Чтобы выполнить правительственные рекомендации по сдерживанию распространения вируса, музеи, художественные ярмарки, художественные галереи и культурные центры должны были принять незамедлительные меры, в результате чего индустрия культуры практически полностью остановилась. В Москве на безвременный карантин закрыты государственные музеи, частично арт-кластеры, отменена ярмарка DA! MOSCOW и все большее количество запланированных арт-событий, выставок, конференций переносятся или переходят в онлайн.
Музеи
Закрытие музеев представляет серьезный удар по культурным секторам соответствующих стран. Большинство музеев обращаются к цифровой сфере, предлагая виртуальные посещения. Великобритания – единственная из европейских стран не последовавшая за ограничениями в следствии пандемии. Лондонские музеи пока открыты, и проводятся публичные аукционы. Хорошо, что большинство музеев уже в течение многих лет открывают свои коллекции в высоком качестве онлайн, предоставляют возможность виртуальных прогулок и аудио, видео лекций через мобильные приложения музеев.
Чтобы морально поддержать своих подписчиков, а также и для развития контент маркетинга и сторителлинга, многие музеи реагируют на пандемию создавая ситуационный контент. Например, Рейксмюзеум в Голландии запустил челлендж на лучшее пользовательское фото в духе известных шедевров.
Арт-рынок
Пандемия нанесла удар и по арт-рынку. Выставки (коммерческие и некоммерческие), аукционные торги были отменены или перенесены, часто на неопределенные даты. В Европе ряд галерей уже ликвидирован из-за нехватки доходов от отмененных мероприятий для покрытия арендной платы и других расходов. Арт-дилеры экспериментируют с цифровым маркетингом с начала кризиса с коронавирусами, и их новые стратегии начинают приносить плоды.
Art Basel Hong Kong стал первым крупным художественным событием, объявившим о его отмене из-за COVID-19 (в январе 2020 года). Организаторы ярмарки быстро отреагировали, организовав цифровую ярмарку, чтобы экспоненты могли бесплатно представить работы, которые намеревались показать в Art Basel. Таким образом, на выставочных площадках будут выставлены виртуальные стенды для 231 галереи.
Отсрочки аукционов в Гонконге и материковом Китае начались еще в январе (Christie’s, Bonhams, China Guardian, Poly Auction и т. Д.). В середине марта Фрэнсис Белин, президент Christie’s Asia Pacific, заявил, что его бизнес переживает трудный период. Он добавил, что около 40% новых покупателей набираются через онлайн-каналы, и большая часть этого роста азиатского происхождения.
В целом, крупные аукционные дома имеют большой опыт работы с онлайн-продажами и прекрасно оснащены, чтобы переключать свои престижные продажи в цифровую сферу. В 2019 году онлайн-продажи уже значительно возросли, например Sotheby’s по данным Art Price зафиксировали рост на 25%.
Молодые художники
Пандемия оказала самое непосредственное влияние на начинающих художников. Молодые художники, которые еще до пандемии получали очень скромные доходы, теперь остались без коммерческих точек для продажи своих работ, так как многие галереи, аукционные дома и художественные ярмарки закрылись.
Несколько культурных игроков Гонконга объединили свои усилия, чтобы создать некоммерческую организацию Art Power HK – онлайн-платформу, освещающую события и выставки с целью повышения их устойчивости и распространения культурных новостей.
Идея распространилась во Францию, где владелец парижской галереи Жорж-Филипп Валлуа призвал объединить галереи для создания «общей платформы продаж».
В России в инстаграм аккаунте @curartine галерея InGallery, резидент арт-пространства Cube.Moscow запустили open call «ИЗОляция», призванный собрать и опубликовать произведения актуального искусства, созданные в период карантина (в том числе и культурного). Когда кризис закончится, организаторы планируют провести офлайн выставку в пространстве Cube Moscow. Хотя художественные самоорганизации Москвы уже давно активно существуют онлайн.
Пандемия интенсифицировала процессы цифровизации арт-рынка и культурных институций. Конечно, вряд ли это заменит человеку личное общение с искусством, но подвергать сомнению тотальное погружение в онлайн-пространство сегодня уже невозможно, эти процессы актуальны и для всех участников культурного процесса, которые должны искать новые форматы. Пандемия подтвердила, что в условиях нового мира, в более выигрышной позиции те, кто вовремя и эффективно вошел в онлайн.