Развитие скульптуры от истоков и до наших дней


Скульптура, как искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов объемные формы прошло огромный путь от древнейших времен к современности. Попробуем коротко просмотреть как менялась скульптура.

роден

Скульптура Древнего мира

В первобытные времена и древнейшие цивилизации развитие скульптуры представляется нам через разнообразное множество различных идолов и древних статуй. Но особенно интересно обратить внимание на эти примеры, так как мы увидим много общего со скульптурой модерна, авангарда и современности. С той лишь разницей, что древние мастера ваяли свои творения таким зачастую грубым необтесанным, примитивным образом, потому что не обладали достаточными навыками ремесла, а скульпторы ХХ века предумышленно.  Но им удавалось создать органичный и цельный художественный образ. Скульптурный объем состоит в очень близком родстве с тем материалом, из которого он создан.

Палеолетические Венеры.
Палеолитические Венеры.

Античная скульптура

Статуя – главная форма греческого искусства. Статуи располагались в храмах, на открытом воздухе, на площадях, на берегу моря, и словно живые участвовали в жизни греческого полюса, в празднованиях, спортивных состязаниях, шествиях. Античные статуи всегда были подчинены человеческим масштабам и пропорциям. Тем самым подчеркивалась антропоморфность греческой мифологии – античные боги были лишь чуть совершеннее людей, и им не было чуждо ничто человеческое. В тоже время, отличительная черта греческого искусства – это идеализация. Греки не отделяли дух от тела, которые, по их мнению, находились в гармонии и представляли собой единое целое. Гармонично развитое тело подразумевало для них и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела.

Мирон. Дискобол.

Скульптура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима многое переняла из греческой, но в свою очередь выдвинула на первый план – индивидуализацию, которая как способ художественного обобщения постепенно вытесняет идеализацию. Греческое идеальное и совершенное изображение сначала дополняется, а затем и сменяется индивидуальным. На смену совершенным формам греческого изобразительного искусства приходит реализм натуры. Скульптура в Риме использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. В результате обычно включала божественные атрибуты – поза, идеализированный торс, венок, но довольно часто неприятное лицо старого человека.

Портрет Люция Цецилия Юконда. I в.

Скульптура Средневековья

Главная особенность  средневековой скульптуры, что она стала частью архитектуры (в основном соборов, как главных и единственных общественных пространств для искусства). Свободностоящая скульптура встречалась редко, потому что отражала чуждые христианству ценности, напоминая об языческих идолах, идолопоклонстве. Зато в архитектуре скульптура имела практически полную свободу. Тот факт, что соборы строились не одно десятилетие, а феодальная раздробленность ослабевала тенденции к появлению единых канонов за исключением церковно-христианских, развязывал самостоятельность в искусстве. Хотя все задуманное осуществлялось  в лоне христианства, варварские традиции нашли свое отражение в многих скульптурных образах.

Средневековая скульптура

Скульптура Ренессанса 

Микеланджело говорил о том, что если скатить хорошую статую с горы на ней не останется никаких повреждений. Данная мысль символзирует главную особенность скульптуры эпохи возрождения – компактность композиции.И, конечно, статуи ренессансных мастеров, которые после почти тысячелетней эпохи средневековой схоластики, обратились к античным традициям, имели с ними много общего, воспевая гимн человеческому разуму и  духу.

Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.
Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.

Скульптура Барокко 

Отличительными особенностями скульптуры эпохи барокко являются – контрастная проработка объема с обилием глубоких впадин и подчеркнутых выпуклостей. Лучшим примером здесь являются работы Лоренцо Бернини. Обратите внимание на то, как вырезаны, проработаны, узорчаты детали. А объем словно бы стремится ворваться в окружающее пространство.

Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна.
Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна.

Скульптура Классицизма

Классицизм возвращает искусство скульптуры в строго очерченные пространственные и канонические рамки, заключая ее в тщательно отполированной поверхности пластических форм и самодостаточности, предельной предметности образов.

Антонио Канова. Три Грации.
Антонио Канова. Три Грации

Импрессионизм в скульптуре

Главной фигурой в скульптуре XIX века является Огюст Роден. Роден совершил революцию в академической скульптуре, привнеся в нее несглаженную лепку формы и световоздушные эффекты фактуры. В результате, скульптура начинала активно взаимодействовать с окружающей средой и пространством. С этого момента, скульпторы стали активно использовать само пространство в качестве составного материала своих скульптур, а границы объема стали достаточно размыты.

Огюст Роден. Поцелуй.
Огюст Роден. Поцелуй.

Еще более развитие скульптуры предложенное Роденом были разработано в творчестве его последователей. Медардо Россо говорил: «Объемы пропитаны атмосферным светом и не существуют как объемы или массы». Скульптуры Россо  имеют размытые контуры, словно растворяясь в световоздушной среде. Как это и характерно для импрессионизма его скульптуры отражают мимолетные мгновения и состояния.

Медардо Россо.
Медардо Россо.

Скульптура ХХ века

Скульптура в ХХ веке отражает внедрение пространства в скульптуру. Они либо дематериализуются под давлением пространства (Джакометти), либо делают его частью себя.  Отечественный скульптор Архипенко писал по этому поводу: «Традиционно считают, что скульптура начинается тогда, когда материал соприкасается с пространством, то есть пространство понимается как нечто вроде рамы вокруг массы. Я полагаю, что скульптура начинается тогда, когда пространство окружается материалом».

Альберто Джакометти.
Альберто Джакометти.
Александр Архипенко. Скульптор.
Александр Архипенко

Г. Мур говорил: «Блок камня может иметь сквозное отверстие и ничего не терять при этом, если размер, форма и направление отверстия продуманны… Отверстие связывает одну сторону с другой, сразу же делая форму более трехмерной».

Генри Мур.
Генри Мур.

Конструктивист Н. Габо своими скульптурами  и вовсе стремился создать новую реальность. Вот, что он говорил по этому поводу: «Я строю ее образ (ее в смысле скульптуры прим. автора) из ничего. Образ рождается изнутри и пространство также является важной его частью… Произведение не говорит о чем-то; оно существует само по себе … Я говорю о своем произведении, что его могла бы создать природа, но не создала. Однако, она делает это через меня». Таким образом, пустота внутри скульптуры и есть скульптура:

Конструктивистские скульптуры Наума Габо
Конструктивистские скульптуры Наума Габо

Стоит сказать, что искусство ХХ века разнопланово и многозначно, как и развитие скульптуры. Новизна в смысле постоянной выработки новых идей и направлений и стала движущей силой искусства ХХ века, в противоположность традиции, как это было ранее. Но не стоит воспринимать это слишком однозначно — многие «новые» идеи представляли собой переработанные заимствования из предыдущих эпох.

Один из самых смелых и знаковых экспериментов в искусстве скульптуры ХХ века «Поцелуй» Бранкузи своей обобщенностью, предельно ясной образностью, материальностью (обращению к массе, как основному материалу скульптуры) напоминает нам древние статуи. «Поцелуй» Бранкузи в скульптуре – нечто вроде «Черного квадрата» Малевича в живописи – нулевая точка отсчета нового искусства. Окружающее пространство здесь не играет совершенно никакой роли.

«Поцелуй» Бранкузи
«Поцелуй» Бранкузи

Примерно ту же плотность и предметность можно наблюдать в работах Ханса Арпа:

 Ханс Арп
Ханс Арп

Масса материала, как основного средства художественного языка скульптуры, понималась и другим величайшим скульптором ХХ века Артистидом Майолем, который подобно Энгру в XIX веке, также выделялся из крайностей его современников, спокойной и ясной гармонией в искусстве. Своим творчеством Майоль отстаивал классическую самодостаточность скульптурных объемов, но при этом свои статуи он предполагал размещать в открытом пространстве: «Когда форма окружена воздухом, видишь форму истинную» — говорил он.

Артистид Майоль. Река.
Артистид Майоль. Река.

Ассоциации с средневековым романским стилем вызывают экспрессионистические скульптуры Эрнста Барлаха.

Эрнст Барлах
Эрнст Барлах.

Четвертое измерение (время) в скульптуре пытались реализовать футуристы, что стало предвестием кинетической скульптуры, появившейся несколько позднее. В 1912-1913 года Боччони создает «разбитие бутылки в пространстве» и «Уникальные формы непрерывности в пространстве».

Умберто Боччони.
Умберто Боччони.

Прекрасным примером ультрадинамической скульптуры является работа советского скульптора Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»:

Вера Мухина. Рабочий и Колхозница.
Вера Мухина. Рабочий и Колхозница.

Кинетическая же скульптура, то есть сменяющая статический принцип скульптуры динамическим начинается с конструктивистов. Например, В. Татлина или Н. Габо, который создает скульптуру с вибрирующей пружиной.

Ласло Мохой-Надь. Кинетические скульптуры.
Ласло Мохой-Надь. Кинетические скульптуры.

Наиболее известным примером кинетической скульптуры можно назвать «Велосипедное колесо» на табуретке Марселя Дюшана.

Велосипедное колесо. Марсель Дюшан.
Велосипедное колесо. Марсель Дюшан.

Во второй половине ХХ столетия развитие скульптуры происходит под влиянием всех направлений искусства.

Особое значение в скульптуре второй половины ХХ века заняли идеи минимализма, подразумевающие повторяемость, геометричность, отсутствие всякого символизма, использование промышленных материалов:

Дональд Джадд
Дональд Джадд
Сол Ле Витт
Сол Ле Витт

Хотя скульптура, во многом схожая с архитектурой, с давних времен использовалась для демонстрации в открытом пространстве, в конце ХХ столетия она вступает с окружающим пространством в диалог, став его полноправной частью. Если скульптуры прошлого могли также органично смотреться и в закрытом пространстве, то развитие скульптуры в ХХ веке приводит к тому, что она имеет смысл, лишь в взаимодействии с той средой, где она расположена.

Аниш Капур
Аниш Капур
Дональд Джадд
Дональд Джадд
Дэвид Нэш
Дэвид Нэш
Николай Полисский
Николай Полисский
Франциско Инфанте
Франциско Инфанте
Энтони Гормли
Энтони Гормли
Класс Ольденбург
Класс Олденбург

Класс Ольденбург
Класс Олденбург

В дальнейшем из поп-арта родился стиль китч, среди наиболее известных последователей которого можно назвать Джеффа Кунса:

Джефф Кунс
Джефф Кунс
Джефф Кунс
Джефф Кунс

В рамках культуры пост-модернизма скульптура аккумулирует в себе множество различных направлений. Творчество большинства из них, нельзя однозначно отнести к какому-то одному направлению. Луиза Буржуа к примеру работала в сюрреализме, конструктивизме, кубизме и т.д.

Луиза Буржуа
Луиза Буржуа

Тем не менее, общей тенденцией в скульптуре ХХ столетия является ее активное взаимодействие с пространством вокруг.

Работы современной российской художницы Ани Жёлудь вовсе представляют из себя объемную графику, рисунок в пространстве:

jelud
Аня Желудь