Инсайты арт-рынка и экспертное мнение каждый день в нашем telegram канале.

Новые стратегии арт-рынка и будущее российского искусства: мнение дилеров и галеристов


Арт-индустрия продолжает поиск эффективных инструментов для продвижения российских художников внутри страны и за рубежом

5386538762357564288

Осень для коллекционеров и галеристов – горячее время, когда и в России, и за рубежом проходят основные арт-ярмарки. Можем ли мы сегодня говорить о российском арт-рынке в позитивном ключе? Изоляция, замкнутость, низкий уровень государственной поддержки, отток художников зарубеж и другие факторы побуждают смотреть на судьбы российского современного искусства скептически. Два года назад мы уже публиковали мнения экспертов относительно пессимистичных и оптимистичных сценариев развития арт-рынка России. Арт-индустрия продолжает поиск эффективных инструментов для продвижения российских художников. Мы поговорили с экспертами, какие традиционные и инновационные инструменты ревитализации российского искусства они сегодня используют.

Основным способом продаж для галеристов были и остаются арт-ярмарки. Несмотря на проблемы, внутренние и внешние, которые объективно есть у российского арт-рынка, прошедшая в сентябре Blazar заявила о достаточно хороших результатах продаж: «За 5 дней работы ярмарку посетили более 24 тысяч человек, продано 2300 работ молодых художников на сумму более 53 000 000 рублей. Из них в секции независимых авторов было продано 1833 работ на сумму 35 000 000 рублей» — сообщалось в пост-релизе ярмарки молодого искусства.

В то время как Cosmoscow вынуждено переехала и не в первый раз на новую площадку. В сообществе звучат переживания о возможных травматичных последствиях переезда в новое пространство, к тому же расположенное вдали от центра.

Незаивисмый арт-дилер, коллекционер, издатель Художественного журнала и основательница Sarah Vinitz Foundation Сара Виниц считает: «Cosmoscow — это бренд, настолько весомый, что можно уверенно сказать, что посещаемость будет. Смену площадки ярмарка уже переживала. Вопрос лишь в том, насколько в своей информационной политике компания ФосАгро, владеющая Тимирязевским центром, уделит внимание поддержке ярмарки и содействию организаторам. С миром искусства компанию связывает дружба с Центром современного искусства «Сияние» Андрея Малахова, думаю, что их маркетологи уже обдумывают стратегию объединения имиджа корпорации с искусством. Не думаю, что выбор данной площадки случаен. Самое время объявить, например, о создании собственной коллекции, и, советуясь с опытными консультантами, поддержать своего арендатора не только гибкими условиями, но и приобретением работ. Это всего лишь гипотеза, я всегда позитивно смотрю на жизнь».

Сотрудничество с госзаказчиками и бизнесом

Еще одним направлением развития современного искусства может стать содействие совместным проектам художников с девелоперами и крупными заказчиками. Например, проект Дмитрия Аске по росписи сводов Ярославского вокзала в Москве в честь 50-летия строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) при поддержке «РЖД». Продюсером выступила платформа САБСТАНЦИЯ, основанная Сабиной Чагиной в 2023 году. Деятельность платформы как раз направлена на создание новых мультижанровых и экспериментальных форматов, объединяющих коммуникацию между различными участниками поля современной культуры и представителями бизнеса.

Росписи Дмитрия Аске на Ярославском вокзале 2024 г.

Среди других примеров аналогичного сотрудничества с творческими людьми — Гиперкуб Бориса Бернаскони в Сколково, или Парк Малевича в подмосковном Одинцово.

Продвижение российских художников  на международный арт-рынок

Российский арт-рынок существует в основном локально,  но попытки продвижения авторов из России в международный контекст по- прежнему присутствуют, хотя и с измененной географией. Есть мнение, что в нынешних реалиях необходимо оживлять ситуацию за счёт более активного диалога с странами БРИКС, Азией и Латинской Америкой. Владелица молодой дубайской галереи Алиса Багдонайте ранее уже имела опыт участия в международных ярмарках с галереей Треугольник. Сейчас в Дубае галерея «Алиса» снимает пространства под выставки, делает партнерские проекты с институциями, а также намерена продолжать представлять российских художников на зарубежных ярмарках. 

работы Кирилла Макарова, Кирилла Михайлина, Дианы Шлиман
Стенд галереи на ярмарке BAD+ в Бордо
Работы Кирилла Макарова, Кирилла Михайлина, Дианы Шлиман.

“Галерею «Алиса» я сразу задумывала как международную. Мы участвовали в Zonamaco и Art Berlin, но реализоваться этим планам в полной мере помешал ковид,  зато сейчас, со штабом в Дубае, я возвращаюсь к изначальным планам.  Моя галерея уже приняла участие в BAD+ в Бордо. Ярмарка прошла успешно, и мы вернемся туда в мае, чтобы закрепить достигнутые результаты мягкого входа на французский рынок, а также работаем с над другими направлениями международных ярмарок на сезон 2024-2025”.

Алиса Багдонайте считает, что:

“Инструменты развития галереи и ее авторов одинаковы всегда и везде: нужно строить репутацию в профессиональной среде и среди коллекционеров»

Это не так просто делать русским художникам, потому что наша сцена долгое время оставалась изолированной, связи художников за рубежом – ограниченными, а сейчас контекст для русского искусства и арт-бизнеса можно описать как турбулентный. Мы стараемся строить гибкую стратегию: участвовать в компактных ярмарках, где мы быстро становимся видимыми, делать не маленькие галерейные выставки, но более редкие, зато крупные кураторские проекты с широким составом участников. Расчет простой: мы не только делаем выставки, представляем «материал», но и формируем сообщества на территориях, где никогда не были. Нам важно  познакомить зрителя с объемной картинкой, что такое наше искусство, сделать его понятнее и ближе. Курс взят на максимально быстрое и эффективное построение репутации галереи и моих художников, а также формирование социального пространства, где мои авторы могли бы высказываться и развиваться. Пул авторов тоже постепенно расширится и станет менее национальным, но нам важно сохранить связь с нашими ключевыми партнерами, коллекционерами, а также сохранить ДНК галереи”.

Сара Виниц приводит в качестве примера успешные продажи китайской галереей произведений Валерия Кацубы:

“За 2 года с момента выставки Russian Romantic Realism в первом музее фотографии в Шанхае SCoP, были проведены выставки этого проекта в музее современного искусства в Кунмине, галерее Yiji v Chongqing, галерея MATTHEW LIU FINE ARTS участвовала с проектом в трех ярмарках: 3 раза Potofaires Shanghai, на Art021 в Шанхае и Гон-Конге, в Пекине на Dand Dai, продажи отличные, флуктуации есть, но динамика положительная. Изначально этот музейный проект делала галерея Anna Nova, представляющая интересы художника в России, проект был реализован при поддержке созданного мной фонда, поэтому могу сказать не по наслышке, хотя мы открыли выставку в пандемию, это не помешало ее успеху — была рекордная посещаемость за все время существования музея. Проект родился именно в Шанхае, так как стал очевиден интерес со стороны китайских музеев, когда Anna Nova впервые привезла работы Кацубы в Китай. Вот и всё, что надо знать о пользе профессионального участия в международных ярмарках на примере Азии”.

Валерий Кацуба. Фото: сайт художника.

15 октября фонд Сары Виниц совместно с Tora and Art Foundation параллельно с ArtBasel открыли масштабную выставку в Париже, посвященную проблеме ксенофобии «Tales of Xenofobia», в которой демонстрируются работы Олега Кулика, Владимира Дубосарского, Айдан Салаховой, Елены Ковылиной, Валерия Чтака, Александра Дашевского, Георгия Острецова, Иды Таубе, Алены Романовой, Влады Красильниковой и многих других вместе с произведениями Ай Вэйвэя, Марины Абрамович, Бэнкси. Среди гостей мероприятия были директор международных проектов центра Помпиду Жан Кристоф Клод, актер Тим Рот и другие. Про выставку и художников пишут французские СМИ. В программе, приуроченной к выставке выступают Петер Слотердайк, проведен паблик-то AES+F и презентация книги Барбары Пола.

Инновационные инструменты развития арт-рынка

Для стимулирования арт-рынка внутри страны Сара Виниц отмечает такие инструменты, как формирование частных корпоративных коллекций, управление ими, систематизация, но среди этих традиционных сервисов, эксперт предлагает рассмотреть и не столь востребованные нашим арт-рынком инструменты, которые могут дать возможность входа в арт-рынок с заниженными рисками. Например, осуществление обратного выкупа:

“Картину Чтака можно купить за 10 тысяч долларов, а с гарантированным выкупом за 12. Через три года можно выручить столько же, через пять лет 13, а вот через десять лет 30 тысяч. Однако обратный выкуп не распространяется на любые работы любого автора, а только на тех, кого мы гарантируем, за кого я отвечаю лично”.

В тоже время Виниц отмечает, что вопреки ожиданиям, бешеного роста цена на Чтака не получилось: “Мы рассчитывали рост цен, минимум на 30%, ведь художник умер и новое уже не напишет, а даже при жизни Чтак был очень востребован и подорожание происходило ежегодно, но цены выросли всего на 15%”. Эксперт в тоже время отмечает важность развитии и поддержания стабильности рынка, а не в разовых спекуляциях.

Валерий Чтак.
Нелинейный нарратив.

Еще один инструмент — покупка искусства через систему опционов и фьючерсов уже был ею внедрен во время работы над проектом “Артефакты и гаджеты” Елены Ковылиной. Несмотря на то, что на фьючерсах была продана кастомизация работы “Путеводная нить”, рынок оказался не вполне  готов к этому. Однако по  мнению эксперта перспективность у этого формата есть. 

«Фьючерсы» Виталия Пушницкого
на стенде pop / off / art на ярмарке 1703, 2024 г.

Действительно, опыт Сергея Попова с фьючерсами  на ярмарке 1703 этот галерист оценил как успешный, хотя его отношение к этому формату сдержанное.

Сергей Попов: «Проект Виталия Пушницкого «Фьючерсы» был представлен на ярмарке 1703 в Санкт-Петербурге. Он предназначался только для показа и продажи на ярмарке и обыгрывал на территории искусства вопросы и проблемы, которые в это же время обсуждались на Экономическом форуме. Это ни в коем случае не финансовый инструмент или что-то подобное, это актуальная работа выдающегося художника с информацией, с метафорой. Такие действия невозможно представить с художниками — международными звёздами, но и с молодыми, малоизвестными авторами тоже. Проект получил резонанс, была продана большая часть картин в его рамках. Все сделки были заключены на ярмарке или сразу после — по условиям художника. В настоящее время Пушницкий работает над реализацией этих полотен”. 

«Фьючерсы» Виталия Пушницкого
на стенде pop / off / art на ярмарке 1703, 2024 г.

Предпочтения коллекционеров

Главной движущей силой арт-рынка также остаются коллекционеры. Причем в нынешних реалиях – прежде всего российские. Именно об этом в преддверии 12-ой ярмарки Cosmoscow говорит изданию The Artnewspaper Russia Маргарита Пушкина: «Для нас же одна из первоочередных задач — сделать так, чтобы в первую очередь русские коллекционеры ценили и покупали русское искусство».

Виктория Ратникова, искусствовед и независимый арт-дилер, в прошлом сотрудник по работе с клиентами галереи Artwin отмечает, что вкусы российских коллекционеров эволюционируют:

«В последний год я заметила, что многие коллекционеры, даже подбирая в новый дом «интерьерное» искусство, акцентируют внимание на имя и развитие художника на арт-рынке в будущем. Им перестало быть интересно, чтобы картины подходили только по цветам и размерам к интерьеру, теперь им важно, чтобы это было не только «красиво», но и инвестиционно прибыльно. Но все же молодые коллекционеры все еще неготовы покупать «сложное» искусство, обращая внимание на абстрактные и фигуративные работы. Также большинству тяжело решиться покупать работы выше 500 тысяч рублей».

На вопрос, имеются ли среди коллекционеров чиновники и представители властных структур, стал ли их интересовать рынок современного искусства, Виктория Ратникова поделилась, что: «действительно среди покупателей современного искусства есть и представители властных элит. В случае покупки эти люди очень аккуратны, стараются досконально изучить смыслы, вложенные в работу и биографию художника. Однако в большей части их по-прежнему привлекает более традиционное искусство».

Сара Виниц считает, что: “сегодня нет необходимости быть Екатериной II или Третьяковым, чтобы приобретать произведения современного российского искусства. При жизни авторов, создавать личные коллекции и наполнять свою жизнь творчеством и красотой, вкладываясь в перспективное направление. Не нужно бояться высокого входного чека в коллекционирование. Счастье обладания, знакомое коллекционерам, но перспектива обладать есть у всех — заработать, поддержать художника и стать частью современной истории искусства. Жажда собирать и обладать должна быть. А деньги и вкус приходят со временем и развиваются”.

В рамках ярмарки Cosmoscow 2024 запланирована обширная дискуссионная программа, которая продолжит дискуссию экспертов о новых стратегиях на арт-рынке. Программа лектория на сайте ярмарки.