Хотя скульптура с давних времен использовалась для демонстрации в открытом пространстве, общей тенденцией в скульптуре ХХ веке является ее активное взаимодействие с окружающим пространством. Зачастую скульптура конца ХХ века имеет смысл, лишь во взаимодействии с той средой, где она расположена, снижая различие между скульптурой и паблик-артом. Первопроходцем масштабных скульптурных проектов, находящихся в непосредственной связи с окружающим пространством, является американский художник Клас Олденбург.
Клас Олденбург родился в 1929 г. в Стокгольме в семье дипломата. В 1936 г. вместе с семьей он переезжает в Чикаго и становится американским гражданином в 1955. Получив первоклассное образование — Йельский университет (1946-1950), Чикагский институт искусств (1950-1954), в 1956 году он переезжает в Нью-Йорк, где сближается с художниками работающими в жанре перформанса Алланом Капроу, Джорджем Сигалом и Робертом Уитменом. Вскоре он и сам становится заметной фигурой в искусстве перформанса и хэппенинга. Его известный проект того времени — яма вырытая могильщиками на заднем дворе Метрополитан музея.
В 1961 году в своей студии Клас Олденбург открывает выставку The Store (магазин), где из гипса воссоздает продукты и предметы из супермаркета. Отсюда начинается путь художника в поп-арте, движении, зародившемся в американском искусстве в 1962 г.
С середины 1960-х годов Олденбург начинает предлагать масштабные проекты нескольким городам. В 1969 г. его первая знаковая работа, «Губная помада на гусеничном ходу», была установлена в Йельском университете. С этого момента скульптура в открытом пространстве становится основной темой творчества художника.
В 1977 году Клас Олденбург женится на Кузи ван Брюген, которая становится его напарницей и партнером. В 1978 дуэт получает грант Национального фонда искусств (The NEA) на создание паблик-арт проекта в городе Салинас, штат Калифорния. Целью гранта являлось размещение скульптур современных художников в тех небольших городах, которые в противном случае никак не могли бы их себе позволить.
Салинас, штат Калифорния с населением 110 000 человек, находится на сельскохозяйственных угодьях в холмистой местности в двух часах езды к югу от Сан-Франциско. Город известен производством овощей и называет себя «Салатницей Мира».
Площадка, которую город предложил для размещения скульптуры находилась в парковой зоне на окраине города, окаймленная высокими эвкалиптовыми деревьями и конюшнями, примыкающими к стендам калифорнийского родео, на которое в июле собираются тысячи людей, и парк заполняется пикниками и живой музыкой. Посетив местный магазин головных уборов, художники увидели широкий ассортимент продаваемых шляп для фермеров, владельцев ранчо, а также для дам, чтобы работать в саду. Отсюда и родилась концепция скульптуры — в климате Салинаса, где так много работы на улице, шляпы необходимы.
В 1979 Класс Олденбург и Кузи ван Брюгген получают заказ на разработку скульптуры для парка в университетском городке Фрайбург-им-Брайсгау на Рейне в западной Германии. Когда-то на этом месте были небольшие палисадники с цветами и грядки с овощами, которые выращивали местные жители. Кузи это напомнило о ее детстве в Голландии. Одним из важнейших вещей садовода является шланг для полива, который лег в основу концепции скульптуры. Кроме того, таким образом художники хотели отдать дань уважения прошлому этого места и сделать своего рода памятник садам, которые были перемещены с этого места. Единственным заводом, который мог изготовить необходимую трубу оказался Mannesmannröhren Werke в Мюльхайме, Германия, на котором производились фрагменты газопровода, соединяющего Европу и Россию. Специально для этого проекта инженер на заводе разработал специальный метод изгиба труб, чтобы предотвратить деформацию — изобретение настолько оригинальное, что позже он запатентовал эту процедуру. Тридцать секций тщательно сформированных и подогнанных труб были доставлены во Фрайбург-им-Брайсгау вместе с элементами крана. Весной 1983 года Gartenschlauch был собран и окрашен на месте. На один только монтаж скульптуры ушло около месяца.
В 1985 году художники делают проект для Венецианской биеннале Il Corso del Coltello. Гигантский швейцарский армейский нож с веслами. Корабль был поднят на плаву перед зданием Арсенала в попытке объединить искусство, архитектуру и театр. Корабль-нож посещал музеи по всей Америке и Европе с 1986 по 1988 год.
В 1988 дуэт делает проект для Парка скульптур в Миннеаполисе. Необходимо было создать объект горизонтальной формы, который включал бы фонтан и при этом не доминировал над остальными скульптурами парка. Идея с ложкой навевала ассоциации с льдом и популярным в Миннеаполисе зимним развлечением – катанием на коньках. Поднятая часть ложки также напоминала, в увеличенном масштабе, нос корабля. Однако Кузи считала, что сама по себе ложка слишком пассивна для скульптурного объекта, что однажды в шутку продемонстрировала, положив деревянную вишню со стержнем из гвоздя в ложку, найденную в студии. Так родилась итоговая задумка, где стебель вишни превратился также в фонтан, брызги с которого покрывают поверхность вишни, так что она блестит под солнечными лучами. Расположение вишни выровнено вдоль оси основной аллеи, на которой расположены остальные скульптуры парка, так что ее красный цвет притягивает внимание посетителей. Зимой скульптура обретает новое измерение. Когда лужайка скрыта под белизной снега, вишня с ложкой напоминают мороженое.
С середины 1970-х, а затем в 1990-х годах Олденбург и Кузи Ван сотрудничали с архитектором Фрэнком Гэри, нарушая границы между архитектурой и скульптурой. В 1991 году они выполнили для проекта архитектора в Лос-Анджелесе здание-скульптуру в форме бинокля.
В 1991 г. художники получают заказ на преобразование огромного газона перед массивным неоклассическим фасадом музея искусств Нельсона-Аткинса в Канзас-Сити, штат Миссури. В одной из местных галерей, художники увидели изображения индейцев и обратили внимание на их традиционные головные уборы из перьев. Отсюда родилась первоначальная концепция паблик-арт проекта в виде больших перьев, разбросанных по лужайке, как если бы они упали с крыла огромной проходящей птицы. Но когда художники приступили к исследованию местности, то наткнулись на аэрофотоснимок музейной площадки, который напомнил им макет теннисного корта.
Воланчик встречался в творчестве художников и далее. Например, в проекте для Музея Гуггенхайма в рамках ретроспективной выставки Класса Олденбурга в Нью-Йорке в 1995 г. Скульптура была сделана для ротонды Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке в полтора раза больше, чем у Воланов, изготовленных для Канзас-Сити в 1994 году.
Перья были разнонаправленными, чтобы соответствовать спиральным пандусам Гуггенхайм. В результате становится очевидной не только вертикальность, но и горизонтальность здания. Скульптура адаптируется к различным местам, потому что его конфигурация перьев допускает различные расположения. Также воланчик открывал музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания в 1996.
Художники продолжают активную творческую деятельность. Один из масштабных проектов прошлых лет был осуществлен в 2009 году в Норвежском парке скульптур “Kistefos”, в двух часах езды на машине к северу от Осло. Парк построен вокруг остатков целлюлозного завода 19-го века, который сохранил Кристен Свеас, внук его владельца, и наполнен современной скульптурой. Когда художников попросили сделать скульптуру для коллекции, они обычным образом не стали предлагать уже существующую работу, а посетили это место, чтобы определить скульптуру, характерную именно для него.
Художникам понравился тихий склон холма, который мог стать идеальным фоном для будущей работы. Первоначально рассматривались гигантские цветы. Однако при ближайшем рассмотрении обнаружилось, что через холм проходит широкая тропа, окруженная березами и почти заросшая пышной зеленью, когда-то служившая для перевозки бревен. Так родилась идея разместить у склона канцелярские кнопки. Так как процесс измельчения бревен в целлюлозу нельзя отсоединить от превращения в бумагу. В результате, тропа была расчищена, а на ней появились скатывающиеся с холма, каждая по своей траектории канцелярские кнопки, которые зимой также напоминают лыжников, кубарем падающих с горки, теряя палки.
Источник: Oldenburgvanbruggen, Guggenheim