Искусство назло пандемии


Пандемия коронавируса и последовавшее за ней социальное дистанцирование изменили многие наши предубеждения, напомнили о подлинных ценностях. Поиск способов развлечь себя и поддержать остальных, испытать чувство сопричастности и единения вдруг побудили многих переключиться на переосмысление происходящего в креативном ключе.

e04f7f2c-b861-4cce-85a9-1a9a298c441e

Мы видим, как жители Испании и Италии выходят на балконы, чтобы поддержать врачей и друг друга аплодисментами, песнями, совместным просмотром фильмов на больших экранах.  Флешмоб Изоизоляция оказался бешено популярным в российских соц.сетях. Сейчас, когда человечество столкнулось один на один со своим одиночеством, многие обратились к искусству как средству противостояния вызовам самоизоляции. Почему? 

Большинство из нас привыкло относиться к искусству как к чему-то приятному, но не сильно важному, а если речь идет про современное искусство, то и вовсе — непонятному, пугающему, разочаровывающему. Искусство мы не едим и им не размножаемся, оно, казалось бы, абсолютно бесполезно. При этом, ни одна человеческая эпоха не знает отсутствия искусства как такового. Значит, все же, человеку оно необходимо. 

Человековедческая сущность искусства, его способность упорядочивания хаоса окружающей действительности описывались философами со времен Аристотеля. 

Искусство и творчество помогают снять внутреннее напряжение, улучшают индивидуальное и коллективное самочувствие.  Фрейд, например, предполагал, что художник благодаря высокоразвитой способности к сублимации переключает энергию низших влечений на художественную деятельность. Тем самым, избегает невроза и помогает своим зрителям, читателям, слушателям освободиться от их внутренних напряжений. 

Анри Бергсон отмечал, что творческий порыв, в которое вовлекает человека произведение искусства через опору на интуицию и бессознательное дает простор развитию мифотворческих возможностей интеллекта. Эта способность выступает защитной реакцией, позволяющей преодолеть то, что нас угнетает.  Андре Мальро считал, что высший смысл искусства в очеловечивании человека, а мир искусства является подлинно человеческим миром. А Грант Кестер, что предназначение искусства – противостоять миру, в котором мы оказались сведены к атомизированному псевдосообществу потребителей, эмоциональный опыт которых задан обществом спектакля и репетиций.  

Проект Вместе. Марина Звягинцева.
Участница офлайн public-art проекта «Вместе»

Напомним, что коллективное творчество и производство искусства на протяжении веков объединяло людей, носило не только сакральную, но и важную рекреационную функцию. От наскальной живописи до средневековых мистерий и площадного театра, праздников урожая  и тому подобное  — народное творчество и коллективное производство культурных ценностей поддерживало человечество тысячелетиями, но сегодня эти практики оказались лишними в мегаполисе, в котором многие из нас так несчастны. 

В борьбе с общим врагом мы наконец ощутили насколько в действительности разобщенными, индивидуалистскими мы были, насколько важна солидарность на местах и развитие коммуникативных практик, пускай даже на расстоянии. 
И здесь коммуникативная природа искусства приходит на помощь для выстраивание с его помощью разветвленных социальных связей, достижения взаимопонимания и трансляции эмоций.

Сфера культуры активно цифровизуется, но очевидно, что пребывание онлайн — есть лишь симулякр подлинных эмоций и чувств. Человеку необходимо общаться с себе подобными, выплескивать свои эмоции. Потребление культурного контента может быть очень интересным в образовательных и досуговых целях, но не способно заменить человеку то, чего в условиях самоизоляции он оказался лишен.

Проект Вместе. Марина Звягинцева.
офлайн public art проект Марины Звягинцевой в условиях самоизоляции

“Протянуть руку помощи и дать каждому проявить свой творческий потенциал!” — решила известная московская художница Марина Звягинцева и объединилась с соседями в  новом паблик-арт проекте “Вместе” в подмосковном поселке, где оказалась заложницей карантина.  Художница предложила соседям нарисовать что-то яркое, что впоследствии станет частью общей инсталляции, установленной в общественной зоне, как памятник творчеству жителей поселка, проявленному в условиях самоизоляции. 

Если раньше соседи ходили друг к другу в гости, дети играли вместе в футбол, то последние два месяца — это оказалось невозможным. Все боятся и волнуются. Обстановка очень напряжена. И предложение художника, от которого она считает, еще год назад, многие бы отказались  — было воспринято на ура!

Конечно, результат работы был не предсказуем, ведь в проект Марина впервые пригласила не художников.  Но гибкость, солидарность, готовность идти на уступки — вот те качества, которые становятся действительно важными для художника, в современной ситуации берущего на себя функцию культурного работника. 

Проект Вместе. Марина Звягинцева.
Пазл из офлайн public-art проекта «Вместе»

«Наивное искусство не навязывает обществу свою эстетику». Читать далее.

Художник сознательно снимает с себя лавры автора-демиурга в пользу создания социального тела,  коллективно создающего искусство. Местные жители владеют кодами, которые могут транслировать, а художник выступает в роли медиатора, помогающего выразить это в форме проекта. На первый план выходит эстетика взаимоотношений, когда творческий процесс не скрывается в результате, а демонстрируется самим фактом сотрудничества, единения для самовыражения,  отсутствием какого-либо прагматического интереса сторон. Социальные взаимодействия, преодоление культурного вакуума, изменение атмосферы места, заполнение пустого пространства смыслами становятся целью пластических преобразований художника, сквозь которые просвечивают гуманизм, солидарность и этическая подлинность.  

Проект Вместе. Марина Звягинцева
офлайн public art проект Марины Звягинцевой в условиях самоизоляции

Совместная созидательная деятельность граждан, не просто бездумно потребляющих блага цивилизации и природы, но самостоятельно творящих здоровую среду —  вот, что кажется единственным разумным вариантом осмысленного и устойчивого существования в современном мире. 

Арт-сообщество уже давно определяет противоречия современного искусства как кризис визуального и   раскол между художественными практиками и социальной реальностью.  На первый план выходит искусство социально-ангажированное и социально-вовлеченное —  активизм, акционизм, партизанинг, стрит-арт и паблик-арт, предлагающие формы совместного существования искусства и реальности как единого организма. И хотя границы между этими направлениями все более условны,  паблик-арт  (общественное искусство или искусство в общественном пространстве)  остается наиболее гуманным способом позитивных изменений. Радикальный и провокативный художественный жест здесь уравновешивают работа с людьми, консенсус и диалог художника и общества.

Подробнее про терминологические подходы к паблик-арту и критерии его идентификации как художественной практики мы с Мариной написали для научного рецензируемого журнала РГГУ “Артикульт”. Статью можно прочитать по ссылке.