Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Путь Малевича: в Москве появится музей художника под открытым небом


Мемориальный музей под открытым небом протяженностью в 15 км охватит места, где были созданы самые важные произведения и философские труды художника

Игорь Новиков. Косари. 2023

В Галерее на Шаболовке Объединения Выставочные залы Москвы открылась выставка «Путь Малевича», которая должна стать одной из точек музея художника под открытым небом. Не всем известно, что Казимир Малевич черпал вдохновение в природе и часто обращался к ней в своих размышлениях. На сегодняшний день, несмотря на всю известность художника у Казимира Малевича нет собственного музея. В чем-то это даже соответствует его личности, ведь сам он никогда не был привязан к стенам. Возможно, его музеем должны стать поля и леса, по которым он любил гулять. Катя Карцева попросила куратора проекта Марию Москвичеву рассказать про любимые места художника и истории с ними связанные.

Малевич и Москва

Мария Москвичева:  Данный проект — это выставка-маршрут, выставка-исследование. Его гобальная цель — создание мемориального музея под открытым небом длиной 15 километров. Маршрут, который начинается в Кунцево и заканчивается в районе Барвихи на берегу Москвы-реки, где хотел быть похоронен Малевич. Этого не случилось, потому что уже тогда в 1935 году эта территория была закрытой. Неслучайно примерно там появился Парк Малевича, но он, к сожалению, находится на той территории, на которой Малевич, что называется, проходил мимо.

Когда Малевич приехал в Москву, на Шаболовке он исполнил свой первый коммерческий заказ дизайна упаковки одеколона «Северный» для Александра Брокара. Там же познакомился с определённой компанией художников и культурных людей. В Кунцево были другие мероприятия, культурные сходки. Художники и писатели снимали там дачи. И уже с 1909 года точно известно, что и Малевич стал снимать дачу рядом с Маяковским. Там же был написан Чёрный квадрат, там же он думал об опере «Победа над солнцем», там родились все супрематические идеи, которые связаны и перекликаются с идеями природы. Весь выставочный маршрут связан с природой, про который в залах музея мы рассказываем с помощью художественных произведений, текстов, воспоминаний, писем и так далее. Но, конечно, мы хотели бы, чтобы его мог пройти любой желающий и не обязательно с экскурсией.

Что может стать новым черным квадратом по мнению зарубежных кураторов? Читать далее

Нам бы хотелось создать такие точки притяжения, которые бы ввели людей по местам Малевича, с которыми связана его судьба.

В местах, указанных на выставке, произошли самые главные события в жизни художника: в Кунцево он расписался с Софией Рафалович, которая стала главной женщиной в его жизни; в Немчиновке был дом родителей Софьи. Даже, когда она уже умерла, художник жил с её родителями, пока они были живы, со своей мамой. В этот дом приезжали его родственники, друзья. Его соседом был Сергей Эйзенштейн. Неслучайно в конце жизни Малевич написал сценарий фильма и когда поехал в Германию на свою выставку хотел снять фильм, но не успел. Однако намерение было и выросло оно из Немчиновки.

Архитектон, который художник завещал поставить на своей могиле.

Малевич любил гулять к Москве-реке. Сейчас там находится парк Отражение. В том месте находится старица Москвы-реки. Напротив видны Лохин остров и Архангельское. В своем завещании художник желал быть похоронен в этом месте, чтобы на могиле стоял Архитектон. Тот самый который Юрий Авакумов позже восстановил по фотографии. Эта модель теперь в Третьяковской галерее. Но к сожалению в 1933 году, там устроили санаторий, и территорию закрыли для посещения. Последние два года своей жизни Малевич уже не мог туда попасть.

После смерти в 1935 году похоронить его там не удалось, и пришлось использовать запасной вариант — по дороге к этой речке между Немчиновкой и Ромашково в поле под одиноким дубом. В его импрессионистических работах есть и этот дуб, и это поле, и Никольский храм. Это мало, кто замечал, что стало открытием данной выставки, подсвечивающей эти места на его картинах.

Казимир Малевич. Весна (1929). Дом в Немчиновке

После смерти Малевича дуб, под которым был захоронен художник, спилили. По разным данным это произошло то ли во время войны, то ли уже в 1960-е. Поле использовалась как паханное, и захоронение потеряли. Лишь 11 лет назад было доподлинно установлено, где именно захоронен художник. Как журналист я участвовала в этом процессе, придавала его огласке. Сейчас на выставке мы подробно рассказываем про связь художника с этими местами.

У могилы Малевича. Май 1935 года. Слева направо_ Татьяна Рафалович, Уна Малевич, Наталья Малевич (Манченко), перед ней Галина Жаркова

Из прошлого в современность

Для каждой точки маршрута современные художники придумали инсталляцию, которая, как точка притяжения, могла бы стоять в этих мемориальных зонах. Дома не сохранились, кроме дома в Немчиновке, который также перестроен и уже не похож на тот, где бывал Малевич. Но во многих точках сохранились дубы, которые были при жизни Малевича. Так в Кунцево среди деревьев Сергей Катран придумал проект Киберкуб. Рядом для аллеи, которая ведет к линии D1, художница Алла Урбан придумала супрематическое дерево «Перекресток». Леонид Тишков придумал для Немчиновки домик для уток. Сегодня там жилая застройка, но есть маленький общественные прудик, в котором вот в виде красного дома с знаменитой картины Казимира Малевича такой домик может плавать на плоту.

Памятный знак Малевичу, установленный на территории частного поселка его имени. Фото: Мария Москвичева.

Далее есть такой посёлок «Малевич», где находится скульптура Владимира Андриенкова, установленная в 1988 году. Туда не нужно ничего добавлять, кроме какого-то элементарного благоустройства и, чтобы место стало открыто для людей. Изначально на могиле Малевича был установлен белый куб с чёрным квадратом, позже когда могила была утеряна, ученики, последователи и почитатели спроектировали похожий куб, но с красным квадратом. Это работа Владимира Андриенкова, которую установили в ближайшем месте, где это был реально было сделать и получить разрешение. Академик Лихачев, с которым работала последняя жена Малевича Наталья Манченко, помог это сделать. С тех пор эта территория стала местом притяжения и получила в народе название «тропа Малевича». К сожалению, сейчас этот куб недоступен. В Парке Малевича тоже есть определённые места, например мы нашли там дуб, который также помнит Малевича. Сейчас он спилен, но есть пень, а рядом другой дуб, под которым, по проекту Александра Матвеева мы предлагаем устроить зону отдыха из супрематических лавочек, параллелепипедах красного, белого, чёрного цвета.

Марина Звягинцева. Биотипия.

Наконец, в последней точке у воды Марина Звягинцева сделала такой плот в виде чёрного квадрата с руками, которые кадрируют реальности, реальность стирается, синяя краска смешивается с чёрным, выражая беспредметность, которую нашёл Малевич. Там же мы хотим поставить трехметровый Архитектон, который художник проектировал для своей могилы.

Вид экспозиции «Путь Малевича». Галерея на Шаболовке

Финальная яркая точка этой выставки-исследования спецпроект «Метафизика деревни» Игоря Новикова. Это работы художника, связанные с деревней. Картины-сны, где реальность смешивается с безпредметностью. Игорь Новиков, художник-авангардист, работающий с 1980-х годов, не является прямым продолжателем Малевича, но, конечно, он один из многих сотен, может быть тысяч или миллионов художников, на которых Малевич оказал влияние. При этом, Малевич желал, чтобы каждый из его учеников развивался по своей линии. Новиков по-своему увидел тему деревни и природы, которые здесь очень важны, так как это музей под открытым небом на природе.

Игорь Новиков. Косарь. 2023 г.