«Лабиринты Времени» Миши Брусиловского


В музее Эрарта открылась выставка «Лабиринты Времени» известного уральского художника-нонконформиста Миши Брусиловского. Елена Шипицына стала ее сокуратором. Публикуем личное эссе куратора о художнике.

1109241c-0c66-4341-8663-57f1ed08cd68

Миша Брусиловский — один из немногих российских художников 2й половины ХХ века, особую значимость творчества которого признавали в равной мере как отечественные, так и зарубежные критики.

Родившийся в довоенной Украине 1930-х, воспитанный духом творческой свободы «хрущёвской» Москвы 1950-х, Миша Брусиловский приехал на Урал в начале 1960-х вполне сформированным, самостоятельно мыслящим художником. И, как выходец из круга независимых московских художников послесталинского недолгого периода «оттепели» — Эрнста Неизвестного, Бориса Жутовского, Эдуарда Гороховского — он быстро стал центром современной творческой мысли и эстетического эксперимента в художественной среде Свердловска. И также он разделит их судьбу цензурных гонений и запретов на профессию.

Позднее искусствоведы назовут это поколение талантливых и смелых авторов «шестидесятники», отметив, что они сформировали особый визуальный язык в советском искусстве — метафорического идейного высказывания. Миша Брусиловский в этом ряду один из ярких фигур, умеющих преобразить повседневность в притчу, факт истории в глобальный миф, обыденность жизни в поучительную легенду.

Геннадий Мосин и Миша Брусиловский. «1918». Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ)

Так, в картине «1918 год», написанной совместно с другом и единомышленником Геннадием Мосиным, Ленин неожиданно, вопреки идеологическим шаблонам,  предстаёт мускулиным фанатиком Революции. Написанное совместно с другом и единомышленником Геннадием Мосиным, это полотно на Венецианской биеннале 1966 года заявило о существовании свободного художественного мышления в советской России. С этой картины начался путь личного диалога художника с историей. И если судить о нём по его картинам, в которых прошлое, настоящее и будущее сходятся в странной достоверности, то был он талантливым сталкером по петлям и лабиринтам Времени. 

Лабиринты времени Брусиловский
вид экспозиции в Музее Эрарта

Выставка «Лабиринты Времени» о том, как творчество преображает рутину повседневность в возвышенную легенду незаурядной жизни. Миф для художника Брусиловского предстаёт как единственно возможный способ освоения драматичной и противоречивой действительности постсоветской России. Библейские и античные сюжеты в трактовке художника сопричастны современным событиям. Архаика по его мысли прорывается в  действительность через хаос наших страстей и невежества.

Миша Брусиловский
«Несение Креста», 2001, холст, масло.

В таком ракурсе восприятия личное мужество такого независимого политика новейшего времени как Евгений Ройзман сопоставимо по значимости с героизмом личности  античного Геракла. А образ любимой женщины вполне вписывается в классическую иконографию канона христианского Спаса. Мифологемы разных времён и традиций разворачиваются перед зрителем в единый культурный текст. В экспозиции собраны работы последних двух десятилетий жизни автора, оцениваемые им как наиболее значимые.

Миша Брусиловский
«Охота на львов»,1998, холст, масло.

В экспозиции из двадцати шести полотен особое место занимают три  монументальных полотна «Суд Соломона», «Благовещение» и «Несение Креста», никогда ранее не показываемых за пределами Урала. Образуя смысловой треугольник пути любой честной творческой жизни, эти картины писались художником как личное духовное завещание. Одна из них, наиболее знаковая для сегодняшнего времени перемен — «Суд Соломона» — передаётся семьёй художника в дар Музею Эрарта, чтобы занять почётное место в его коллекции. 

Выставка продлится с 9 июня по 8 августа. Информация о выставке на сайте Музея Эрарта. Экспозиция подготовлена Куратором музея Эрарта Владимиром  Назанским и Еленой Шипицыной.