Сохранение стрит-арта как Бэнкси, так и других менее известных стрит-артистов по-прежнему остается поводом для дискуссии. Воскресным мартовским утром жители лондонского района Ислингтон обнаружили, что еще прежде, чем в Финсбери парке расцвели магнолии, на соседней улице зазеленело дерево с подпиленными ветвями. На стене жилого дома подтеками краски изображалась крона, а внизу — силуэт человека со шлангом в руке, который словно распыляет «зелень». Очень скоро выяснилось, что это работа Бэнкси, и хотя сам художник, признав авторство, не стал давать пояснений, экологический посыл тут же считали жители северного Лондона и многочисленные сторонники борьбы с изменениями климата.
Фреска мгновенно стала широко известна — ведь только у самого художника более 12 миллионов подписчиков в соцсетях. Произведение вызвало настоящий ажиотаж, но всего спустя три дня подверглось вандализму – в двух местах зелень замазали белой краской. Местные власти поспешили принять экстренные меры: стену покрыли защитной пленкой, а участок огородили и установили патрулирование. А еще заверили жителей, что «продолжат изучать будущие решения с владельцем здания, чтобы люди могли наслаждаться произведениями искусства». Каждая новая работа Бэнкси немедленно обретает не только известность в мире искусства, но и становится объектом громких, подчас скандальных историй.
В конце декабря 2023 года предыдущую подтвержденную работу Бэнкси в Пэкхеме (на юге Лондона) — знак «Стоп» с изображением трех беспилотников – украли через час после появления прямо на глазах у прохожих. Схожая участь постигла граффити, которую в 2015 году Бэнкси сделал на двери театра Батаклан как дань уважения и памяти жертвам. Правда, спустя несколько лет работу обнаружили в Италии и даже осудили 8 человек за ее кражу. И это только малая часть эпизодов подобного рода. Причина столь пристального внимания кроется в востребованности его искусства арт-рынком: в 2021 году согласно глобальному рейтингу Artprice.com Бэнкси занимал 5-е место в этом списке сразу за лидерами продаж Пикассо, Баския, Уорхолом и Моне. Это произошло после рекордной стоимости в 25,4 миллиона долларов за его работу «Любовь в корзине» (знаменитую картину со скрытым в раме измельчителем, которая стала одним из самых впечатляющих событий в истории современных аукционов). Хотя в 2023 году в этом рейтинге Бэнкси занимает уже не пятое, а 53-е место среди самых продаваемых художников в мире, власти, бизнес и арт-сообщество в разных странах продолжают искать решение проблемы. И решают ее по-разному. Встает и проблема сохранности, и даже реставрации.
Городские власти Венеции недавно приняли решение восстановить мурал Бэнкси «Ребенок-мигрант», созданный им в 2019 году на стене здания вдоль канала Рио-Ново. За несколько лет под действием сырости рисунок сильно обветшал и померк. Критики убеждали, что природа стрит-арта эфемерна и временна (особенно в Венеции) и призывали не трогать работу художника, позволив ей «разрушаться» естественным образом. Но власти посчитали иначе – у этой работы большой туристический потенциал.
Иногда недовольные домовладельцы предпочитают избавиться от непрошеной достопримечательности на стенах их дома. Именно так поступили собственники недвижимости в Лоустофте (Великобритания), попытались продать работу вместе со стеной. А вот Дэвид Дамаги, владелец здания в Нью-Йорке, узнав в 2023 году, что дом, на котором был рисунок Бэнкси снесут, решил сохранить произведение, переместив участок стены на другое место. Чтобы выполнить эту сложную операцию он обратился к компании Fine Art Shippers, у которой уже был подобный опыт. Илья Кушнирский, со-основатель Fine Art Shippers, 300magazine, директор проекта Russian Icon Collection рассказал в интервью Artandyou, что работу под названием «Ghetto 4 Life», Бэнкси создал еще в 2013 году, когда месяц жил в Нью-Йорке:
Илья Кушнирский: «Все десять лет она была защищена от вандализма и повреждений плексигласовым экраном и стала культовым произведением для местного сообщества. В прошлом месяце ее перевезли из Бронкса в Коннектикут — сняли со здания, а точнее вырезали вместе с фрагментом стены. Технически это непростая задача и наша компания объединилась с нью-йоркской фирмой Chesakl, которая занимается строительством металлоконструкций. Это наш второй с 2019 года проект по перемещению стены Бэнкси, осуществленный Fine Art Shippers и Chesakl».
Кушнирский добавил, что новое место для размещения выбрал заказчик и теперь любители искусства смогут увидеть стену во внутреннем дворике одного из общественных центров в Коннектикуте.
В портфолио Fine Art Shippers перевозки стен с граффити Бэнкси в Бронксе и Бруклине. После того как художник нанес свою работы, владельцы зданий из соображений безопасности и сохранности произведения уличного искусства, демонтировали стены, чтобы перенести их в специальное хранение.
Случай в Нью-Йорке не уникален. Частный бизнес и в России иногда поддерживает инициативу сохранения объектов стрит-арта. Именно так случилось с работой художника Ивана Симонова, начинавшего когда-то с «улицы», а в настоящее время продолжающего свою художественную практику в самых разных техниках. Правда, в случае с его работой перевозка не потребовала таких технически сложных решений, как в Нью-Йорке.
Иван Симонов: «Зимой 2019 года мы поехали к морю, и я сделал эту работу на заборе заброшенной стройки, но у дороги, так как важно, чтобы ее было видно. А потом неожиданно ко мне обратились ребята, которые захотели выкупить этот забор у владельцев стройки и перевезти его к себе в пространство. Но из-за того, что прошло время и работа выгорела, они попросили о реставрации. Теперь сама газета, на которой была выполнена работа, находится в коллекции Сабины Чагиной».
Стрит-арт на арт-рынке уже давно стал востребованным направлением и проблема сохранности объектов остро стоит не только с работами мировых звезд уровня Бэнкси. Работы российских стрит-артистов достигают значительных сумм, выставляются на аукционах типа VLADEY, и предлагаются галереями. Существует также множество фестивалей уличного искусства (в Нижнем Новгороде, Перми, Екатеринбурге, Самаре и т.д.) где произведения уличных художников, как правило, демонтируются. Закономерным становится вопрос: возможно ли сохранение стрит-арта?
Стрит-арт хранение (САХ) в Санкт Петербурге — единственная в стране институция, которая ставит перед собой задачи коллекционирования, хранения, изучения и популяризации художников «уличной волны». На данный момент в коллекции более 450 предметов живописи, графики, асcамбляжей, скульптур и др. Прежде, чем работы пополнят коллекцию, их исследуют специалисты, осматривают хранители и реставраторы, а поступают новые работы из разных регионов страны благодаря экспедициям сотрудников фонда и Института исследования стрит-арта, существующего с 2017 года.
«Большинство уличных акций или проектов сохраняются в виде авторских фото или видео, либо сделаны соратниками художника. Сами же объекты со временем уничтожаются, демонтируются, некоторые из них просто стираются со стен, поскольку агрессивная уличная среда не предполагает долгосрочного сохранения работы в городском пространстве. При этом есть исключения, когда во многих городах России и мира сохраняются работы, которым может быть 10-20-30 лет и они продолжают быть в очень хорошем состоянии», — говорит директор проекта «Стрит-арт хранение», искусствовед Алина Зоря.
Стрит-арт Санкт-Петербурга: война коммунальщиков с художниками. Читать далее.
Другой известный эксперт, создатель и многолетний куратор биеннале уличного искусства «Артмоссфера» Сабина Чагина, полагает, что к вопросам сохранности стрит-арта следует подходить дифференцированно, а если есть выбор, то лучше искать способы консервации работ на месте.
Сабина Чагина: «Я не сторонник сохранения работ, которые сделаны на улице. Мне кажется, что работа создается для улицы, она, в общем-то, предназначена быть в этом месте, она сайт специфична зачастую, и помещать ее в какое-то другое пространство – это своего рода искусственная стерилизация. В целом, я думаю, что даже у многих работ может измениться и смысл из-за этого. Но практика закрытия работ оргстеклом или экраном, не лишена смысла. Во всяком случае, с работой Бэнкси дело обстояло именно так — если бы не было этого оргстекла, скорее всего, с ней бы давно уже что-нибудь произошло».
Кроме того, по словам Сабины Чагиной, сохранение стрит-арта и его музейное экспонирование часто существуют в отрыве от самого автора. «Были случаи также с работами Блю, когда их выставили в музее без его согласия. Блю очень был возмущен этим фактом, и после этого закрасил вообще все свои граффити в маленьком итальянском городе Болонье». И такая острая реакция художника отнюдь не исключение.
«К попыткам сохранения стрит-арта на улице сами художники тоже относятся по-разному, а большинство воспринимают это скорее негативно», – продолжает Алина Зоря – «в первую очередь потому, что уличное искусство довольно живое и меняющееся, и если сверху появляются новые работы, то это негласное правило в сообществе — все понимают, что твоя работа не навсегда».
Коммерциализация уличного искусства, все больший арсенал технологий, позволяющих это искусство сохранять и даже виртуализировать, позволяет дать многим работам вторую жизнь. Правда, главный вопрос остается открытым — лишает ли музейное и галерейное хранение, равно как и его дальнейшая судьба на арт-рынке, смыслов, которые некогда сделали феномен стрит-арта столь популярным во всем мире?