знаю, можно было или нельзя, — нужно просто брать и делать.
Интервью с куратором выставок современного искусства в Старом Осколе Никитой Кленом. Читать далее.