1 февраля в новом Парке Малевича, сохранившем память о местах, которые посещал Казимир Малевич, открылся групповой ленд-арт проект российских художников. Парк Малевича открылся для посещения в 2021 году в рамках государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды» и финансируется за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов. Проект разрабатывало архитектурное бюро Basis Architectural bureau. Супрематизм взят здесь за основной принцип. В архитектуре используются геометрические формы — квадрат, круг, треугольник — и зеркальные поверхности. Пространство, названное в честь великого художника, также обречено было быть наполненным различными художественными отсылками.
Посетителей парка встречает необычная входная группа в виде арт-объекта, созданного по мотивам картины «Черный квадрат». Арт-объект «Малевич» художника Григория Орехова, который уже известен москвичам Неваляшкой из нержавеющей стали, органично вписался в природный ландшафт, приглашая посетителей заглянуть в зеркальную анфиладу и настроиться на игру с реальностью.
Для новой выставки «Белый лес» Григорий Орехов представил ленд-арт под названием «Никуда / Nowhere» — красная ковровая дорожка из полипропилена длиной 250 метров, протянувшаяся в заснеженном лесу.
Ленд-арт — направление в искусстве, возникшее в 1960-е годы, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом.
Паблик арт — форма существования современного искусства вне художественной инфраструктуры, в общественном пространстве, рассчитанная на коммуникацию со зрителем, в том числе и неподготовленным, и проблематизацию различных вопросов как самого современного искусства, так и того пространства, в котором оно представлено.
Арт-критик Михаил Сидлин в тексте к выставке пишет: «Красная ковровая дорожка носит издревле церемониальное значение – пути победителей. Со времён Агамемнона расстилают её перед вождями, приписывая им божественную искру. Священный цвет – красный – в Советское время сопровождал глав государств и правительств, прибывавших на официальные встречи. А ныне – в Лос-Анджелесе, на церемонии «Оскара», или в Каннах, на фестивале, этот же предмет обозначает тропу кинозвёзд, новых богов-олимпийцев».
Кто-то увидит здесь Малевича, вспомнит супрематизм или картину «Скачет Красная конница», кто-то Эрика Булатова, а может Франциско Инфанте. Ленд-арт и паблик-арт обращаются так называемому «неподготовленному» зрителю, и в отличие от музейного и галерейного искусства, с одной стороны призваны быть более демократичными, а с другой — продуцировать множество смыслов, чтобы каждый мог найти что-то близкое ему.
В основе еще одной работы художника Алексея Луки — образ старого фундамента, который в равном соотношении сделан из найденных художником материалов, отсылающим к старым домам и постройкам, и из новых материалов. Опираясь на свое архитектурное образование и собственные исследования фактуры и геометрии урбанистических пространств, для Парка Малевича художник создал композицию из деревянных элементов. Этот объемный ассамбляж, словно обволакивая деревья, стал естественной частью леса. Художник приглашает зрителя поразмышлять над тем, поглощает ли природа старые памятники и руины, или, наоборот, они поглощают ее, а может быть, в этом взаимном поглощении рождается органичное единое целое.
Группа «Обледенение архитекторов» (Алексей Кононенко и Илья Вознесенский), дуэт «ЕлиКука» (Олег Елисеев и Евгений Куковеров), Ирина Корина и Ольга Петруненко продолжили тему акций на пленэрах, создав ростовые портреты деревьев.
Министр культуры Московской области Елена Харламова поддерживает появление подобных проектов и даже считает, что «Направление лэнд-арта в нашей стране представлено эпизодически. Да и сам лэнд-арт стал многообразней в своих формах: это не только работа с натуральными материалами свойственными данному ландшафту, но и поиск совмещений и противоречий с новыми технологическими материалами и процессами в обществе». Решиться на новый эксперимент в Парке Малевича чиновникам помог успех инсталляции на открытом воздухе, выполненной художником-архитектором лауреатом престижных театральных премий: «Золотая маска», «Золотой софит» Эмилем Капелюшем перед главным входом в музей «Новый Иерусалим».
Проект «Белый лес» в Парке Малевича осуществлен при поддержке галереи JART, выставочная стратегия которой нацелена демонстрировать синтез современного искусства и окружающей среды, где искусство экспонируется как в галерейном, так и в общественном пространстве, и может быть символично связано друг с другом.
Вход на выставку свободный.
Как проехать в Парк Малевича:
- На электричке с Белорусского вокзала до станции «Раздоры», далее пешком;
- На маршрутках № 101, 121, 150 от станции метро «Молодежная» до остановки «6-й километр», далее пройти пешком;
- На автомобиле по Рублево-Успенскому шоссе до деревни «Раздоры», затем повернуть на Рублевский проезд. Первый час парковки бесплатный, далее –– 50 рублей / 1 час.