Встреча с аристократами. В ГМИИ проходит выставка Гейнсборо


Впервые собранные живописные и графические работы более чем из десяти крупнейших музеев Великобритании, а также из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственного Эрмитажа представляют уникальную возможность познакомиться с лучшими произведениями художника и проследить развитие его неповторимого стиля.

Томас Гейнсборо. Портрет девочки

Открытием беспрецедентной по своему масштабу выставки Томаса Гейнсборо продолжается цикл экспозиций британского искусства в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В постоянной экспозиции российских музеев, художник представлен лишь одной работой «Дама в голубом» из собрания Государственного Эрмитажа. На выставке в Пушкинском можно увидеть около ста произведений живописи и графики: от раннего периода творчества к его расцвету, а также несколько работ других британских художников – современников мастера.

О художнике

Томас Гейнсборо (1727 – 1788) наравне с Джошуа Рейнольдсом был ведущим английским живописцем конца XVIII века. Но в отличие от своего главного конкурента Гейнсборо, избегал отсылок к Ренессансу и античности, изображая своих героев, одетых по современной моде. Будучи приверженцем стиля рококо в начале карьеры, Гейнсборо в своих работах отражал роскошь и досуг аристократического общества своей эпохи, его культурные идеалы и вкусы. Томас Гейнсборо завоевал имя за свои выдающиеся инновационные методы как в пейзаже, так и в портретной живописи.

Томас Гейнсборо. Миссис Элизабет Муди с сыновьями.
Томас Гейнсборо. Миссис Элизабет Муди с сыновьями.

Зрелую манеру художника отличает свобода и легкость кисти. В своих работах мастер тяготел к изображению идеализированных пасторалей, однако изображая природу как нечто таинственное и обладающее особой значимостью. В последствии окажет мощное влияние на Британскую школу живописи, в особенности на художников эпохи романтизма, и послужит признанию Гейнсборо как художника национального значения. Томас Гейнсборо также был одним из действующих членом Королевской академии художеств, но в последствии покинул ее из-за разногласий в развеске его картин. В тоже время он был любимым художником Георга III и его семьи.

Томас Гейнсборо. Портрет джентельмена с собакой.
Томас Гейнсборо. Портрет джентльмена с собакой.

Про выставку

Уникальными экспонатами являются десять изысканных пейзажей, выполненных в технике живописи на стекле, которые ранее никогда не экспонировались за пределами Великобритании.

Также, несмотря на то, что изображение религиозных сцен отнюдь не было характерным для творчества художника, особое место в пространстве экспозиции в Пушкинском музее занимает «Снятие с креста» — копия с монументального полотна Петера Пауля Рубенса. Обращение к этому сюжету, возможно, обуславливается уважением и личной значимостью фламандской живописи, влияние которой так или иначе прослеживается в творчестве художника.

Выставка продлится до 21 марта 2020 года, в течение этого времени ГМИИ им. А.С. Пушкина подготовил образовательную и инклюзивную программы, включающие кураторские лекции и экскурсии по экспозиции (в том числе на жестовом языке), а также детские мероприятия – даты и время проведения указаны на официальном сайте музея. К выставке выпущен каталог.