Тренд на привлечение художников для решения задач бизнеса активно развивается за границей уже около десяти лет. В России он только зарождается. В 2019 году для выстраивания корпоративной культуры в компании ДКС вместо традиционных брошюр и плакатов решили попробовать использовать современное искусство, для чего пригласили Марину Звягинцеву — одну из основоположниц искусства в общественных пространствах России. Производство затянулось на 3 года, тут и мировые события поспособствовали, и сам паблик-арт, как вид искусства, часто сопряжен с техническими сложностями, длительными согласованиями. В итоге инсталляция заняла 3 этажа, общей площадью 8х4 метра и весом 225 кг. В ее основу легли лестничные лотки, производимые на предприятии.
Художница рассказала, что ей предложили сделать проект про красоту деталей, которые производит компания — а ДКС входит в число крупнейших производителей кабеленесущих систем и низковольтного оборудования в России и Европе — но как представитель site-specific art она заинтересовалась работой с пространством и людьми. Детали, используемые в промышленности, стали своего рода «рэди-мейдом» — инсталляция как бы сигнализирует сотрудникам, что то, что они производят не только утилитарно и целесообразно, но само по себе может быть объектом искусства. Художница пошла дальше, предложив заводчанам поиграть со смыслами и ценностями, попросив их предложить слова, которые для них кажутся важными. Так 1900 сотрудников получили возможность стать соавторами инсталляции.
Подобный подход Марина Звягинцева использует не впервые, например, в ЦТИ Фабрика, где на асфальте в виде микросхемы-матрицы нанесена ее «Карта памяти», транслирующая ценности арт-кластера, подобранные вместе с сотрудниками или проект «Культурный код», изменивший облик Тимирязевского района Москвы через создание культурной навигации на асфальте, соединившей районный выставочный зал с школой и библиотекой. В этот раз было отобрано 12 слов, которые легли в основу гигантского кроссворда. Расположенный на стеклянном фасаде техно-парка, он виден как с внешней уличной стороны, так и изнутри.
«Было непросто создать двустороннюю цельную конструкцию, занимающую три этажа. При этом на каждом этаже внутри здания «Академии ДКС» инсталляция должна выглядеть как законченное произведение, а снаружи сотрудники и партнеры ДКС могут видеть ее как единую историю. Здесь мне нужно было решать концептуальные, художественные и технические вопросы одновременно», ― делится Марина Звягинцева.
Вышла не просто конструкция из деталей, сделанных на заводе, но история про самих людей и место, где они работают. Традиция использования художников и их произведений для украшения общественных пространств, особенно фабрик и заводов, хорошо известна и восходит к советским временам. Уже в 1920-е годы Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Александр Родченко берутся за оформление городских и промышленных пространств. Параллель с авангардом возникает сама собой — здание технопарка из металлических конструкций и стекла выглядит очень конструктивистски, воплощая заветы Баухауза. Красный и белый стали основными цветами инсталляции. Они же — фирменные цвета завода. Интересно, что проект начали в 2019 году, когда весь мир праздновал столетие Баухауза, но это уже, конечно, чистое совпадение.
Скептики скажут, что слова «безупречность», «честь», «достоинство» — звучат очень пафосно, а размещенные на заводе реинкарнируют советские партийные лозунги, столь бессмысленные, что над ними изрядно поиронизировали постмодернисты, представители так называемой «второй волны» русского авангарда — Комар Меламид, Леонид Соков и другие. Понимая это, Марина Звягинцева использует игровую форму и оставляет пустые клетки в кроссворде, как открытый конец, возможность продолжения и более активного вовлечения, пытаясь сделать корпоративное сообщение более человечным.
Необходимость сотрудничества с заказчиком всегда ставит паблик-арт в неудобное положение. Бизнес использует искусство для конструирования смыслов, но не будем же мы утверждать, что музеи от подобного влияния свободны? В современном арт-мире деньги компаний присутствуют. Возникает вопрос, насколько они этичны? В ДКС стремятся подчеркнуть свою корпоративную социальную ответственность, и не только современным искусством. На территории есть «зеленые уголки» для отдыха рабочих, спортивные площадки. Наличием корпоративных спортивных команд объясняется наличие в кроссворде слов «команда», «чемпион».
Обстановка, правда, производит впечатление, что ты не на заводе, а в центре культуры. И если такое сотрудничество людям на пользу, возможно, это где-то даже важнее, чем музейное искусство для элит. Отличие паблик-арта от галерейно-музейных форм искусства в его подчеркнуто социальной природе, требовании нести ценность для сообществ, вовлечении людей к созданию искусства. И в этом смысле новый проект Марины Звягинцевой можно считать состоявшимся.