Выставка в бункере: в Москве презентовали новый Фонд поддержки современного искусства MaxArt


В Москве на глубине 43 метра в Бункере 703, несколько десятилетий действовавшем в качестве защищенного спецархива Министерства иностранных дел, состоялось открытие пилотного проекта Hidden Places.

20210520_185252

В Москве на глубине 43 метра в Бункере 703, несколько десятилетий действовавшем в качестве защищенного спецархива Министерства иностранных дел, состоялось открытие выставки Hidden Places — первый проект фонда поддержки и развития современного искусства MaxArt, избравшего своим приоритетом такое необычное направление, как организация сайт-специфических выставок на различных объектах и площадках, изначально не предназначенных для выставочной деятельности и не привязанных к постоянной локации.

Выставка Hidden Places в Бункере 703. Фрагмент экспозиции.
Выставка Hidden Places в Бункере 703. Фрагмент экспозиции.

В передовых художественных практиках последних пятидесяти лет институциональные условия существования искусства, галерейная и музейная форма потребления искусства подвергались активной критике. Стремление выйти за рамки «белого куба» побуждало художников начиная с конца 1960-х годов искать и реализовывать иные формы социального бытования искусства, вне институций, выходя к публике, там, где она менее всего этого ожидает, в неконвенциональных пространствах — на улицах, заброшенных территориях, храмах, тюрьмах.

Site-specific Art, сайт-специфичное искусство – это искусство, получившие активное развитие с 1970-х годов, существующее неразрывно от физического пространства, ориентированное на специфику места.

Художники и кураторы, взаимодействующие с местом и контекстом, давно стали классиками современного искусства — Роберт Смитсон, Ричард Сера, Даниэль Бюрен, Ханс Хааке, Люси Липпард. Сооснователь Фонда, художник, декан и старший преподаватель МГАХИ им. В.И. Сурикова, факультет Графики Евгения Воронова рассказала, что идея позиционирования фонда была подсказана мировым опытом сайт-специфических выставок.

Не стоит на наш взгляд игнорировать и отечественную культурную традицию, когда выставки-акции неофициальных художников также организовывались в неконвенциональных пространствах, под открытым небом, в лесу, на пароходе, например, такими художниками как Франциско Инфанте-Арана, участниками APTARTа, группой Мухоморы, Коллективные действия, Клубом Авангардистов (КЛАВА) и другими. В 1990-е культовыми стали кураторские проекты Иосифа Бакштейна в мужском отделении Сандуновских бань, в Бутырской тюрьме. Да, в 2000-е интерес к освоению экзотических пространств в нашей стране несколько снизился в связи с институциональным бумом, зарождением творческих кластеров, фондов, галерей. Российская арт-тусовка привыкла к буржуазным открытиям и гламурным мероприятиям в формате белого куба. Но карантин 2020, бесспорно, стал почвой для активизации тактик маршрутизации и картографирования пространства, поэтому создание фонда, нацеленного на концептуализацию и освоение потаенных мест, в 2021 году выглядит уместным и перспективным.

Искусство сегодня может находиться, где угодно, а если оно расположено в особенно смелом или необычном месте, то мощное воздействие на зрителя, интерес художников и кураторов — гарантированы. Институции, поддержавшие проект, Московский музей современного искусства, галерея Триумф, МГАХИ им. Сурикова, также по достоинству оценили потенциал сайт-специфических городских выставок.

Постапокалиптическая эстетика, психоделическое ощущение реальности после 2020 стали частью общего канона. Главный куратор фонда MaxArt Полина Могилина объединила в выставке работы 30 художников, работающих с образами и метафорами, выходящими за пределы видимой глазу реальности. Изображаемый ими мир существует на зыбкой, вибрирующей полупрозрачной границе между реальным и вымышленным миром художественной фантазии.

Выставка Hidden Places в Бункере 703. Фрагмент экспозиции.
Выставка Hidden Places в Бункере 703. Фрагмент экспозиции.

На лестнице зрителя сопровождает звуковая инсталляция «Переход» Арсения Бобрышева и Константина Троицкого, которая как следует из названия, погружает в пограничное состояние, истинный смысл которой становится понятен на обратном пути — музыка воспаряет, помогая выбраться — ведь в возвращении весь смысл.

Выставка Hidden Places в Бункере 703. Фрагмент экспозиции

Сквозь толщу земли, как через мясорубку, пропущены работы Владимира Дубосарского, Crocodile Power, группы Синий Суп, Ивана Плюща и Ирины Кориной, Кирилла Гаршина и Полины Синяткиной, Натальи Успенской, Евгении Дудниковой, Андрея Бергера и других исследующих границы реальности и фантазии.

Видовые и статусные границы в выставке нарушены в поисках первичных ценностей, очищенных от буржуазных наслоений. Маразматично-ковидная реальность, впрочем, не перестает плодить парадоксы — арт-бомонд, который несколько дней назад тусовался на открытии арт-шоу DA!MOSCOW сегодня пьет игристое на секретном объекте, обнесенном колючей проволокой, выстроившись в очередь, чтобы испытать новый телесный и эстетический опыт на глубине 43 метров под землей.

Выставка Hidden Places в Бункере 703. Фрагмент экспозиции

По определению американской исследовательницы Мивон Квон актуальность сайт-специфического искусства обусловлена его стремлением превзойти существующие традиционные медиумы; перенести значение изнутри объекта в его контекст; отойти от старой картезианской модели субъекта к феноменологической модели живого телесного опыта.

Удастся ли проектам фонда очиститься от буржуазных наслоений можно будет увидеть в скором будущем. Среди заинтересованных будущих партнеров фонда — Уральская индустриальная биеннале современного искусства в Екатеринбурге, проекты которой регулярно проходят на режимных объектах.

Алиса Прудникова: «Уральская Биеннале стала не проектом, а институцией». Читать далее.